II. Основные особенности развития при РАС

КОНЦЕПЦИЯ

образования лиц с расстройствами аутистического спектра

Преамбула

Расстройства аутистического спектра (РАС)[1] - сложное первазивное нарушение развития, основными признаками которого являются качественные нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, а также ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности. Эти расстройства проявляются, как правило, с младенческого возраста, но не позднее пяти лет жизни. С возрастом симптомы аутизма меняются, но в основных чертах сохраняются.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», введенный в действие 01.09.2013 г., рассматривает РАС как особый вид нарушения развития, и для обучающихся с РАС возможно создание специальных образовательных структур. Признание РАС особым направлением специального образования на законодательном уровне можно считать начальной точкой отсчёта в истории образования лиц с аутизмом в России.

I. Общие положения

Настоящая Концепция основывается на Конституции Российской Федерации, ФЗ №273 от 29.12.012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Законодательстве Российской Федерации в целом, ряде ратифицированных Российской Федерацией международных документов.

Воспитание и обучение является важнейшей составляющей комплексной системы сопровождения лиц с РАС. Целью создания такой системы является обеспечение этой группе населения возможно более высокого уровня социализации и социальной адаптации, интеграции в общество, достойного качества жизни на всём её протяжении.

III. Принципы организации и функционирования системы

Сопровождения лиц с РАС

Соблюдение прав человека с аутизмом

Согласно Конституции Российской Федерации (Глава 2) все граждане страны, в том числе и люди с аутизмом, имеют право на жизнь, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, реабилитацию нарушенных функций, жилище, на труд и отдых и т.д. Обеспечение каждого из этих прав связано с возникновением комплекса отношений человека с аутизмом с другими физическими лицами (прежде всего, родителями, опекунами и т.д.), организациями, учреждениями, общественными объединениями и др. В каждом из таких комплексов вне зависимости от конкретного содержания общей для всех участвующих сторон проблемы у каждой из сторон есть те или иные особые интересы. Эти особые интересы нередко противоречат друг другу и не всегда находятся в достаточном соответствии с содержанием решаемой проблемы. Соблюдение прав человека с аутизмом возможно только в том случае, если его интересы, связанные с реализацией его прав, будут приоритетными.

Так, подавляющее большинство родителей детей с аутизмом выступают за инклюзивное образование (хочется, чтобы ребёнок мог учиться, как все); государство поддерживает инклюзивное образование из соображений, что оно менее затратно, чем специальное; что касается детей с аутизмом, то образовательная инклюзия показана далеко не всем из них.

Если исходить из конституционных прав ребёнка с аутизмом, то должны быть разработаны чёткие показания (и, соответственно, противопоказания) к инклюзивному образованию, условия его реализации, альтернативные варианты при его невозможности, но в любом случае решение должно быть в максимальной степени направлено на реализацию права ребёнка с аутизмом на образование.

Индивидуальный и научно обоснованный подход к выбору

Направленность комплексной коррекционной работы в первую

Очередь на смягчение (в возможно большей степени) трудностей,

Специфичных для детей с РАС

Как показывает катамнестическое наблюдение, процент людей с аутизмом, закончивших как минимум школу (до 90%) значительно превышает процент людей с аутизмом, достигших удовлетворительной социальной адаптации (25%), процент трудоустроенных (менее трети) и процент выходящих на рынок труда (8-10%). Из двух основных направлений психолого-педагогического сопровождения – приобретения «жизненной компетенции» и овладения академическими знаниями – лимитирующим фактором для социальной адаптации, как правило, становится недостаточность «жизненной компетенции», что зависит, прежде всего, от успешности преодоления основных трудностей людей с аутизмом – недостаточности социального взаимодействия, коммуникации, проблем поведения.

В соответствии этому складывается иерархия основных направлений комплексного сопровождения (лечебно-коррекционных абилитационных мероприятий) детей с РАС:

1. Формирование «жизненной компетенции» — основное направление коррекционной работы;

2. Овладение академическими навыками — важное направление коррекционной работы, которое реализуется относительно независимо от первого, но не в ущерб ему.

Таким образом, какова бы ни была программа сопровождения ребёнка с РАС, она должна быть сориентирована прежде всего на возможно более раннее преодоление основных трудностей людей с аутизмом (с учётом индивидуальных особенностей), и только во вторую очередь на овладение академическими знаниями, умениями и навыками.

Работы

Как отмечено в п. 5, основным стратегическим направлением коррекционной работы с детьми с аутизмом является создание и развитие потребности в общении и формирование средств и форм коммуникации, а также преодоление проявлений проблемного поведения. В соответствии с отечественным и зарубежным опытом, начальный этап формирования потребности в общении и навыков коммуникации в подавляющем большинстве случаев должен проходить в форме индивидуальных занятий с постепенным, по мере снятия негативизма к общению и формирования коммуникативных навыков, переходом к групповым занятиям.

