Направления и типы коррекционной работы

Для грамотного ведения психологического кризиса у ребенка взрослый должен обладать необходимыми знаниями относитель­но природы происходящих с ребенком изменений и быть готовым не только действовать, но и анализировать собственные действия. Выбор типа коррекционной работы зависит от трех основных ха­рактеристик возрастного кризиса: возраста ребенка; места проте­кания кризиса (семья, школа); позиции взрослого (родитель, вос­питатель, учитель).

Эти характеристики внутренне зависимы: кризисы новорож­денное™, одного года, трех лет, как правило, протекают в семье, соответственно, взрослый, к которому обращен кризис, - родитель. Кризис семи лет, предподростковый и подростковый проходят и в школе и дома, ребенок «адресуется» и к родителям, и учителям. Воспитатели детского сада в наименьшей степени встречаются с трудновоспитуемостью детей вследствие критического синдрома, но им часто приходится согласовывать свои действия с родителями, поскольку ребенок много времени проводит вне дома.

Поэтому тип коррекционной работы выбирается в целом в за­висимости от возраста ребенка, но место и позиция взрослого оп­ределяют особенности коррекции.

Кризис новорожденное.Проходит в домашних условиях. Психологическая составляющая вплетена в существенные физио­логические изменения, происходящие с ребенком. Разрешение кризиса знаменуется возникновением улыбки как первой соци­альной реакции. К этому приводит активное общение с ребенком с самых первых дней его жизни. Несмотря на то, что ребенок ка­жется совершенно безразличным к стараниям взрослых привлечь его внимание, следует при любой возможности эмоционально общаться с ним, разговаривать, улыбаться. Эти усилия вознагра-дятся улыбкой ребенка и, несколько позже, появлением комплекса оживления - двигательных реакций, вокализаций, эмоциональных проявлений в ответ на лицо взрослого.

Кризис одного года.Рост двигательных возможностей приво­дит к расширению пространства, возникает мотивирующее пред­ставление (образ привлекательного предмета или ситуации, нахо­дящегося вне поля непосредственного восприятия). Появляется стремление к недоступным предметам. Условием разрешения кри­зиса является весьма жесткое разделение взрослым пространства на разрешенное и запрещаемое. При ярких аффективных вспыш­ках необходимо отвлечение, переход к другим привлекательным предметам, организация первых элементарных занятий с ребен­ком. Если отвлечь ребенка не удалось, запрет все равно не стоит отменять, иначе могут закрепиться разнообразные поведенческие формы (плач, крик, агрессия и т.д), провоцирующие родителей предоставить требуемое.

Кризис трех лет.Развитие речи, опережающее развитие пред­ставления о себе, приводит к экспериментированию с собственной самостоятельностью, появляется «Я сам!», личное действие, гор­дость за достижение. Негативизм в поведении связан с внешне не­мотивированными требованиями самостоятельности. Часто проявляется в отказе от действия, даже начатого по собственному же­ланию. Поведение характеризуется действием по собственному произволу (в противоположность произвольному действию). Ро­дители (а в редких случаях аналогичного поведения в детском са­ду - воспитатели) четко выделяют ситуации, в которых необходи­мо твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на про­воцирующее поведение ребенка. Ребенок нуждается в эмоцио­нальном принятии, ласке. Очень полезны для него совместные игры: предложите ему простейшие сюжеты, покажите, как дейст­вовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).

В целом кризис трех лет объективно завершается с возникно­вением у ребенка полноценной игры. Для этого необходим пере­вод личного действия в игровой план. В течении кризиса выделя­ются две линии: линия становления личного действия и линия возникновения игры. Первая линия оформляется в столкновении намерения ребенка и запрета, вторая возникает в совместных со взрослым игровых действиях. Соответственно строится и поведе­ние взрослого. Как правило, протестное поведение адресовано близкому взрослому (родителю), а с начала игры могут возникать и с родителями, и в детском саду.

Кризис семи лет.Поведение характеризуется различными фор­мами негативизма, возникновением самостоятельных занятий и расширением сферы интересов. Трудности в поведении (негати­визм) касаются домашней ситуации. Кризис семи лет первый из критических возрастов, когда возможны вербальные формы по­мощи ребенку в проживании трудного периода. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила и ук­лад.

Если ребенок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для новых форм дея­тельности. Можно предлагать ребенку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие-то новые обязан­ности. Если же ребенок через короткое время «забудет» о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, на­помните ему об этом, мягко подчеркните сложность взрослой по­зиции, но и выразите надежду на то, что ребенок может с этим справиться.

