Сроение западного и северного, крыла мегантиклинория Горного Крыма

Северо-западное исеверное крыло антиклинального сооружения Горного Крыма в орографическом отношении соответствует предгор­ным грядам на участках между Севастополем, Симферополем и Феодо­сией. Их слагает комплекс пород от среднего альба до плиоцена, зале­гающий с общим наклоном к северо-западу, запад-северо-западу и северу и образующий моноклиналь с углами падения от 20 до 3—4°. Лишь местами моноклиналь осложнена пологими складками и неболь­шими поперечными изгибами, а также поперечными сбросами. Углы наклона в ней уменьшаются, как правило, от более древних горизонтов к более молодым, и между ними можно наблюдать целый ряд слабых угловых несогласий.

Общее простирание пород в более западной части — между Сева­стополем и Симферополем — северо-восточное. Этот участок является северо-западным крылом Крымского мегантиклинория. Слагающие его слои верхнего мела и палеогена образуют тут пологий изгиб, изменяя простирание от почти широтного в долине р. Черной близ Инкермана до северо-северо-восточного, почти меридионального между долинами Качи и Альмы. Ближе к Симферополю простирания снова становятся северо-восточными. Отложения среднего миоцена и сармата этот изгиб почти не повторяют. В целом этот изгиб соответствует весьма пологому поперечному прогибу, который образуют слои, слагающие рассматривае­мую часть Крыма. Ось этого прогиба совпадает приблизительно с доли­ной р. Бельбека, и здесь происходит заметное увеличение мощности верхнемеловых отложений, и разрез их достигает наибольшей полноты

В основании комплекса отложений, слагающих описываемое кры­ло, залегают с размывом средне- и верхнеальбские отложения, которые трансгрессивно переходят местами с подстилающих их баррем-аптских глин на готерив и более древние отложения средней юры и тавриче-ской серии.

Верхнемеловые отложения на участке северо-западного крыла также ложатся трансгрессивно с размывом на различные подстилаю-

гцие породы — от верхнего альба до таврической серии. К северо-восто­ку, к Симферополю, происходит уменьшение мощности верхнемеловых отложений и вместе с тем из разрезов выпадают слои коньяка, сантон, а затем и турон и часто сеноман, так как толща верхнего сантона и кам-пана, лежащая на подстилающих породах турона в долине Бель-бека, приближаясь к Симферополю, срезает их и переходит на сеноман. Толща кампана и Маастрихта близ Симферополя тоже уменьшается в мощности и, кроме того, срезана эоценом. Нижиеэоценовые гли­ны и нуммулитовые известняки залегают на подстилающих породах трансгрессивно и имеют более пологий уклон падения (3—8°). В райо­не между Бахчисараем и Симферополем они срезают верхние горизон­ты мела и переходят к северо-востоку на все более древние отложения, вплоть до нижнего мела (см. рис. 28).

На фоне описанного общего широкого изгиба слоев на юго-запа­де Предгорной гряды наблюдаются более мелкие, как бы второстепен­ные изгибы, осложняющие строение описываемого участка крыла. Не большой поперечный синклинальный прогиб в нижне- и верхнемеловых породах констатирован вдоль долины р. Бодрака, другой отмечен вдоль долины р. Качи. Часть крыла между этими двумя прогибами в районе Бахчисарая образует род пологого антиклинального перегиба, особенно хорошо выраженного датскими и нуммулитовыми известняками. Ось его совпадает примерно с долиной р. Чурюк-Су в Бахчисарае. Крылья отме­ченных поперечных прогибов осложнены еще более мелкими прогибами третьего порядка. Кроме того, верхнемеловые отложения в долинах Качи и Бельбека образуют на фоне моноклинального залегания продоль­ную складку — антиклиналь и синклиналь, хорошо видную по изгибу датских известняков по обоим берегам р. Бельбека, выше ст. Сюрень.

Миоценовые отложения — средний миоцен и сармат — залегают на более древних породах также резко трансгрессивно и со слабым угло­вым несогласием, в мелких нарушениях не участвуют и более выдержа­ны по простиранию. Углы падения их обычно около 2—5°. Они залегают между Симферополем и долиной Бельбека на верхнеэоценовых мергелях и олигоцене (по pp. Альме и Каче). Западнее р. Бельбек они переходят на еще более древние породы верхнего мела и юры.

В районе Симферополя и Зуи происходит довольно резкий общий изгиб в простирании пород. Они приобретают широтное направление, сохраняющееся далее на всем протяжении до середины Керченского полуострова. Этот участок к востоку от Симферополя представляет северное крыло Крымской антиклинальной структуры.

Область изгиба рассматриваемого крыла в районе Симферополя и Зуи и перехода северо-восточных простираний г широтные характери­зуется еще некоторыми особенностями. В ней мы имеем наиболее сокра­щенный разрез отложений, слагающих крыло: здесь отсутствует верхний мел и палеоцен, а многие горизонты сильно сокращены в мощности (нуммулитовые известняки, нижний мел). Резко проявляется транс­грессивное залегание отдельных горизонтов и срезание ими подстилаю­щих отложений. Так, здесь срезаны верхним сантоном коньяк и турон, эоценом — весь верхний мел, неогеном — олигоцен и эоцен, а в долине р. Зуи неоген ложится даже на нижний мел.

