Балл — кое-что из указанных параметров осуществляется от случая к случаю, т.е. эпизодически, бессистемно.
Вграфе «Примечание»администрацией могут фиксироваться как положительные, так и отрицательные тенденции, выявленные при наблюдении за деятельностью педагога.
Оценочная шкала обязательно должна содержать выводы и предложения по совершенствованию работы педагога с детьми.
Примерный содержательный анализзанятия по изобразительному искусству на тему «Листья»
Соответствие поставленных на занятии задач | Задачи занятия определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствует особенностям детей старшего дошкольного возраста. Занятие характеризуется наличием дидактических задач: обучающей (закрепить приемы аппликации в технике торцевания) ; развивающей (развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, воображение) ; воспитательной (воспитывать у детей уважение к природе) |
Создание условий для проведения занятия | Подготовка к занятию включала в себя подбор материала и пособий (шаблоны листьев , квадраты из цветной бумаги , кисточка, карандаш, салфетка, клеенка, ножницы, ПВА). Успешному решению поставленных целей способствовала предварительная работа на тему «Разбери листья» ( рассматривание картин ,беседы с детьми, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок , наблюдения в природе, различная игровая деятельность детей). В индивидуальной работе с детьми использовались учебно-наглядные пособия .С учетом конкретно решаемых задач, на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования( влажная уборка, проветривание, подбор мебели) |
Соответствие структуры занятия его задачам | Структура занятия соответствовала его задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия. У детей уточнялись и систематизировались представлениях об овощах и фруктах. На протяжении всего занятия использовались различные приемы, направленные на привлечения внимания детей: в упражнении изменение интонации, в игровом упражнение чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание, мяч они получали не в порядке очёредности, а выборочно. Активизация и расслабление мышц произошли во время физкультминутки. Воспитательная задача решалась во всех частях занятий. |
Реализация здоровьесберегающего подхода | Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия( сокращалось количество вопросов, при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности, сменялись позы на протяжении занятия; в первой части занятия дети находились на ковре. В подвижной игре стояли в кругу и использовался мяч, в дети сидели за столами, во время физкультминутки постоянно меняли позы. На занятиях предусмотрена интеграция различных видов деятельности : общение, игровая , познавательная. Благоприятному эмоциональному климату во время занятия способствовали сотрудничество , диалоговое взаимоотношение, использований одобрений, похвала. При организации работы детей за столами были учтены особенности детей, обеспечивался контроль за осанкой ребенка. |
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям(темперамент, характер, способности, пол) | Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: при проведении игр первым выполнение задания было предложено детям с холерическим темпераментом, постоянно обращалось внимание на менее активных детей , застенчивых( похвала, одобрение поддержка). При подборе материала были дифференцированы задания для детей с учетом особенностей. |
Использование разнообразных форм организации детей на занятии | На занятии предусмотрены индивидуальные и коллективные формы организации детей. В играх стимулировалась активная деятельность каждого ребенка. В задании составь описательный рассказ демонстрировалась индивидуальная работа воспитанников. Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей. |
Эффективность используемых методов и приёмов для успешной реализации поставленных задач | На занятии преобладают игровые методы, что способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизация каждого ребенка, обеспечено речевой, познавательной и творческой активности воспитанников. Игровые методы позволили уйти от дисциплинарной модели образовательного процесса. Кроме игровых методов использовались методы упражнений, проблемных вопросов. Для активизации мышления использовались наводящие вопросы , вопросы, требующие интеллектуальной активности и самостоятельной мыслительной деятельности. В процессе работы использовались приемы: уточнение, пояснение, объяснение. |
Реализация личносто-ориентированного подхода | Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивались в создании для каждого ребенка ситуации успеха, права выбора содержания и способа деятельности, в поощрении каждого ребенка в той или иной части занятия. |
Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи» | На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса , внимания, активности, работоспособности отдельных детей, оказывалась поддержка каждому ребенку. У детей формировались умения координировать свои действия с совместной деятельности, считаться с желаниями и потребности другого, уметь слушать. |
Анализ деятельности детей на занятии | На занятии дети были послушными, любознательными , активно принимали участие в ходе занятия (отвечали на поставленные вопросы, задавали их, выполняли групповые и индивидуальные задания) . Пытались помогать друг другу в возникавших трудностях. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы. |
ТЕМА№2.Образовательная область : Искусство. Изобразительная деятельность
Задание №1. Ознакомление с планированием работы по изодеятельности в детском саду.
Методика выполнения задания
Слушатели знакомятся с календарным планом воспитателя своей возрастной группы и делают анализ работы с детьми по изодеятельности за квартал: задачи, формы работы, содержание.
