Основные концепции развития личности.
Постепенное становление личности субъекта - это не простое совпадение различных случайностей, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивидов. Под понятием развитие понимают процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, которое определяется воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий.
Люди всегда стремились изучить и понять такие закономерности, разобраться в характере формирования психики. И по сей день, эта проблема не менее актуальна.
В психологии издавна существовали два направления теорий о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности.
Первая концепция показывает развитие личности вследствие прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Эта теория игнорирует собственную активность прогрессирующего индивида. 8 этой концепции человеку отводят пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Если следовать этой концепции, то остается необъяснимым тот факт, что в одних и тех же социальных условиях вырастают абсолютно разные индивиды.
Вторая теория исходит из личностного развития, обуславливаемого, главным образом, наследственными факторами. Именно поэтому процесс личностного развития носит самопроизвольный (спонтанный) характер. Основываясь на этой теории, предполагали, что человек с рождения предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, темпу проявлений действий и к конкретному комплексу мотивов. Например, одни от рождения имеют склонность к преступлениям, другие - к успешной административной деятельности. Согласно этой теории изначально в индивиде заложено природой формы и содержание его психической деятельности, определены стадии психического развития, порядок их появления.
Биологизаторская концепция развития личности отображается в теории Фрейда. Он полагал, что личностное развитие, главным образом, имеет зависимость от либидо (сексуальные влечения), которое проявляется с раннего детства и сопровождается конкретными желаниями. Психически здоровая личность формируется только при условии удовлетворения таких желаний. 8 случаях неудовлетворения желания личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям.
Такая концепция, как и социогенетическая. представляют личность, которая изначально лишена активности.
Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности.
Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются. а становятся в процессе ее развития.
Однако и по сей день существует множество различных взглядов на развитие личности.
Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций.
Концепция черт основывается на том. что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. Данная теория настаивает на том. что процесс зарождения. преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам.
Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его психические процессы, такие как: ощущение, мышление, восприятие и другие, обусловлены биологическим происхождением. А интересы, направленность, способности индивида образуются в результате воздействия социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности рассматривает проблему соотношения социального и биологического в личностном развитии.
Гуманистическая концепция развития личности трактует личностное развитие как непосредственно становление «Я» субъекта. утверждения его значимости.
48.ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Семья– один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.
Семья для ребенка – первый и важнейший социально- педагогический институт.
Семья, как известно, явление социальное и она подчиняется законам общественной жизни.
Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, то происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Совместное ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи, на что направлены главные интересы, все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего, в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребенок получает опыт семейной жизни. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге и т. д. Каким вырастает ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится о всех, когда его уважают и он уважает других, и ненормальным, когда либо он баловень семьи, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растет, как сорная трава, либо он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Современная семья может успешно воспитывать подрастающее поколение, если она руководствуется научными основами деятельности по развитию и формированию личности. Семья для ребенка – первая школа жизни.
Чтобы успешно решились задачи воспитания в родительском доме, необходима высокая педагогическая культура отца и матери. Опыт показывает, что в России в начале XXI столетия большинство родителей не имеет даже элементарного педагогического образования, воспитывает своих детей не столько на основе научно педагогический знаний, сколько на основе интуиции или жизненного опыта своих родителей, бабушек и дедушек. Овладеть такой культурой родители могут успешно, если они приобщаются к наследию великих педагогов прошлого и современности, традициям народной педагогики, используют современный передовой опыт воспитания и проявляют в воспитательной деятельности творчество. В то же время родители должны постоянно чувствовать ответственность за воспитание перед обществом, государством.
Есть немало родителей и учителей, которые считают, что основным воспитателем является школа как государственный и общественный институт, а семья лишь в той мере воспитывает детей, в какой позволяет имеющееся у родителей свободное время для контакта с ними. Однако жизнь опровергает такое мнение.
Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они не умеют зачастую налаживать правильные отношения с детьми в тех или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности в учебе, в общении со сверстниками и т.д. Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого – педагогического просвещения и консультирования в различных формах: в форме организации постоянно действующих при школе родительских университетов, лекториев, в форме конференций, чтений, семинаров, по классных объединений родителей и т. д.
Вот почему родителям нужны знания, точнее – педагогическая культура как часть общей культуры человека, в которой обобщен накопленный человечеством положительный опыт семейного воспитания. Педагогическая культура может и должна служить источником и средством деятельности родителей по воспитанию своих детей в условиях родного дома. Эта деятельность должна основываться на знании целей и задач, принципов, содержания, средств и методов и результатов воспитания, осуществляемого в семье.