Кроме общего изгиба, на этом участке проявляются мелкие на­рушения в залегании слоев, выраженные рядом пологих изгибов слоев эоцена, частью куполовидных. Они, по данным Г. А. Лычагина, груп­пируются в зоны северо-восточного простирания. Лучше других выражен куполовидный выступ нуммулитовых известняков в долине Бещтерека и в неогене на левом берегу Салгира.

Все это позволяет считать, что этот участок был все время несколь­ко приподнят относительно соседних крыльев во время отложения сла­гающих их осадков. С ним связана область неглубокого (250—300 м)

залегания складчатого палеозойского основания Симферопольского поднятия, описанного ниже.

На участке к востоку от области общего изменения простирания между Зуей и горой Агармыш породы, слагающие северное крыло, имеют в общем моноклинальное северное падение и на всем пространстве разбиты поперечными сбросами. Верхнемеловые отложения между Зуей и Белогорском представлены в основном нижним комплексом сеномана, турона-коньяка, достигающим значительной мощности. Эти слои пере­крыты трансгрессивно эоценом, а местами средним миоценом и сарматом. Только восточнее долины р. Бурульчи появляется кампан-маастрихт, а затем у Белогорска — датский ярус и палеоцен и разрез становится более полным. К востоку от Белогорска, в районе Тополевки, сеноман-турон выклинивается и прямо на апт ложится кампан-маастрихтский комплекс верхнего мела. Эоценовые отложения к востоку переходят с нижнего мела на сеноман-турон, потом на кампан-маастрихт, в районе Белогорска — на датские отложения и еще далее к востоку — на палеоцен.

К востоку от Белогорска полоса распространения верхнемеловых и палеогеновых отложений образует дугообразный изгиб, отклоняясь к югу. Этот изгиб обусловлен существованием Тополевского прогиба, по­перечного к общему простиранию крыла. Он выполнен верхнемеловы­ми и палеогеновыми породами. Его расположение примерно соответст­вует осевой части Белогорского нижнемелового прогиба.

На этом участке крыла проявляются многочисленные поперечные сбросы впервые констатированные Г. Ф. Вебер, В. В. Меннером и В. В. Колюбинской. Между Белогорском и Бурульчей имеется четыре значительных сброса, секущих верхнемеловые и частью эоценовые отло­жения. Пять небольших сбросов описано в склоне Белой скалы и целый ряд — к востоку от Белогорска. Все они смещают отложения верхнего мела и палеоцена, но только часть из них пересекает эоценовые отложе­ния и уходит в олигоцен (в майкопскую серию).

Таким образом, по возрасту можно наметить две системы сбросов: первую — доэоценовую и вторую—досреднемиоценовую. В. В. Меннер изучавший этот район, выделял еще третью систему — предпалеоцено-вую, относя к ней отдельные сбросы, которые секут меловые отложения, включая датский ярус, но не затрагивают палеоцена.

К востоку от осевой части упомянутого прогиба в районе с. Тополевки, его восточное крыло разбито рядом крупных поперечных сбросов, из которых самый большой сечет все отложения от нижнего мела до олигоцена. Он, видимо, является продолжением разлома, пересекающего весь Восточнокрымский синклинорий в районе Шеллена и Ворона.

К востоку от этого сброса кампан-маастрихтские слои описываемого крыла, а также палеогеновые имеют восток-северо-восточное прости­рание и разбиты рядом поперечных сбросов на блоки. Самый боль­шой сброс далее расположен вдоль долины р. Индола и ограничивает слои описываемого крыла, отделяя их от известняков верхней юры мас­сива Агармыш. К востоку от этого разлома слои мела и палеогена сме­щены к северу и далее простираются на восток под покровом довольно мощных неогеновых и четвертичных накоплений, огибая Агармышский выступ юрских пород.

Здесь и восточнее Агармыша в строении описываемого крыла огромной ширины достигает полоса майкопской серии, простирающая­ся в сторону Керченского полуострова. Майкопская серия к северу от Тополевки залегает моноклинально, но детали ее тектоники здесь совер­шенно неизвестны, так как она прикрыта чехлом мощных четвертичных накоплений. Восточнее, близ Владиславовки, в начале Керченского полуострова, майкопская серия слагает уже ряд крутых длинных скла­док. Где на западе начинаются эти складки и как происходит переход в моноклиналь, остается неизвестным.

Подошва майкопской серии и подстилающие ее слои восточнее Ста­рого Крыма и в районе Феодосии разбиты системой сбросов на ряд бло­ковых участков. Вероятно, и сама майкопская серия затронута этими поперечными разломами. Все эти сбросы, как уже сказано выше, секут меловые и палеогеновые отложения, но не затрагивают отложений сред­него миоцена, которые спокойно залегают в районе Владиславовки, участвуя в строении пологого северного крыла. Сбросы имеют, следо­вательно, досреднемиоценовый возраст.

Восточнее меридиана Феодосии средне- и верхнемиоценовые породы описываемого крыла тянутся почти непрерывно от Владиславовки и за­тем по Парпачскому гребню Керченского полуострова, оконтуривая восточное погружение структуры Горного Крыма.

Наши рекомендации