7. Этапы образования лиц с РАС

На основе организационно-методической преемственности и продолженности комплексного, в том числе психолого-педагогического, сопровождения можно выделить основные этапы: ранний, начальный, дошкольный, пропедевтический, школьный, постшкольный.

На раннем этапе (до возраста 3-4 лет) силами специалистов систем здравоохранения и образования должны решаться следующие задачи:

· первичное выявление группы риска по РАС (до 18 месяцев); обеспечивается проведением прескрининга участковыми педиатрами, детскими неврологами, семейными врачами (на основе специальной подготовки);

· начало (18-24 месяца) комплексной коррекционно-диагностической работы в центрах раннего вмешательства (ранней помощи): установление группы риска по результатам динамического психологического и клинического наблюдения и специального обследования; определение психолого-педагогического профиля как основы для начала психолого-педагогических занятий; начало психолого-педагогической коррекции; отслеживание динамики развития, включая потенциальные признаки-маркеры РАС; при необходимости – медикаментозная поддержка;

· установление диагноза (врач - детский психиатр) в 3 — 4 года (не позднее 4 лет).

Начальный этап предполагает специализированную интенсивную психолого-педагогическую коррекцию, а также медицинское сопровождение, направленные на преодоление (смягчение) основных трудностей детей с диагнозом РАС. Этот этап не имеет однозначных временных границ: от установления диагноза до определения вероятного варианта образовательной траектории (примерно с 2-4 до 4-6 лет, средняя продолжительность – 2-2,5 года). Начальный этап реализуется в Коррекционно-диагностическом и ресурсном дошкольно-школьном центре комплексного сопровождения детей и подростков с РАС (далее – Центр). Главная задача начального этапа коррекции (и деятельности Центра) — подготовка ребёнка с аутизмом к интеграции (возможно, к инклюзии) в другие образовательные организации посредством специализированной работы, направленной на смягчение в возможно большей степени основных трудностей детей с РАС.

Помимо этого, Центр решает задачи диагностики, подготовки психолого-педагогических кадров, работы с родителями, а также выполняет функции ресурсного центра для определённой территории. В Центре работают специалисты с наиболее высоким уровнем специальной подготовки по воспитанию и обучению детей с РАС и имеющие опыт такой работы.

Наиболее вероятные варианты последующей педагогической траектории:

· интеграция / инклюзия в дошкольную образовательную организацию (ДОО) на основе адаптации существующих программ дошкольного образования и индивидуального сопровождения в вопросах жизненной компетенции;

· продолжение обучения в Центре (при необходимости вплоть до школьного периода включительно).

Начальный, дошкольный, пропедевтический и школьный этапы проводятся с соблюдением условий получения образования обучающимися с РАС.[5] Эти этапы предполагают два фактически независимых вектора вариативности образования, академический и специальный, что обусловливает большое многообразие потенциальных педагогических траекторий для обучающихся с РАС.

Организации, в которых реализуется образование лиц с РАС, должны получить соответствующую аккредитацию.

Дошкольный этап (с 4-6 до 6-7 лет) реализуется в ДОО на основе сочетания индивидуально адаптированных программ ДОО и индивидуальных специальных программ по развитию результатов предыдущего этапа в плане смягчения и(ил) преодоления основных трудностей детей с РАС[6].

Пропедевтический этап направлен на подготовку детей с РАС к школьному обучению не только в академическом плане, но и в отношении социального взаимодействия с другими участниками учебного процесса, формирования учебного стереотипа, усвоения основных моментов регламента школьного поведения. Реализуется пропедевтический этап в ДОО или в Центре в возрасте 5-8 лет, его продолжительность составляет, как правило, 1-2 года.

Школьный этап проходит в форме инклюзивного образования или образования в специальных образовательных структурах для детей с РАС (классах, организациях); обучение может быть групповым, индивидуальным или индивидуально-групповым в зависимости от поведенческих и иных особенностей обучающегося. Также должен быть определён вариант ФГОС для детей с РАС с учётом опыта дошкольного образования и на основе специально разработанных критериев.

Содержание образования определяется вариантом ФГОС для детей с РАС[7] и проводится на основе индивидуальной адаптации общеобразовательных программ и индивидуальных программ по формированию «жизненной компетенции».

В ходе школьного этапа проводятся профориентация и (по возможности) начальная профподготовка в соответствии с особенностями развития и склонностями обучающихся.

Продолжительность школьного этапа — до 18 лет, при необходимости (особенно для вариантов В, C и D) – до 21 года.

