Новые информационные технологии (НИТ)
Влияние информатизации образования на содержание обучения | Влияние информатизации образования на учебный процесс | ||||
Включение основ информатики в число базовых (обязательных) учебных предметов | Создание информационных моделей процесса обучения | ||||
Развитие содержания обучения по другим учебным предметам на основе дидактического потенциала средств НИТ | Использование методов и средств информатики для оптимизации понятийной структуры предметов | ||||
Использование имеющих общенаучное значение методов и понятийного аппарата информатики в других учебных предметах, интеграция знаний в единую научную картину мира | Применение методов и средств информатики для обработки данных результатов обучения | ||||
Разработка и использование средств обучения на базе НИТ | |||||
Влияние предложенных информатикой новых подходов к представлению и систематизации знаний на предметную структуру содержания образования | Использование телекоммуникаций | ||||
Информационная поддержка существующих методов обучения | |||||
Обеспечение условий для реализации новых форм обучения | |||||
Как видно из таблицы, применение НИТ открывает перед преподавателями большие возможности для творчества. Так, в учебном процессе можно использовать методы формализации, графовые и сетевые модели. Перспективно проведение мониторинга качества обучения. Реально применение тренажеров и контролирующих программ. Получают информационное обеспечение учебное проектирование и деловые игры. С помощью телекоммуникаций на качественно новый уровень выходит дистанционное обучение, открывается перспектива приобщения к новым источникам знаний.
Таким образом, будущее в образовании – за новыми информационными технологиями.
Педагогика как система.
Современная педагогика имеет большое число направлений, которые развиваются как ее отрасли, образуя систему педагогических наук: история педагогики, общая педагогика, дошкольная педагогика, педагогика общеобразовательной школы, педагогика высшей школы, специальная педагогика (дефектология), возрастная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, военная педагогика, спортивная педагогика и ряд других.
Являясь самостоятельной дисциплиной, педагогика не может развиваться обособленно от других наук. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание.
Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них – предметы этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент – общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкетирование).
О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению процессов воспитания, образования и обучения.
Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкетирования).
Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками выступают педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многие психологические исследования других областей образования.
Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Понимание закономерностей высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие и обучающие технологии, а также инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.
Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются социология образования, социология воспитания, социология студенчества.
Исходное значение для педагогической науки имеет философия. Она является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, а также закономерности взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущих сил способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений – философия образования.
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.
В педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук – юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, истории, технических дисциплин.