Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.

Существующие медицинские классификации нарушений слуха направлены на диагностику и последующее лечение нарушения. Специаль­ная педагогика требует собственной, педагоги­ческой, классификации этой категории лице огра­ниченными возможностями для выбора наиболее оптимальной образовательной методики, мак­симально учитывающей особенности недостат­ка обучаемого.

Педагогические классификации основаны на возможностях ребенка в плане восприятия речи (и шепота) на определенном расстоянии. Чаще всего в нашей стране используется классифи­кация Л. В. Неймана, согласно которой уста­новлены три степени тугоухости. Также широко распространена классификацияР. М. Боскис (последовательницы ученияЛ.С. Выготского) о сложной структуре развития детей с ограни­ченными возможностями, вследствие которой первичные отклонения развития влекут за со­бой вторичные.

Согласно классификации Боскис, дети подраз­деляются на категории с учетом степени пора­8ндии8слуховой деятельности, времени дей­ствия нарушения и уровня развития речи при существующем нарушении. Нарушение слуха ребенка влияет на процесс развития личности в целом, формирование комплексов, в том чис­ле и неполноценности, которые в дальнейшем ведут к замкнутости, так как в отличие от взрос-]8нди человека со сформированной речью вле-Iчет за собой нарушения речи, следовательно, мыслительной и познавательной деятельности. У детей с частично сохранившимся слухом в за­висимости от уровня развития речи существует возможность развития остаточного слуха. Спо­собность развития речи при нарушенном слухе зависит от уровня развития ребенка и его8ндии­видуальных способностей, от степени наруше­ния слуховой деятельности, от времени продол­жительности нарушения и т.д.

Согласно теории Боскис, дети с недостатка­ми слуха подразделяются на слабослышащих, глухих и позднооглохших.

Слабослышащие— дети, имеющие нару­шения слуха в такой степени, что сохраняется возможность самостоятельного развития речи за счет остаточного слуха.Глухие—дети, имею­щие нарушения слуха в такой степени, что са­мостоятельное развитие речи становится не­возможным.

Позднооглохшие— категория детей, кото­рые до потери слуха обладали сформировав­шейся речью.

Образование детей с нарушениями речи осу­ществляется при помощи специальных образо­вательных методик с опорой на сохраненные зрительные функции, если у ребенка полностью отсутствует слух или слух утрачен после форми­рования речи. Для обучения слабослышащих детей применяются приемы и методики, опираю­щиеся на слухозрительное восприятие обучаю­щихся детей.

45. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха.

В современной сурдопедагогике применяются две системы обучения: на основе билингвистического подхода; на основе словесной речи.
Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов.

Билингвистический подход основан на билингвизме - двуязычии, одновременном пользовании двумя языками.Сущность в том, что средствами специального образовательного процесса являются:словесная речь; жестовая.Жестовая— способ общения людей, лишенных посредством жестов. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:устранению коммуникативных барьеров между педагогами иучащимися;созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; увеличению объема учебной информации; ускорению ее передачи;восприятию учащимися;усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.Необходимо решить следующие задачи:найти оптимальное соотношение жестового и словесного в учебном процессе;разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка;создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обуч. глухих в условиях билингвистической педагогической системы, разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.

Система обучения на основе словесной речи была разработана в 50-х гг.
Ее основные принципы:в целях активизации речевого общения эффективна дактиль. При работе по системе обучения словесной речи происходит практическое овладение языком.
Развитие технических возможностей слухопротезирования значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

Наши рекомендации