Психолого-педагогические программы помощи лицам с проблемами в развитии.
Целью программыпомощи детям с ОВЗ является создание оптимальных социально-психолого-педагогических условий для коррекции недостатков развития, нормализации учебной деятельности, активизации познавательной деятельности, благоприятной адаптации и социализации.
Задачи:создание среды для успешногоразвития и соцадаптации ребёнка;защита прав обучающегося, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социально-психологическая поддержка и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;комплексная диагностика возможностей и способностей ребёнка;реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие в разработке образовательных программ адекватных возможностям и особенностям учащихся;социально-психологическая помощь детям и семьям групп особого внимания;проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей;разработка и внедрение занятий на коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений; использование комплекса развивающих занятий на мотивационно-ценностное отношение к школе, стимулировать развитие его психических процессов; содействие личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных этапах, развитие творческих способностей; повышение психологической компетентности родителей и педагогов в закономерностях и особенностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Программы составляются в соответствии с рекомендациями (ПМПК) и медико-социальной экспертизы.
Принципы формирования программы: принцип индивидуального подхода; принцип поддержки самостоятельной активности ребенка; принцип социального взаимодействия; принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания (необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания; принцип партнерского взаимодействия с семьей.
60. Современные возможности и проблемы получения высшего профессионального образования лицами с ограниченной трудоспособностью.
Как показывает практика, особые образовательные потребности лиц с ОВЗ продолжают сохраняться и на этапе освоения ими профессии/специальности. Часть инвалидов в силу тяжести недуга не могут быть профессионально заняты и, соответственно, их потребность в профессиональном образовании, в лучшем случае, трансформирована в потребность овладения трудовыми навыками и навыками самообслуживания. У другой части - состояние здоровья накладывает существенные ограничения на выбор сферы трудовой деятельности и, следовательно, профессии, а подчас и уровня профессионального образования. Остальные при создании необходимых и достаточных условий, а также при желании, могут получить любое не противопоказанное для них профессиональное образование в соответствии со своими способностями.
Процесс создания условий для интеграции требует научной обоснованности, учёта характера различных групп инвалидности и ряда других факторов.
Важнен характер складывающихся отношений с руководителями, преподавателями и другими студентами/учащимися. Законодательство обеспечивает инвалидам право на недопущение их дискриминации во всех сферах жизни, в т.ч. при получении образования. Государственная политика в области образования должна базироваться на принципе общедоступности и адаптивности системы к уровням и особенностям развития обучающихся и гарантирует возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения.
Одной из основных задач здесь является повышение уровня доступности объектов образования для инвалидов и других маломобильных групп населения. Государственные ВУЗы должны быть специально оборудованы на физическом уровне: расширение дверных проемов и лестничных пролетов; оборудование легкодоступных пандусных съездов, путей движения внутри зданий и поручней; оснащение специальных санитарно-гигиенических помещений; оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами; оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и голосового оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией; оборудование специальных мест в аудиториях (с увеличенной рабочей зоной, специфическим освещением) и т. д. Обязательным условием также является создание и внедрение ИТ и технических средств: пополнение библиотечного фонда (шрифт Брайля); оснащение табло для телетекста.
Современный уровень развития технологий обладает огромным потенциалом для компенсации утраченных инвалидами функций и расширения их возможностей не только в образовательном процессе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. Научный поиск и интересы сотрудников кафедры на данный момент простираются в область использования виртуальной реальности, трёхмерного сканирования и 3D-печати. Адаптация и применение новейших технологий для формирования безбарьерной среды и обеспечения доступности позволит значительно увеличить количество людей с ОВЗ, получающих высшее профессиональное образование.