Диагностика освоения детьми величины

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАЧЁТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Е.В.СЕМЁНОВА

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЧЁТНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Подготовка студентов к зачётному уроку:

1. Анализ программного содержания работы по формированию представлений о величинах в разных возрастных группах.

2. Самостоятельное изучение тем «Формирование представлений о массе и способах её измерения», «Обучение измерению объёмов жидких и сыпучих веществ».

3. Изготовление пособий для развития глазомерных действий и умений по построению сериационных рядов.

4. Повторение тем, изученных на уроках: «Особенности восприятия величин детьми дошкольного возраста», «Методы и приёмы работы по ознакомлению с величинами в разные возрастные периоды».

Для зачётной работы предлагается выполнить следующие задания:

№ п/п Задание Форма организации Материалы
1.   2. Составить конспект занятия по предложенным задачам   Разработать диагностику освоения детьми величин, их свойств и способов измерения Самостоятельная внеаудиторная работа     Аудиторная работа в малых группах (по возрастным группам в соответствии с педагогической практикой) Перечень задач, решаемых на занятии, для конкретных возрастных групп     Рекомендации к составлению диагностики. Требования к оформлению работы. Материалы для разработки диагностических заданий

ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ВЕЛИЧИНЫ

Содержание знаний и умений

(примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)

Младшая группа.Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине.

Средняя группа.Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тонъше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.

Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) - самая низкая» и т. д.).

Старшая группа.Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Подготовительная группа.Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Образец заполнения таблицы (для среднего дошкольного возраста):

2. Умение выделять параметры и сравнивать два предмета по двум признакам величины, обозначать результат в речи Две полоски разного цвета 5 * 15 см 4 * 13 см Покажи длину, ширину полоски. Что это? (показать ширину). Сравни полоски по длине и ширине. Вопросительно смотрит, требует уточнить задание (какая длиннее?), правильно прикладывает. Говорит: "Эта уже". Не может объяснить почему. III уровень.

Примечание: заполняя графу "Задание" необходимо помнить, что детям сначала оно предлагается в более общей формулировке (как в таблице). Если ребенок не выполняет задание, необходимо его по-другому переформулировать. Для данного примера это может быть:

1) расскажи о длине и ширине полосок

2) какая полоска длиннее? короче? как проверить?

3) если я вот так положу полоски (приложить по длине), что ты скажешь об их длине? ширине?

В таблицу эти вопросы (дополнительные, уточняющие) не заносятся, но их использование фиксируется в графе "Действия и речь детей" и расценивается как более низкий уровень.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Для составления конспекта занятия

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАЧЁТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Е.В.СЕМЁНОВА

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЧЁТНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Подготовка студентов к зачётному уроку:

1. Анализ программного содержания работы по формированию представлений о величинах в разных возрастных группах.

2. Самостоятельное изучение тем «Формирование представлений о массе и способах её измерения», «Обучение измерению объёмов жидких и сыпучих веществ».

3. Изготовление пособий для развития глазомерных действий и умений по построению сериационных рядов.

4. Повторение тем, изученных на уроках: «Особенности восприятия величин детьми дошкольного возраста», «Методы и приёмы работы по ознакомлению с величинами в разные возрастные периоды».

Для зачётной работы предлагается выполнить следующие задания:

№ п/п Задание Форма организации Материалы
1.   2. Составить конспект занятия по предложенным задачам   Разработать диагностику освоения детьми величин, их свойств и способов измерения Самостоятельная внеаудиторная работа     Аудиторная работа в малых группах (по возрастным группам в соответствии с педагогической практикой) Перечень задач, решаемых на занятии, для конкретных возрастных групп     Рекомендации к составлению диагностики. Требования к оформлению работы. Материалы для разработки диагностических заданий

ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ВЕЛИЧИНЫ

Наши рекомендации