Тема №2 Наблюдение специально организованной деятельности воспитателя с воспитанниками

Тема № 2.1.Речевое развитие. Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»

Задание№1. Провести педагогическое наблюдение занятий воспитателя, их протоколирование и анализ по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения».

Методика выполнения задания. Слушатели наблюдают проведение заня­тия по развитию речи в своих возрастных группах, ведут запись деятель­ности воспитателя и детей, анализируют занятие по вопросам:

-оценка программного содержания, соответствие его возрасту и требова­ниям программы;

-подготовка воспитателя и детей к занятию;

- структурные части занятия, их взаимосвязь, логика, направленность на решение поставленных задач, поддержание интереса к содержанию за­нятия;

-реализация методических принципов речевого развития дошкольников на занятии;

-методы и приемы развития речи детей на занятии, их эффективность разнообразие;

-речевая активность детей;

-речь воспитателя;

-достижение поставленных задач.

Тема №2.2. Эстетическое развитие. Образовательная область «Искусство. Изобразительная деятельность»

Задание№1. Провести педагогическое наблюдение занятий воспитателя, их протоколирование и анализ по образовательной области «Искусство. Изобразительная деятельность» (сделать фотозапись одного занятия на выбор).

Методика выполнения задания.

Вопросы для обсуждения:

1. Соответствуют ли педагогические методы и приемы, используемые на занятиях, содержанию занятий и возможностям детей?

2. На развитие каких творческих способностей были направлены методические приемы воспитателя?

3. Активность и самостоятельность детей в процессе работы, их эмоциональные проявления;

4. Результаты работы детей, их содержание и качество;

5. Соответствует ли качество детских работ возрасту и программным требованиям?

6. Какие задачи необходимо решать воспитателю в дальнейшей работе?

7. Достаточно ли оснащение дошкольного учреждения материалом по изодеятельности?

8. Насколько соответствует планирование работы по изодеятельности в своей возрастной группе педагогическим и методическим требованиям?

Дополнительные вопросы для изучения при наблюдении:

Лепка

- умеют ли дети использовать различные материалы в лепке;

- владеют ли приема­ми (скатывание, рас­катывание, защипыва­ние, сплющивание);

- творчески ли отно­сятся к своей работе;

- испытывают ли интерес к работе;

- соблюдают ли последовательность в работе;

- дети выполняют задание самостоятельно (после вторичного объяснения не приступают, а ждут подсказки, копируют соседа);

- умеют ли работать в коллективе, рядом с группой детей

Аппликация

- умеют ли дети подби­рать для своей работы нужный материал,

- владеют ли различными техническими навыками (складывание бумаги по­полам, гармошкой, по диагонали);

- умеют ли пользоваться необходимым инструментом;

- соблюдают ли последовательность в работе;

- дети выполняют задание самостоятельно (после вторичного объяснения не приступают, а ждут подсказки, копируют соседа);

- творчески ли отно­сятся к своей работе;

- умеют ли работать в коллективе, рядом с группой детей.

Рисование

- умеют ли дети использо­вать различные материалы в рисовании;

- владеют ли различными техническими навыками;

- умеют ли самостоятель­но выбирать материал;

- могут ли перенести со­держание в рисунок;

- проявляют ли самостоятельность в поиске творческого подхода изображения (вариант изображения);

- умеют ли один и тот же предмет изображать по-разному;

- заинтересованы ли дети рисованием;

- умеют ли работать в коллективе, рядом с группой детей.

Тема №2.3.Познавательное развитие. Образовательная область «Ребенок и природа»

Задание№1. Провести педагогическое наблюдение занятий воспитателя, их протоколирование и анализ по образовательной области «Ребенок и природа».

Методика выполнения задания. Для анализа занятия необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Подготовка воспитателя к занятию

– Подбор демонстрационного и раздаточного материала.

– Рациональное расположение материала.

– Содержание предварительной работы с детьми.

2. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии.

3. Использование разнообразных форм организации детей на занятии (ра­бота малыми подгруппами, в парах, индивидуальная и коллективная).