Расширение сферы интересов ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Поддерживайте интерес ребен­ка к широкому миру людей и вещей, давайте ему пищу для разви­тия: водите ребенка в музеи, на экскурсии, не жалейте времени на разговоры об увиденном.

Как и в предшествующие кризисы развития, старайтесь диффе­ренцировать свое поведение в зависимости от требований ребенка. Не отказывайте ему в помощи, эмоционально поддерживайте, но останавливайте негативные проявления, разрушающие семей­ный уклад. Такая дифференциация помогает ребенку построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся услови­ях жизни.

Подростковый возраст. Напротяжении подросткового возрас­та в силу особых социальных условий его проживания может быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. В целом их протекание разнится у разных детей, на симптоматику критического периода влияют многие об­стоятельства: отношения с родителями, социальный статус в кол­лективе сверстников, академическая успешность, развитость по­знавательной сферы, сформированность творческих интересов и даже физиологические особенности (время начала пубертата).

Подростковый возраст (даже его стабильная фаза) характери­зуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к сво­ему внутреннему облику, происходит интенсивное самопозна­ние. Современный социум не предоставляет ребенку адекватных, социально приемлемых «мест» взросления, что приводит, как правило, к затяжному характеру возрастного кризиса. Симптомы, близкие подростковым, можно обнаружить и у студентов, спустя один-два семестра после поступления в вуз.

На рубеже младшего школьного и среднего школьного возрас­тов появляются симптомы предподросткового кризиса. Ребенок все больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду у окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет не­посредственность: появляется нарочитая независимость, псевдо­взрослость и т.п. В общении с родителями может еще некоторое время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят нарушения. Ребенок настаивает на новых правах, с разной степенью требовательности адресуясь к разным членам семьи.

Реакция родителей, как и при всяком кризисе, должна сводить­ся к дифференциации ситуаций взаимодействия с ребенком: при негативизме - твердый отпор и, если позволяют обстоятельства, обсуждение требования, включение его в более широкий контекст -личных, семейных, иногда даже национальных или религиозных ценностей. Осмысленно с подростками вести разговор и о правах родителей, о паритете прав и обязанностей членов семьи и т.д.

Нельзя отказывать подростку в помощи и поддержке, если он в этом нуждается или сам просит об этом. Новые формы поведения требуют от ребенка огромного эмоционального напряжения, по­этому он нуждается в защите и помощи. Негативное, протестное поведение ни в коем случае не должно быть поводом для отказа в помощи. Взрослый должен приложить все усилия для того, чтобы подросток смог дифференцировать собственное отношение к разным жизненным ситуациям, обнаружить их разный смысл и раз­личную эмоциональную окраску.

Многие разновидности подросткового девиантного поведения возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при ус­ловии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Поэтому в период кризиса положительные результа­ты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Ре­бенок может посещать студии, кружки, секции. Частая смена ви­дов внешкольной деятельности не только не вредна, но и может принести пользу. Ребенок при этом меняет коллективы сверстни­ков, в зависимости от собственной успешности в разных видах деятельности может занимать различные социальные места в этих коллективах, следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше у взрослеющего человека сфер (мест) общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее про­гноз разрешения подростковых возрастных кризисов.

Как правило, трудные ситуации возникают у детей подростко­вого возраста не только с родителями, но и с учителями, протест-ное поведение обнаруживает себя не только дома, но и в школе. К сожалению, практика показывает, что кризисное поведение ста­новится для учителей таким же испытанием, как и для родителей. Профессиональная подготовка оказывается недостаточна или ма­лоэффективна в ситуациях общения с подростком.

Ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрос­лому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема - необъ­ективность или несправедливость. Эти особенности не случайны, а также весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей - не в по­следней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом - составить представление о себе через взгляд окру­жающих.

Принципы ведения диалога с подростком учителя и родителей сходны. Абсолютно неэффективны диалоги в тематике, предла­гаемой ребенком. Лучше, если это возможно, перевести спор в иной контекст - более общий, менее однозначный. Как и при не­гативизме в адрес родителей, осмысленно обсудить взаимные права и обязанности, содержание требований и т.д. В отдельных случаях показана жесткая формализация отношений: четкая рег­ламентация требований и соответствующих оценок.

