Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.
Существующие медицинские классификации нарушений слуха направлены на диагностику и последующее лечение нарушения. Специальная педагогика требует собственной, педагогической, классификации этой категории лице ограниченными возможностями для выбора наиболее оптимальной образовательной методики, максимально учитывающей особенности недостатка обучаемого.
Педагогические классификации основаны на возможностях ребенка в плане восприятия речи (и шепота) на определенном расстоянии. Чаще всего в нашей стране используется классификация Л. В. Неймана, согласно которой установлены три степени тугоухости. Также широко распространена классификацияР. М. Боскис (последовательницы ученияЛ.С. Выготского) о сложной структуре развития детей с ограниченными возможностями, вследствие которой первичные отклонения развития влекут за собой вторичные.
Согласно классификации Боскис, дети подразделяются на категории с учетом степени пора8ндии8слуховой деятельности, времени действия нарушения и уровня развития речи при существующем нарушении. Нарушение слуха ребенка влияет на процесс развития личности в целом, формирование комплексов, в том числе и неполноценности, которые в дальнейшем ведут к замкнутости, так как в отличие от взрос-]8нди человека со сформированной речью вле-Iчет за собой нарушения речи, следовательно, мыслительной и познавательной деятельности. У детей с частично сохранившимся слухом в зависимости от уровня развития речи существует возможность развития остаточного слуха. Способность развития речи при нарушенном слухе зависит от уровня развития ребенка и его8ндиивидуальных способностей, от степени нарушения слуховой деятельности, от времени продолжительности нарушения и т.д.
Согласно теории Боскис, дети с недостатками слуха подразделяются на слабослышащих, глухих и позднооглохших.
Слабослышащие— дети, имеющие нарушения слуха в такой степени, что сохраняется возможность самостоятельного развития речи за счет остаточного слуха.Глухие—дети, имеющие нарушения слуха в такой степени, что самостоятельное развитие речи становится невозможным.
Позднооглохшие— категория детей, которые до потери слуха обладали сформировавшейся речью.
Образование детей с нарушениями речи осуществляется при помощи специальных образовательных методик с опорой на сохраненные зрительные функции, если у ребенка полностью отсутствует слух или слух утрачен после формирования речи. Для обучения слабослышащих детей применяются приемы и методики, опирающиеся на слухозрительное восприятие обучающихся детей.
45. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха.
В современной сурдопедагогике применяются две системы обучения: на основе билингвистического подхода; на основе словесной речи.
Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов.
Билингвистический подход основан на билингвизме - двуязычии, одновременном пользовании двумя языками.Сущность в том, что средствами специального образовательного процесса являются:словесная речь; жестовая.Жестовая— способ общения людей, лишенных посредством жестов. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:устранению коммуникативных барьеров между педагогами иучащимися;созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; увеличению объема учебной информации; ускорению ее передачи;восприятию учащимися;усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.Необходимо решить следующие задачи:найти оптимальное соотношение жестового и словесного в учебном процессе;разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка;создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обуч. глухих в условиях билингвистической педагогической системы, разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.
Система обучения на основе словесной речи была разработана в 50-х гг.
Ее основные принципы:в целях активизации речевого общения эффективна дактиль. При работе по системе обучения словесной речи происходит практическое овладение языком.
Развитие технических возможностей слухопротезирования значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.