4. Соответствие программного содержания возрасту детей.

5. Заинтересованность детей.

6. Вопросы к детям: последовательность, точность, логичность.

7. Опирались ли дети на свой опыт и знания?

8. Установление связи между объектами (живой природы, неживой природы).

9. Сформирована ли система знаний в определенном направлении?

10. Оправданность и рациональность выбора методов и приемов работы с детьми (разнообразие, эффективность).

11. Каковы приемы активизации умственной деятельности детей, их результативность?

12. Имеет ли место взаимосвязь индивидуальной и фронтальной работы на занятиях?

13. Какова методика оценки деятельности детей? (Оценка, самооценка, взаимооценка).

14. Структурные части занятия, их взаимосвязь, логика.

15. Соответствует ли планирование работы по ознакомлению детей с природой педагогическим и методическим требованиям?

Тема №2 .4. Познавательное развитие. Образовательная область «Элементарные математические представления»

Задание№1. Провести педагогическое наблюдение занятий воспитателя, их протоколирование и анализ по образовательной области «Элементарные математические представления».

Методика выполнения задания

Наблюдая занятия, каждый слушатель делает записи, в которых достаточно подробно отражает систему работы воспитателя с детьми, пользуясь с этой целью данной схемой:

Части занятия, Речь и действия Речь и действия
их длительность воспитателя детей

При анализе занятий следует пользоваться записями и следующей схемой:

1. Дата проведения занятия.

2. Ф.И.О. воспитателя.

3. Возрастная группа.

4. Оценка содержания занятия:

а) соответствие программным требованиям; б) соответствие возрасту детей; в) дозировка программных задач и их сочетание; г) сочетание нового и знакомого детям материала.

5. Оценка использованного наглядного материала:

а) виды наглядных пособий и количество их на данном занятии.

Соответствие педагогическим и дидактическим требованиям;

б) эстетическое оформление;

в) размещение демонстрационного и раздаточного материала;

г) умение детей пользоваться наглядным материалом.

6. оценка примененных методов и приемов обучения:

а) соответствие содержанию;

б) соответствие возрасту детей;

в) эффективность использованных методов и приемов.

7.Ход занятия:

а) структурное построение (сколько частей в занятии, содержание каждой части);

б) длительность всего занятия и отдельных его частей;

в) организация детей;

г) объяснения воспитателя, согласованность объяснения с использованием наглядного материала;

д) четкость заданий и вопросов;

е) приемы активизации внимания и мышления детей;

з) контроль за деятельностью детей;

и) руководящая роль воспитателя (в чем она выражается);

к) воспитывающий и развивающий характер обучения и условия, обеспечивающие эффективность занятия.

6. Окончание занятия (форма подведения итога занятия).

7. Общие выводы:

а) отметить положительные моменты;

б) предложения и рекомендации по совершенствованию организации и методики проведения данного занятия. При анализе обратить внимание на отличие занятий по содержанию, организации, методам, приемам обучения и другим параметрам.

Тема №3.Нерегламентированная деятельность воспитанников (игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве)

Задание 1. Разработать сценарии праздника или развлечения для детей своей возрастной группы (материал предоставить в приложении).

Второй этап (2 –я неделя)

Самостоятельная работа слушателя с детьми дошкольного возраста

ТЕМА№1. Образовательная область: Развитие речи и культура речевого общения

Задание №1. Ознакомление с планированием работы по развитию речи детей.

Методика выполнения задания

Слушатели знакомятся с календарным планом своей группы, анализируют планирование работы по развитию речи детей за квартал:

задачи, содержание, формы работы, методы и приемы.

Вопросы для обсуждения

1. Какие формы работы используются в детском саду по развитию речи?

2. Типы, содержание занятий, соответствие их программным требованиям.

3. Структура занятий.

4. Эффективность и разнообразие приемов активизации умственной и речевой деятельности детей на занятиях.

5. Освоение детьми программного содержания занятий.

6. Культура речи воспитателя.

7. Как планируется работа по развитию речи детей в данной возрастной группе (дать общую оценку).