Подростковый возраст - время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организо­вана особым образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни. Это обеспечивается особой - проектной -формой деятельности подростков. Такие разработки существуют уже в практике образования. Их суть сводится к созданию усло­вий для свободного авторского действия на учебном, но привле­кательном для подростка материале. При возможности строить собственное авторское действие, т.е. осуществлять замысел и реа­лизацию проектов, возникают наиболее адекватные условия для превращения исполнительского (результативного) действия в про­бующее. Такое превращение обеспечивает полноценное и адек­ватное задачам возраста развитие в подростковом возрасте. При таких условиях проба переводится из сферы социальной комму­никации в сферу продуктивной деятельности, общение со взрос­лым становится партнерским, позиции взрослого и ребенка ме­няются. Это наиболее прогрессивное направление коррекции трудновоспитуемое™ подростков, но неприменимое в индивиду­альной коррекции.

Кризисы взрослостиимеют отличия от детских возрастных кризисов, главное из них состоит в том, что они преимущественно происходят во внутреннем плане личности. Человек, переживаю­щий кризис, строит пробующие действия по самоосознанию от­носительно своих собственных позиций и установок, поэтому в поведенческом плане кризис проявляется весьма разнообразно, в частности, заметных изменений в поведении может и не быть. Хо­тя близкие люди могут обнаружить повышенную тревожность, критичность относительно собственных внешних и внутренних достижений, неустойчивость поведения, симптомы разочарован­ности и т.д. В этих случаях показаны различные формы психоте­рапевтической помощи.

Практическая психология возрастных кризисов является се­годня мало разработанным разделом. Причина такого явления состоит в том, что исходно практическая психология строилась на иных, чем психология возрастных кризисов, методологиче­ских основаниях. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов рассматриваются просто как индивиду­ально-биографические осложнения без учета возрастной специ­фики. Это затрудняет процесс терапии, и подчас она не достига­ет своей цели.

Коррекция трудновоспитуемое™ ребенка в кризисе проводится, если условия протекания кризиса не обеспечивают решение задач развития. Весьма часто коррекции требуют родительские (учи­тельские) ответы на вызывающее поведение детей. Стратегия кор­рекции заключается в трансформации детского действия в пробую­щее, а для этого действие переводится в иной контекст. Начиная с возрастного кризиса семи лет, возможна вербализация - обсужде­ние с ребенком возникающих проблем.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Назовите причины возникновения синдрома трудновоспитуемое™

2. Перечислите цели участников взаимодействия при возрастном кризисе. Какие из этих целей и насколько являются осознаваемыми?

3. Проанализируйте содержание действий участников взаимодействия.

4. Охарактеризуйте особенности поведения взрослых при кризисах детско­го возраста.

5. Чем определяются направления коррекционной работы в критический период?

Рекомендуемая литература

1. Акимова М.К, Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. - М., 2000.

2.Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб , 1997.

3.Дубровина И В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.

4. Елагина М Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые иссле­дования в психологии. - 1989. - № 1. - С. 37-42.

5. Мухина В. С. Возрастная психология (от рождения до старости). - М., 1995.

6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дуб­ровиной. - М., 1998.

7. Смирнова Е О. Психология ребенка. - М., 1997.

8. Штерн В. «Серьезная игра» в юношеском возрасте // Психология под­ростка: Хрестоматия. - М., 1996. - С. 21 - 22.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во введении к данной книге было сказано, что возрастной кри­зис - термин неопределенный. Теперь стало возможно дать опре­деление возрастного кризиса.

Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной си­туации развития, при котором старая социальная ситуация разви­тия разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психоло­гическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что про­исходит субъективация новообразования предшествующего ста­бильного периода, т. е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида. Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза - открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза - мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей ис­комой взрослости; посткритическая фаза - дифференциация отно­шения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития. Возрастной кризис может сопровождаться особым син­дромом -трудновоспитуемостью.

Таким образом, понятие «возрастной кризис» возникает как следствие развития основных положений культурно-исторической теории. Это не означает, что в других исследовательских парадиг­мах это понятие не может возникнуть. Может. Но тогда следует провести такую же подробную работу «выведения» этого понятия как следствия исходных исследовательских позиций. Например, при двухфакторной (средовой и биологической) модели обу­словленности развития кризис есть момент в жизненном цикле организма, когда средовой фактор способен вызвать эффект, т. е. момент своеобразной синхронизации средовых и биологиче­ских влияний.

Сложность определения понятия «возрастной кризис» связана с особенностями психологического знания, которое никогда не может быть простым описанием реально существующих явлений. Чем более тонкие, собственно человеческие аспекты мы изучаем, тем важнее обнаружить одновременно и исследовательскую пози­цию, и само исследуемое явление.

Поэтому данное учебное пособие, во всяком случае, по своему замыслу есть не только совокупность сведений о возрастных кризи­сах, но пример именно такого взгляда на психологическую науку.

Наши рекомендации