МЕЗО-КАЙНОЗОИСКИЙ ПЕРИОД ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КРЫМА Геологическая история равнинного Крыма

Складчатое основание Скифской плиты в начале мезозоя являлось горной сушей и только на отдельных участках межгорных впадин было прикрыто неглубоким эпиконтинентальным морем раннего и среднего триаса. В начале юры, а может быть, и в конце триаса это складчатое основание было раздроблено и в его пределах образовались ограничен­ные сбросами глубокие депрессии — грабены. В настоящее время из­вестны четыре таких грабена, выявленные по данным геофизических исследований и отчасти бурения: Каркинитский, Сивашский, Донузлав-ско-Войковский и Калиновский.

Нельзя исключить возможности того, что первые два — Каркинит­ский и Сивашский образовались на месте возникших в конце палеозоя асимметричных впадин типа краевых прогибов, которые были осложне­ны разломами, отдельные части их опущены и заполнены юрскими от­ложениями. Последние принимают, видимо, достаточно значительное участие в заполнении глубоких частей этих впадин. Среднеюрские отло­жения широко распространены также в пределах глубокой части Аль-минской впадины и осложняющего ее узкого и длинного Калиновского Грабена. В пределах последнего глинистые юрские породы вскрыты в районе города Саки. Донузлавско-Войковский узкий грабен, насколько

известно по скважинам, заполнен меловыми отложениями, но, возмож­но, на глубине в нем также присутствуют и юрские. В конце поздней юры местами на поднятых участках образовались континентальные красноцветные породы и кора выветривания.

Со второй половины готерива, со времени отложения мазанской свиты, в равнинном Крыму проявились опускания на более широкой площади, и значительная его западная часть вплоть до края Новоселов-ского поднятия была покрыта в конце готерива и начале баррема вода­ми очень мелкого моря. В середине баррема была регрессия, а затем в позднем барреме — апте море покрыло значительные пространства равнинного Крыма, отлагая толщу однообразных глин, которые продол­жали отлагаться и в раннем альбе. Вероятно, в это время вся равнинная часть Крыма была значительно снивелирована и из-под уровня моря поднимались лишь плоские невысокие возвышенности.

После кратковременной, но сильной регрессии в среднем альбе весь равнинный Крым был вновь покрыт морем, которое сплошным чехлом осадков перекрыло как прежде поднятые, так и опущенные блоки. Море проникло на окраины горного Крыма и заполнило осадками эрозионные ложбины (Мангушская, Салгирская, Зуйская и другие). Верхнеальб-ские отложения достигают значительной мощности и почти всюду сме­няются без перерыва сеноманскими. Позднемеловое море также покры­вало весь равнинный Крым. Однако, начиная с сеномана, проявляется рост как Новоселовского поднятия, так и поднятий системы Тарханкут­ского вала — Березовского, Октябрьского, Мелового, для которых есть данные по скважинам, указывающие на следы размыва в основании сеномана.

Более значительные поднятия и размыв поверхности Новоселов­ского блока и отдельных антиклиналей Тарханкутского вала произошли перед кампаном. Об этом свидетельствует трансгрессивное залегание кампанских отложений всюду, где они сохранились, на размытую по­верхность сантона — турона — сеномана и верхнего альба. Сами отло­жения кампана на поднятиях тоже уменьшены в мощности по сравне­нию с соседними впадинами.

Это указывает на длительный и значительный рост Новоселовского поднятия и Тарханкутского вала в течение позднего мела. Значительно поднят был в это время и Симферопольский выступ.

На Новоселовском поднятии отсутствуют отложения палеоцена и сильно сокращены в мощности эоценовые породы. Майкопская серия присутствует только по склонам поднятия. Это указывает на продол­жавшийся медленный подъем Новоселовского блока в палеогене. В раз­буренных скважинами антиклиналях Тарханкутского вала — Октябрь­ской, Глебовской, Межводненской и в крыльях вала имеется полный и непрерывный разрез верхнемеловых отложений, начиная с кампана и до майкопской серии.

