Нормативно-правовая база деятельности ДУ
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З.
2. Закон Республики Беларусь «О ПРАВАХ РЕБЕНКА» от 19.11.93 № 2570-ХII, № 440-3 от 25.10.2000 (изменения и дополнения)
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 июля 2000 г. № 35 "О КОНЦЕПЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".
4. Конвенция о правах ребенка от 15.09.1990г.
5. Декрет № 18 от 24 ноября 2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
6. Инструкция по охране жизни и здоровья детей в детских дошкольных учреждениях.
7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования».
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.08.2008 № 1193 "ПРОГРАММА развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы".
9. Инструктивно-методические письма «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования»
10. Учебная программа дошкольного образования .
6.2. Учебно-педагогическая документация:
1. Образовательные программы для дошкольного звена.
2. Программы дополнительного образования.
3. Программы спецобразования.
4. Годовой план работы учреждения (по форме).
5. Книга протоколов педагогического совета и документы к ним.
6. Управленческие справки по итогам контроля.
7. Протоколы заседаний методических формирований педагогов и материалы к ним.
8. Режимы дня, сетки занятий.
9. Протоколы заседаний Советов образовательного учреждения.
10. Рабочая документация педагогов и специалистов.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общие положения
1.1 Воспитатель учреждения дошкольного образования относится к категории специалистов.
1.2 Должность
воспитателя учреждения дошкольного образованиявысшей квалификационной категории может занимать лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения первой квалификационной категории не менее 3 лет.
воспитателяучреждения дошкольного образованияпервой квалификационной категории может занимать лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения второй квалификационной категории не менее 3 лет.
воспитателя учреждения дошкольного образованиявторой квалификационной категории может занимать лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения не менее 2 лет.
воспитателя учреждения дошкольного образования может занимать лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.
1.3 Воспитатель учреждения дошкольного образования оформляется на работу на основании заключенного с ним трудового договора (контракта) приказом директора школы-сада после согласования с отделом образования.
1.4 Воспитатель учреждения дошкольного образования подчиняется непосредственно директору школы-сада, заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности воспитатель учреждения дошкольного образования руководствуется:
1.5.1 нормативными правовыми актами, а также отраслевыми руководящими и методическими документами по вопросам дошкольного образования, воспитания, правам ребенка;
1.5.2 приказами и распоряжениями руководителя учреждения;
1.5.3 Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь о правах ребёнка, Конвенцией ООН о правах ребёнка.
1.6 Воспитатель дошкольного учреждения должен знать:
1.6.1 нормативные правовые акты и другие программно-методические документы по вопросам дошкольного образования, правам ребенка;
1.6.2 педагогику и методику дошкольного образования;
1.6.3 детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
1.6.4 основы дефектологии, детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
1.6.5 достижения педагогической науки и практики по дошкольному воспитанию;
1.6.6 правила охраны жизни и здоровья детей;
1.6.7 основы доврачебной помощи;
1.6.8 правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
1.6.9 основы трудового законодательства
Функции
2.1 Основными функциями воспитателя учреждения дошкольного образования являются:
2.1.1 проведение образовательного процесса с детьми;
2.1.2 организация выполнения детьми распорядка дня;
2.1.3 обеспечение охраны здоровья детей;
2.1.4 обеспечение знаний работниками дошкольного учреждения технологии выполняемых работ, правил охраны труда и пожарной безопасности;
2.1.5 содействие социализации воспитанников, взаимодействие с семьями по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.
Должностные обязанности
Воспитатель учреждения дошкольного образования:
3.1 Планирует, организует и проводит образовательный процесс и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
3.2 Организует выполнение детьми распорядка дня.
3.3 Обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.
3.4 Осуществляет дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формирует его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные отношения.
3.5 Способствует созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.
3.6 Приобщает детей к национальной культуре, ее традициям.
3.7 Использует в практике новейшие научно-методические материалы в области воспитания.
3.8 Осуществляет педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей, специалистами дошкольного учреждения и школы.
3.9 Координирует деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
3.10 Участвует в работе педагогических советов, общих собраний, методических объединений и выполняет их решения.
3.11 Работает над повышением своего профессионального и культурного уровня.
3.12 Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, правила охраны труда и пожарной безопасности.
3.13 Постоянно повышает свою квалификацию как самостоятельно, так и в соответствии с программами, предлагаемыми учреждением.
3.14 Должен быть в курсе всех новых методов работы и мировых достижений в сфере своей деятельности.
3.15 Участвует в обсуждении информации о новых методах работы, в том числе периодически готовит доклады на эту тему.
3.16 Совершенствует игровую предметно-развивающую среду.
3.17 Несет персональную материальную, дисциплинарную, административную, уголовную ответственность:
- за жизнь и здоровье воспитанников при организации образовательного процесса;
- за соблюдение нормативных актов по охране труда, выполнение приказов, распоряжений, инструктивных документов вышестоящих органов управления по вопросам охраны труда, пожарной безопасности;
- за обеспечение здоровых и безопасных условий воспитанников при проведении образовательного процесса, походов и экскурсий, праздников и развлечений.
3.18 Организует обучение воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного поведения дома, на улице, во время походов, экскурсий, спортивных соревнований и т.д.
3.19 Оперативно извещает директора школы-сада о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию помощи потерпевшему.
3.20 Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, доводит до сведения директора школы-сада обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса.
Права
Воспитатель учреждения дошкольного образования имеет право:
4.1. Повышать свою квалификацию за счет организации, в том числе выписывать для служебного пользования периодические издания, освещающие методику работы.
4.2. Вносить предложения по совершенствованию организации и методики работы.
4.3 Аттестоваться на квалификационную категорию в соответствии с Положением об аттестации педагогических работников системы образования Республики Беларусь.
Ответственность
Воспитатель учреждения дошкольного образования несет ответственность в соответствии с трудовым законодательством:
- дисциплинарную – при неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него данной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка и другими документами обязанностей;
- материальную – при причинению своими действиями или решениями ущерба учреждению.