Задание №2. Самостоятельное проведение занятия по развитию речи по заранее разработанному конспекту (зачетное занятие).

Задание №3.Провести самоанализ занятия с опорой на примерную «оценочную шкалу» (авторы Лобынько Л., Швецова Т. «Качество образовательного процесса: Реализация личностно-ориентированного подхода в специально организованной форме образовательного процесса» \ ж-л «Пралеска», 2012 , №12, с. 2-7.)

Комментарий к выполнению задания

При организации и проведении занятия воспитателю необходимо:

Знать, что:

• занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;

• занятие характеризуется наличием познаватель­ной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки;

• занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход и окончание.

Учитывать, что:

• в процессе обучения дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и овладевают специальными навыками (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте ставить или принимать учебно-познавательную задачу, планировать её достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими);

• при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;

• преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания (им не терпится поскорее начать действовать) и уже не слушают, что говорит воспитатель, нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его чётко и кратко, сообщая лишь самое основное. Какую-то часть указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия;

• непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость воспи­танников, небольшой объём памяти, быстрая утом­ляемость определяют специфику методов и средств обучения детей, продолжительность занятий.

При изучении качества образовательного процесса возникает проблема самооценки воспитателем занятия. Лобынько Л. И иШвецовойТ. предложена примерная «оценочная шкала» занятия, которую можно использовать как воспитателю для проведения самоанализа, так и администрации при осуществлении контроля.

Критерии Оценка Примечания
Соответствие поставленных на занятии задач:        
Возрастным психологическим особенностям детей группы          
Требованиям учебной программы дошкольного образования          
Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие)        
Создание условий для проведения занятия        
Подготовка к занятию:        
Подбор дидактического, раздаточного материала        
Рациональность размещения пособий и оборудования        
Целесообразность организации пространственной среды        
Наличие предварительной работы с детьми (беседы, наблюдения, просмотр слайдов, рассматривание картин, чтение художественных произведений и т.д.)        
Санитарно-гигиенические требования        
Соблюдение требований к подготовке помещения (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.)        
Соответствие структуры занятия и его задачи        
Реализация здоровьесберегающего подхода:        
Наличие положительного микроклимата        
Оптимальная длительность занятия        
Интеграция разных видов детской деятельности        
Смена поз        
Использование физкультминутки, релаксационной паузы        
Соблюдение правил безопасности        
Учет состояния здоровья воспитанников        
Контроль за правильностью осанки        
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям(темперамент, характер, способности, пол)        
Использование разнообразных форм организации детей на занятии (сочетание коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм, работа в паре). Оправданность выбранных форм        
Эффективность используемых методов (поисковый, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и др.) и приёмов (объяснения, уточнения, напоминания и др.) для успешной реализации поставленных задач.        
Реализация личностно-ориентированного подхода:        
Учет интересов и потребностей детей        
Предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности        
Изменение характера оценки ребенка (его достижения оцениваются как результат сравнения с самим собой)        
Создание каждому ребенку ситуаций успеха        
Использование рефлексии (самоанализа, самооценки своей деятельности)        
Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи»        
Анализ деятельности детей на занятии:        
Интерес        
Внимание        
Организованность        
Активность        
Проявление инициативы        
Полнота ответов        
Желание работать, помогать, исправлять, дополнять ответы других детей        
Умение адекватно оценивать собственную работу на занятии        

Выводы____________________________________________________________

Предложения по совершенствованию работы________________________________________________________________

Методика оценки:

Каждый критерий состоит из двух частей: содержательной и оценочной.Содержательная часть включает в себя качественно-практическую характеристику изучаемого направления. Оценочная часть включает 3-балльную шкалу и имеет несколько критериальных уровней:

3 балла— все предложенные параметры выполняются в полном объёме (100%),т.е. деятельность педагога соответствует требованиям;

2 балла— предложенные параметры выполняются не в полном объёме (75%),т.е. деятельность педагога частично соответствует требованиям;

Наши рекомендации