Отсутствие таких знаний приводит к тому, что семейное воспитание строится вслепую, стихийно, а это приводит, как правило, к плачевным результатам. Знание теоретических основ родительской педагогики помогает творчески использовать имеющиеся знания и непрерывно совершенствовать мастерство воспитания. Жизнь на каждом шагу выдвигает перед родителями ряд проблем, правильное решение которых возможно только на фундаменте научных знаний, составляющих содержание семейной педагогики.
Хорошо известно, что практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, которые не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если раньше школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей. По данным, социологических исследований у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемости (средний балл выше «4») второе выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже 9 классов. Эта зависимость сохраняется, даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков, трудных в социальном
(несовершеннолетие правонарушители) или в психологическом (подростки с психологическими отклонениями) смысле.
Современная семья в России подвержена жесточайшей деформации. Разрушается ее репродуктивная, воспроизводящая функция: снижается рождаемость, увеличивается детская смертность, значительная часть новорожденных физически нездорова. Катастрофически снижается воспитательная функция семьи: отсутствует четкое определение цели семейного и общественного воспитания, нет условий для решения образовательных задач. Вслед за развалом экономики страны разрушается экономическая функция семьи. Без решения проблем семьи не может быть успешно решена задача формирования личности гражданина свободной, демократической России.
От родителей зависит само существование и благополучие детей. Ученый И. Воронцов, педагог и педиатр, справедливо утверждает: «Воспитание ребенка начинается, как известно, с самого рождения». С этого же момента его должна окружать и родительская любовь. Родители между тем зачастую даже не представляют, какая это огромная, могучая и действенная сила – их родительской любви. Особенно впервые пять лет жизни ребенка. Потом появляются многие другие, тоже весомые факторы, но первые годы – самые важные. Неслучайно выдающийся советский педиатр А.Ф. Тур всегда подчеркивал, что до пяти лет ребенок непременно должен воспитываться в семье (Воронцов И. «Очень нужный букварь» // В кн.: Аллан Фромм. «Азбука для родителей» Л., 1991, с.4)
Успех в семейном воспитании, как в целостном педагогическом процессе, достигается в том случае, когда родители осознают цель, задачи, содержание, принципы и методы организации своей деятельности, направленной на формирование личности ребенка.
Одно из важных и необходимых условий этого воспитания – здоровый семейный быт. Данное понятие включает в себя весь уклад семейной жизни, духовный облик семьи, культуру домашней обстановки, взаимоотношения родителей. Дети с малых лет должны видеть истинно гражданское лицо родителей, их честный труд. Для детей должно быть очевидным, что их родители, старшие члены семьи живут не только семейными, но и общественными интересами.
Я. Корчак, освещая проблемы родительской педагогики, показал, что воспитание и жизнь ребенка неотделимы. Единство воспитания и жизни означает, что детство – один из полноценных этапов жизни человека. Организация жизнедеятельности детей в семье сообразно их возрасту и составляет сущность семейной педагогики. Он утверждал, что педагогика есть наука о человеке, а не о ребенке: «Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувства. Дети – это существа, в чьих душах содержаться ростки всех тех мыслей и чувств, которые нами движут, и мы должны бережно и нежно направлять их рост» (Корчак Я. «Как любить ребенка» М., 1990, с. 38).
Основы педагогической культуры сосредоточены, в частности, в трудах ряда видных отечественных педагогов советского периода. В произведениях А.Б. Залкинда, И.А. Арямова, Е.А. Аркина, П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, М.М. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и других родителей, учителя, педагоги – исследовали теории семейного воспитания, живущие в начале XXI столетия, найдут ответы на такие вопросы: что такое родительская педагогика, каковы важнейшие черты личности, формируемые в условиях семьи, что означает психологическая и практическая подготовка ребенка к труду, как помочь детям хорошо учиться, каковы возможности семьи в полном воспитании мальчиков и девочек, юношей и девушек, каковы средства и методы семейного воспитания, что такое истинный авторитет отца и матери, как родителям повышать свою педагогическую культуру и многие другие. Названные педагоги не ставили перед собой задачу дать исчерпывающие советы на все случаи жизни или установку по тому или иному вопросу семейной педагогики. На основании общепедагогических идей, закономерностей воспитания они ставили цель помочь родителям в том, как в конкретных условиях своей семьи найти наиболее рациональное решение той ли иной проблемы, дать им научно- педагогический ориентир.
Возникает вопрос: возможна ли семейная педагогика? Ведь каждая семья имеет свой уклад жизни, свои особенности, следовательно, различны условия семейного воспитания. Однако цель воспитания во всех семьях совпадает. Любовь к детям во всех семьях означает одно и то же. Чтобы цель была достигнута, надо добиваться главного: не посягая на личность, пробуждать в ребенке добро, нравственность, духовность, самостоятельность. «вся тайна семейного воспитания в том и состоит, - писал видный российский педагог и ученый – анатом, врач П.Ф. Лесгафт (1837-1909),, - чтобы дать ребенку самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности».