Рабочая программа курса «методика преподавания русского языка в средней школе»
1. Общие вопросы методики преподавания русского языка в школе
Методика преподавания русского языка (МПРЯ) как прикладная наука и учебная дисциплина. МПРЯ как часть лингводидактики. Объект и предмет МПРЯ, ее задачи: определение целей и задач, содержания обучения русскому языку; формы, методы и приемы, средства обучения и контроля. Базисные понятия МПРЯ. Цель, задачи и структура вузовского курса МПРЯ. Содержание профессионально-методической подготовки будущего преподавателя русского языка средних учебных заведений. Характеристика важнейших учебных пособий по курсу.
Методы исследования МПРЯ: анализ литературы, метод наблюдения, анкетирование и тестирование учащихся, анализ документации, методический эксперимент, статистические методы, обобщение опыта передовых учителей, изучение методического наследия и др.
Методика и ее базисные науки. Философия как методологическая основа методики. Логика и МПРЯ. Связь МПРЯ с лингвистикой. Зависимость содержания обучения от уровня развития лингвистики. Терминология. Отражение в методике обучения языку и его изучения разграничения лингвистических дисциплин: 1) изучающих языковую систему по языковым ярусам (уровням), по хронологическому принципу (история языка и современный русский язык); 2) изучающих употребление языка, его функционирование (культура речи, стилистика, риторика, лингвистика текста и др.). Вопрос о целесообразности освещения в средних учебных заведениях разных принципов, подходов, понятий, представленных лингвистическими школами. Требование соответствия изучаемых в школе сведений в языке и речи положениями современной филологической науки.
Связь МПРЯ с психологией: использование в процессе обучения разных данных общей, возрастной и педагогической психологии о процессах восприятия, усвоения знаний учащихся; особенностях памяти, интересе к учению и др.
Связь МПРЯ с педагогикой и дидактикой. Использование в практике преподавания русского языка общедидактических принципов (принципы научности, преемственности и перспективности, доступности, прочности, наглядности, дифференцированного и развивающего обучения, индивидуального подхода к обучаемым, учета их возрастных особенностей и др.) и частнодидактических (специальных методических) принципов (принцип практической направленности обучения языку при опоре на практические знания, принцип коммуникативности, обучения языку как средству речевой деятельности, принцип системности и систематичности, принцип синхронности в описании языковых уровней и др.).
История развития МПРЯ.Методическое наследие прошлого как богатый источник идей, фактического материала, методов и приемов преподавания. Крупнейшие ученые-методисты прошлого: Ф.И. Буслаев (1818-1897), И.И. Срезневский (1812-1880), К.Д. Ушинский (1824-1870), А.М. Пешковский (1878-1933). Работа Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) как первооснова методики русского языка.
Вклад выдающихся отечественных лингвистов (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртене, Л.В Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов и др.) и ученых-методистов (П.О. Афанасьев, М.А. Рыбникова, Н.С. Поздняков, А.В. Текучев, Е.А. Баранов, А.Д.Дейкина, Т.А.Ладыженская, М.М.Разумовская, М.Р. Львов, А.И. Власенков и др.) в становление и развитие научной методики русского языка.
Основные направления в методике преподавания русского языка: методика преподавания русского (родного) языка (в начальной и полной средней школе), методика преподавания русского языка как неродного (включая национальные школы), методика преподавания русского языка как иностранного (РКИ).
Современная система среднего образования в России и совершенствование учебного процесса в школе. Начало реформирования средней школы (1988 г.) Многообразие современных средних общеобразовательных учебных заведений. Средние общеобразовательные школы, профильные школы (классы) с углубленным изучением предметов гуманитарного, естественнонаучного, математического и др. блоков. Альтернативные общеобразовательные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи повышенного и профессионально ориентированного уровня обучения, их специфика. Особенности преподавания русского языка в указанных общеобразовательных учебных заведениях. Условия обучения ему в вечерних школах и в средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумах и др.).
Поиски альтернативных форм обучения, новые педагогические технологии. Интерактивное обучение, классы компенсирующего обучения.
Основные направления педагогических, методических поисков. Вклад учителей-новаторов в совершенствование процесса обучения: Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Л.Н. Ланда, И.Я. Лернер, С.Н. Лысенкова, М.И. Махмутов, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Быстрова и др.
Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях, его состав и структура. Введение русского языка как учебного предмета в школу (1786г.), закрепление (восстановление) в учебном плане (1828 г.). Содержание курса русского языка к началу XX века в оценке участников I (1903г.) и II (1916-1917гг.) съездов преподавателей русского языка.
Ведущее место русского языка в образовательной области «Филология» современного Федерального базисного учебного плана (ФБУП), его познавательная практическая и воспитательная ценность в интеллектуальном, духовном и речевом развитии учащихся. Цели и задачи обучения русскому языку.
Концепция профильного обучения и проекты «Концепции образовательной области «Филология» в 12-летней школе» и «Концепции образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее /полное/ общее образование)». Государственный образовательный стандарт (ГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Филология».
Состав современного школьного курса русского языка как система лингвистических понятий разных языковых уровней, орфографических и пунктуационных правил, речевых умений, отражающих состояние развития науки о языке и языковые (речевые) потребности общества.
Структура (распределение материала по классам) курса русского языка. Обязательный минимум содержания образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку как основа современных программ по русскому языку.
Содержательные и структурные различия курса русского языка в учебных заведениях различных типов, включая профильную школу.