Задание №2.Самостоятельное проведение занятия по изобразительной деятельности (зачетное занятие)
Задание №3. Провести самоанализ занятия с опорой на примерную «оценочную шкалу» (авторы Лобынько Л., Швецова Т.)
ТЕМА№3.Образовательная область : Ребенок и природа
Задание№1. Ознакомиться с содержанием и формами природоведческой работы с детьми в группе.
Методика выполнения задания
Слушатели ведут наблюдения за деятельностью воспитателя и детей (организация трудовой деятельности в уголках природы, проведение дидактической игры природоведческого содержания, рассматривание альбома и т.д.) и фиксируют: содержание деятельности, сформированность навыков деятельности, отношение детей к трудовой деятельности, приемы руководства деятельностью детей со стороны воспитателя.
Задание №2 Выявить содержание и формы природоведческой работы с детьми на прогулке.
Методика выполнения задания
В своей возрастной группе студенты знакомятся с организацией труда в природе, наблюдения за объектами живой и неживой природы, индивидуальной работы с детьми по ознакомлению с природой, разными видами игр с природоведческим содержанием и т.д., выявляют особенности руководства этими видами деятельности.
Задание №3Самостоятельное проведение занятия по ознакомлению с природой(зачетное занятие) .
Задание №4. Провести самоанализ занятия с опорой на примерную «оценочную шкалу» (авторы Лобынько Л., Швецова Т.)
Тема№4.Образовательная область: Элементарные математические представления
Задание №1. Изучение усвоения детьми программы развития математических представлений. (См. Учебная программа дошкольного образования\м-во образования Респ. Беларусь.- Минск : НИО; Аверсэв, 2013.-416с.)
Методика выполнения задания.
Самостоятельно подобрать диагностические задания и упражнения для выявления усвоения детьми программы по развитию элементарных математических представлений. Обследовать детей одной из возрастных групп (по выбору). При подборе диагностических заданий необходимо опираться на ниже указанные показатели. К концу года дети должны:
во второй младшей группе:
1) различать и называть много предметов и один, находить их в окружающей обстановке;
2) сравнивать две группы предметов с помощью приемов наложения и приложения, отражая результаты сравнения словами: «больше», «меньше», «поровну»;
3) сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, объему в целом, отражая результаты сравнения в речи: длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, одинаковые;
4) узнавать и называть круг, квадрат, треугольник;
5) понимать слова: вверх, вниз, вперед, назад, слева, справа;
6) знать части суток: утро, день, вечер, ночь;
в средней группе:
1) считать (отсчитывать) в пределах 10, (количественный и порядковый счет), знать цифры до 10;
2) сравнивать две группы предметов по количеству, используя счет, уметь уравнивать их двумя способами (добавляя или убирая предметы);
3) считать звук, предметы на ощупь до 5, движения до5;
4) раскладывать в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте до 5 предметов;
5) узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, овал, куб, шар, цилиндр,
6) понимать смысл слов: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, около, рядом, близко, далеко, знать правую и левую руку;
7) различать вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
в старшей группе:
1) считать в пределах 10 (количественный и порядковый счет), знать цифры;
2) понимать независимость числа от величины предметов, расстояния между ними, пространственного расположения, направления счета;
3) знать количественный состав числа из единиц в пределах 10;
4) понимать отношения между последовательными числами натурального ряда;
5) уметь делить целое на равные части;
6) измерять с помощью условной мерки протяженность, объем жидких и сыпучих веществ;
7) раскладывать предметы до 10 в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине;
8) называть форму предметов и геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр;
9) уметь двигаться в указанном направлении, определять место своего положения в пространстве, положение того или иного предмета по отношению к другому;
называть последовательно дни недели и времена
Для диагностики используются дидактические средства, игры, упражнения, проблемные вопросы и ситуации, занимательный математический материал, логические задачи и т.д.
Задание №2. Самостоятельное проведение занятия по ЭМП (зачетное занятие)
Задание №3.Провести самоанализ занятия с опорой на примерную «оценочную шкалу» (авторы Лобынько Л., Швецова Т.)
Блок 2Содержание индивидуального задания в области методической работы в УДО
В области методической работы слушатели выполняют индивидуальное задание и готовят методический отчет-доклад по указанной теме в соответствии с планом.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Теоретический аспект темы
1.1.Краткая характеристика основных направлений и форм работы с семьёй в УДО.
1.2. Примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй.
Практический аспект темы
2.1 Проанализировать работу с родителями воспитателя группы. Для анализа использовать шкалу самооценки личностных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями, и анкету для педагогов.
2.2. Разработать и провести консультацию для родителей (тема по выбору)