Одновременно с ростом поднятий в течение позднего мела, палеогена и неогена происходило и прогибание впадин. Особенно глубоко проги­балась, видимо, Каркинитская впадина, в которой мощность альбских отложений превышает 1000 м, верхнемеловых — около 3000 м и палеоге­новых— около 1500 м. Сильно прогибалась и Сивашская впадина. Что же касается Альминской, то она была неглубокой.

В конце палеогена и в неогене происходило образование Индоло-Кубанской впадины, которая, как типичный краевой прогиб, интенсивно прогибалась одновременно с поднятиями мегантиклинориев Горного Kpымa и Кавказа, вдоль которых она образовалась.

Отложения майкопской серии заполняют все впадины равнинного

Крыма и отсутствуют на Симферопольском и Новоселовском поднятиях.

вероятно, они их также покрывали, хотя бы отчасти, но были потом

смыты, так как после их отложения весь равнинный Крым был приподнят

и подвергся размыву. Затем он был охвачен среднемиоценовой транс­грессией и покрыт неглубоким морем в начале среднего миоцена, потом — сменившим его сарматским морем. Среднемиоценовое и сармат­ское море перекрыло как впадины, так и все поднятия равнинного Кры­ма. Основание среднемиоценовых отложений с несогласием ложится на размытую поверхность палеогеновых отложений на Октябрьской анти­клинали. Это указывает на сильный подъем Тарханкутского вала и его размыв перед средним миоценом. Также резко несогласно среднемиоце-новые и сарматские отложения залегают на всем Новоселовском и на Симферопольском поднятиях. Таким образом, перед средним миоценом была очень резкая фаза воздымания этих структурных элементов. Ново-селовский блок после этого лишь слабо поднимался в конце плиоцена и в четвертичном периоде, образовав очень пологое, слабо приподня­тое плато, а Тарханкутский вал испытывал поднятие перед мэотисом и в плиоцене.

В мэотическом веке новая трансгрессия охватила весь равнинный Крым. После краткого перерыва в конце сармата морем была затоплена и большая часть Тарханкутского вала. Однако в его западной части, которая не погрузилась под уровень моря, мэотическое море образо­вало, согласно данным Г. А. Лычагина, глубокий залив в эрозионной долине, промытой во время поднятий.

Последняя значительная морская трансгрессия в неогене охватила равнинный Крым в понтическом веке. Понтическое море заполнило все впадины и не покрывало только, вероятно, самую возвышенную часть Новоселовского поднятия. В пределах Тарханкутского вала воды понти-ческого моря проникли в ту же эрозионную ложбину, промытую снова перед понтом, и оставили в ней свои осадки. Это свидетельствует, что вал был значительно приподнят в это время. Геоморфологические дан­ные свидетельствуют, что и позднее, в конце плиоцена и в четвертичном периоде, Новоселовское поднятие и Тарханкутский вал в южной части Тарханкутского полуострова испытывали слабые поднятия.

В конце неогена и в четвертичное время происходило формирование рельефа равнинного Крыма и образование сети речных долин и балок. В развитии речной сети важнейшую роль сыграли значительные коле­бания уровня Черного моря за четвертичное время. В частности, изре­занная береговая линия Сиваша и озёр в устье многих долин и балок связаны своим происхождением с интенсивным размывом и углубле­нием долин в эпоху резкого понижения уровня Черного моря, которое проявлялось в конце четвертичного периода и в новоэвксинское время (соответствующее вюрму). Подъем уровня моря в конце этого времени и в голоцене, т. е. в последние 15 тыс. лет, привел к затоплению устьевых частей этих речных долин, выработанных при низком уровне моря, и образованию лиманов, бухт. После их отделения от моря пересыпями они превратились в соляные озера. В это же время образовался и Си­ваш, отделившийся от Азовского моря Арабатской стрелкой.

Наши рекомендации