Виды знаний, умений и навыков по русскому языку, критерии и принципы их отбора. Система определений и правил. Единые требования к речевой, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Основные тенденции, определяющие современное состояние лингвистического образования в средних общеобразовательных учебных заведениях: а) расширение объема предмета «русский язык» и соответственно объема содержания учебного материала как за счет сближения школьного и научного (вузовского) курсов, так и за счет включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики; б) расширение временных рамок (по количеству часов, по годам обучения) изучения предмета «русский язык», а также названных лингвистических дисциплин, позволяющее реализовать идею дополнительной углубленной (при необходимости непрерывной) лингвистической подготовки; в) усиление принципа интегративности, межпредметного взаимодействия русского языка и других дисциплин в образовательном процессе (курс «Русская словесность» и др.); г) усиление текстоцентрического подхода в лингвистической подготовке; д) принцип возрождения опоры на историю языка.
Программа по русскому языкукак средство конкретизации содержания обучения данному учебному предмету в школе. Типологическая классификация программ по русскому языку: а) по месту, отводимому предмету в учебном плане; б) в зависимости от типа (вида, профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной подготовки. Принципы построения программ (расположения учебного материала в них): концентрический, линейный, линейно-концентрический, линейно-ступенчатый, линейно-параллельный (перемежающийся), блочный (модульный), спиральный. Структура и содержание программ. Отражение в программах дидактических принципов преемственности и перспективности в обучении языку. Последовательность изучения и распределения учебного материала по классам.
Программный материал по формированию языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистический компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.
Особенности действующих программ по русскому языку (основному курсу) для 5-9 классов:
1) программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыжинская, И.И. Кулибаба, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков);
2) программы изучения курса русского языка по параллельным учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М. разумовской и П.А. Леканта;
3) программы по русскому языку для 5-9, 5-11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5-11 классов под ред. В.В. Бабайцевой.
Особенности действующих программ по русскому языку для 10-11 классов: а) составитель А.И. Власенков; б) составитель Г.А. Богданова.
Программы компенсирующего обучения по русскому языку для V-IX классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.
Формы организации учебной работы по русскому языку. Урок как основная форма учебных занятий. Типы уроков по русскому языку в зависимости от их целей и содержания. Урок изучения нового материала (усвоения новых знаний), урок закрепления изученного (ЗУНов), уроки выработки умения и навыков, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля (проверки) ЗУНов. Специфика комбинированного урока, включающего сообщение новых знаний, закрепление и контроль ЗУНов. Место и значение уроков развития речи в системе обучения русскому языку. Нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-лекция, урок-практикум, урок-лабораторная работа, урок-семинар, урок-игра (деловая, ролевая), урок-зачет и др. Основные структурные элементы урока (макро- и микроструктура) и связь между ними.
Опрос учащихся на уроках русского языка, его задачи, функции, место. Виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы (работа по карточкам). Формы опроса: индивидуальный, фронтальный, уплотненный.
Виды заданий на уроках русского языка: работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание и др. Виды упражнений и письменных работ по русскому языку.
Домашние задания, их виды, способы дифференциации, индивидуализации, разнообразие содержания, правильная дозировка. Разнообразие форм проверки домашних заданий. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся на уроках русского языка. Формы работы на уроке: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся, мотивировка оценок на уроке и их стимулирующая роль. Проблема «поурочного балла».
Планирование работы по русскому языку. Цели, задачи и принципы планирования учебного материла. Виды рабочих планов учителя: годовые (календарные), тематические и поурочные планы-конспекты. Виды поурочных планов-конспектов: описательные, схематические, планы-графики.
Система уроков по одной теме. Учет принципов преемственности и перспективности в построении системы уроков. Постепенное наращивание трудностей дидактического материала. Повторение на уроках русского языка, его виды.
Основные требования к современному уроку русского языка.
Этапы и технология подготовки учителя к уроку.
Принципы анализа урока, его виды (поэлементный, системный и др.) и параметры. Значение владения самоанализом урока.
Факультативные занятиякак форма углубленной теоретической и практической подготовки учащихся по русскому языку, средство осуществления дифференцированного, личностно ориентированного обучения, развития интереса к изучению языка.
Цели и задачи факультативных занятий.
Виды факультативов (типология): углубляющие, расширяющие, восполняющие. Разнообразие программ факультативных курсов. Пособия для учителей и учащихся по факультативным курсам (учебные комплекты) Виды занятий, методы используемые при проведении факультативов. Развитие познавательной активности и творческих способностей у учащихся, выработка у них навыков самостоятельной работы, обучение конспектированию и реферированию. Вопрос о специфике и соотношении факультативных курсов и обязательных занятий (курсов) по выбору (элективах), выделяемых в действующем БУП и новом его проекте (в виде школьного компонента).
Внеклассная (внеурочная) работапо русскому языку как форма формирования интереса к предмету, ее значение и место в образовательном процессе. Принципы организации внеклассной работы: добровольность и избирательность, доступность, практическая направленность, научная углубленность, занимательность и др. Содержание внеклассной работы: массовые, групповые, индивидуальные и коллективные («объединяющие»); постоянно действующие и эпизодические. Виды внеклассных мероприятий по русскому языку: олимпиады, викторины, конкурсы, КВН, утренники и вечера, недели русского языка, ученические конференции, лингвистические экспедиции и экскурсии, устные журналы и др. Выпуск в классе занимательных материалов (уголок русского языка, лингвистический бюллетень, журнал). Кружок как традиционная форма внеклассной работы. Методы работы на внеклассных занятиях. Пособия и методическая литература по внеклассной работе.