Постшкольный этап является наиболее продолжительным и наиболее вариативным, его конкретное содержание во многом определяется не только эндогенными и субъективными факторами, но результатами комплексного сопровождения на предыдущих этапах. Основные аспекты — занятость, проживание, личная жизнь, досуг.

Если понимать «занятость» в широком смысле, то возможны разные варианты решения, в том числе:

· занятость как таковая;

· труд на том или ином производстве в соответствии с возможностями, способностями и склонностями;

· продолжение обучения с последующим трудоустройством.

Проживание возможно самостоятельное, полунезависимое (сопровождаемое), в условиях интерната (в случае крайней необходимости). Вариант проживания, как и организация личной жизни и досуга, должны определяться, прежде всего, особенностями развития человека с аутизмом, возможностями и желаниями его и его семьи.

С РАС

При подготовке специалистов (педагогов, психологов, воспитателей, а также медицинских и социальных работников) реализуется холистический подход: любой профессионал (педагог, психолог, врач и т.д.) вне зависимости от конкретной специализации должен быть в достаточной степени компетентным в вопросах диагностики и коррекции РАС, что обеспечивает единство цели всех участников коррекционного процесса и их взаимопонимание.

Специалисты по обучению и воспитанию детей с РАС проходят соответствующую сертификацию[8].

КОНЦЕПЦИЯ

образования лиц с расстройствами аутистического спектра

Преамбула

Расстройства аутистического спектра (РАС)[1] - сложное первазивное нарушение развития, основными признаками которого являются качественные нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, а также ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности. Эти расстройства проявляются, как правило, с младенческого возраста, но не позднее пяти лет жизни. С возрастом симптомы аутизма меняются, но в основных чертах сохраняются.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», введенный в действие 01.09.2013 г., рассматривает РАС как особый вид нарушения развития, и для обучающихся с РАС возможно создание специальных образовательных структур. Признание РАС особым направлением специального образования на законодательном уровне можно считать начальной точкой отсчёта в истории образования лиц с аутизмом в России.

I. Общие положения

Настоящая Концепция основывается на Конституции Российской Федерации, ФЗ №273 от 29.12.012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Законодательстве Российской Федерации в целом, ряде ратифицированных Российской Федерацией международных документов.

Воспитание и обучение является важнейшей составляющей комплексной системы сопровождения лиц с РАС. Целью создания такой системы является обеспечение этой группе населения возможно более высокого уровня социализации и социальной адаптации, интеграции в общество, достойного качества жизни на всём её протяжении.

II. Основные особенности развития при РАС

При РАС отмечается ряд особенностей развития, требующих специальных условий, форм и методов коррекционного воспитания и обучения. К таким особенностям относятся:

· тяжелые нарушения и искажения потребности в общении;

· дефицитарность вербальных и невербальных форм общения, включая все виды речи (устная, письменная, жестовая, тактильная, дактильная);

· разнообразные стойкие ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности, а также другие проблемы поведения;

· нарушения социального взаимодействия (неспособность воспринимать скрытый смысл, шутку, иронию, участвовать в ролевых и социо-имитативных играх и др.);

· нарушение общего уровня двигательной активности (гиперактивность, двигательная расторможенность, реже - заторможенность);

· во многих случаях высокая пресыщаемость и повышенная утомляемость;

· нарушения восприятия (гиперсензитивность, фрагментарность, гиперселективность, симультанность, трудности усвоения сукцессивно организованных процессов), трудности формирования целостного сенсорного образа;

· своеобразные особенности интеллектуального развития, не обязательно связанные с умственной отсталостью (сниженный уровень интеллекта отмечается 70-75% случаев);

· неспособность к произвольной имитации;

· высокая частота деструктивных форм поведения и страхов;

· неравномерность развития психических функций (что сказывается и на усвоении образовательных программ) как следствие искаженности развития психики и организма в целом:

а) статический аспект (разброс в степени зрелости отдельных функций, навыков, умений в пределах определённого временного среза);

б) динамический аспект (атипичность динамики развития функций и усвоения академического материала);

в) структурный аспект (диссоциация содержательной и формальной, теоретической и практической сторон познавательного процесса).

Отмеченные нарушения формируются постепенно, время манифестации - начиная с младенческого возраста примерно до пяти лет, что создаёт возможность в случае раннего начала специальной помощи уменьшить степень выраженности многих проявлений РАС в дальнейшем.

Если в других, традиционных направлениях дефектологии (даже при слепоглухоте) работа строится на взаимодействии с ребёнком, то при РАС потребность в общении снижена и(или) искажена, что требует введения особого раздела в программу работы с такими детьми, составляет основную специфику работы с аутичными детьми и делает воспитание и обучение детей с РАС наиболее сложным направлением коррекционной педагогики.

Наши рекомендации