Общекультурное значение педагогики.
Педагогические знания имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, формах обучения и воспитания, разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. При выборе типа образования родителям поможет целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества всем необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
В наше время люди пришли к осознанию того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития.
Во всем мире значимые направления и стратегические ориентиры в развитии таких сфер, как образование и воспитание, определяют не только психологи и педагоги, но и экономисты, политики, юристы, социологи, многие другие специалисты. В огромном многообразии современных образовательных доктрин, стратегий, систем и технологий весьма опасно выделение только инвариантных или универсальных, ибо педагогическое творчество и инновационная деятельность непрерывно обогащают и динамизируют устоявшиеся идеи или модели.
Насколько многогранен мир, настолько разнообразна и педагогическая традиция. В процессе духовной интеграции существенно различных человеческих сообществ, в едином мировом образовательном пространстве целенаправленный поиск общих идей и образовательно-воспитательных стратегий не прекращается. А это, соответственно, отражается и на развитии собственно педагогической науки: уточняются и обогащаются смыслы и содержание основных категорий, принципов и закономерностей в обучении и воспитании, педагогических методов и технологий.
На протяжении всего исторического развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность. Поэтому педагогика может рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека входит в качестве составляющей в мировую культуру современности.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Что является предметом и объектом педагогики? 2. Какие задачи решает педагогическая наука? 3. Дайте определение функций педагогической науки. 4. Какие методы исследований применяются в педагогике? 5. Назовите основные категории педагогики. 6. Что такое образование? | |
7. В чем отличие новых информационных технологий (НИТ) от традиционных педагогических технологий? 8. Что представляет собой система педагогических наук? 9. Раскройте связь педагогической науки с другими науками. 10. В чем состоит общекультурное значение педагогики? |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Слово «педагогика» в переводе с древнегреческого означает: а) образование; б) обучение; в) воспитание; г) детовождение. 2. Педагогика изучает: а) развитие и функционирование психики ребенка; б) взаимоотношения между родителями и детьми в семье; в) закономерности, принципы, методы и формы обучения и воспитания человека; г) механизмы передачи накопленных знаний от поколения к поколению. 3. Объектом исследований современной педагогики являются: а) семья; б) школа; в) государство; г) общество; д) человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений, е) социум. 4. Какие из нижеперечисленных категорий относятся к категориям педагогики: а) внимание; б) воспитание; в) воображение; г) развитие; д) образование; е) мышление; ж) обучение. 5. Какие из нижеперечисленных задач можно отнести к задачам педагогики: а) разработка методологии и методики педагогического исследования; б) формирование у учащихся определенного мировоззрения; в) создание новых педагогических техноло- гий; г) определение и утверждение законодатель- ных норм, определяющих поведение несовершеннолетних с целью пресечения антиобщественных явлений в подростковой среде. 6. В систему педагогических наук входят: а) общая педагогика; б) этика; в) дошкольная педагогика; г) школьная педагогика; д) социальная педагогика; е) возрастная педагогика; ж) военная педагогика; з) спортивная педагогика; е) история. 7. Новые информационные технологии (НИТ) позволяют использовать: а) лекционный метод; б) метод формализации; в) воспитательные средства; г) тренажеры; д) метод проблемного изложения; е) графовые и сетевые модели; ж) контролирующие программы; з) эмоциональное воздействие; и) деловые игры. 8. Педагогика – это: а) составляющая часть воспитания; б) преобразование мировоззрения; в) средство общественного прогресса; г) элемент культуры; д) создание новых ценностей; е) катализатор науки. |