Социальная ситуация развития в кризисе
Кризисы психического развития представляют собой нетривиальный объект психологического анализа, поскольку индивидуальные проявления кризиса необыкновенно разнообразны. «В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации детей существует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды» [3, с. 250].
Д.Б.Эльконин пишет: «При рассмотрении вопроса о переходных периодах необходимо иметь в виду, что средние статистические данные стирают границы переходов, растягивают их и превращают весь период в переходный. Критический характер переходов может быть выяснен только на основе индивидуальных кривых. Иначе многое неясно, поскольку переходы возникают индивидуально в разное время. Так, если они протекают, например, на протяжении 2-3 лет по 30 % каждый год, то все сглаживается. Это надо иметь в виду при рассмотрении развития любой функции и любого процесса» [19, с. 500].
Поэтому для любого исследования кризисов важным является не только определение задач развития в кризисные периоды, не только изучение механизмов перехода, но и разработка такого сценария кризиса, который бы не противоречил любым, сколь угодно разным эмпирическим данным. Ясно, что такой сценарий предполагает не временную развертку (не только временную), но некоторую логическую схему, одновременно и достаточно широкую, чтобы вместить все разнообразие, и конкретную, чтобы стать реальным основанием для эмпирических исследований. Обратимся к одному из ключевых положений Л.С.Выготского о специфике детского развития - оно касается соотношений реальной и идеальной форм развития. «Величайшее своеобразие» детского развития в отличие от других типов развития заключается, по мысли Л.С.Выготского, в том, что в момент, «когда складывается начальная форма, ...уже имела место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития... она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития, или первичной формой); [18, с. 395]. Именно в этом смысле Выготский настаивал на том, что среда играет роль не обстановки, а источника детского развития. Таким образом, говоря о среде и переживании ребенком среды при определении социальной ситуации развития, Выготский фактически ведет речь о своеобразном для возраста соотношении реальной и идеальной форм.
Тогда в стабильный период существует реальное (наличное) действие ребенка, идеальные формы, которые задают направление развития, и некоторые опосредующие звенья - средства трансляции идеальных форм в реальность детского, действия. Например, в дошкольном возрасте есть:
а) действия детей с предметами-заместителями (с игрушками) -суть реальная форма действия;
б) содержания и задачи человеческих отношений - идеальная форма, которая открывается детям дошкольного возраста;
в) игра - форма трансляции (передачи) идеальной формы в реальную.
Понять действия ребенка (в натуральном виде совершенно бессмысленные) можно, лишь взглянув на происходящее с точки зрения идеальной формы и обнаружив опосредующий смысл игры.
Аналогичным образом можно понять и смысл младшего школьного возраста:
а) действия детей в обучении - решение примеров, выполнение упражнений и т. п. - реальная форма действий;
б) теоретическое отношение к действительности (способность видеть за внешностью ее суть) - идеальная форма действий;
в) передача этого теоретического отношения в виде обучения - ] трансляция идеальной формы в реальную.
Но критический период уникален тем, что в нем нет самого связующего звена между реальным и идеальным. Отношение реальности и идеала становится непосредственным, это означает, что отсутствует опосредующее звено, форма трансляции идеала в реальность.
Специфика развития в критические возрасты состоит в том, что в дебюте кризиса ребенок открывает новую идеальную форму, и ее отношение к реальной становится социальной ситуацией развития. Для конкретизации этого предположения необходимо описать формы указанного отношения в теории и эксперименте. Кризис не является одномоментным актом, а потому можно предположить, что указанное отношение меняется по мере развертывания кризиса. Последнее предположение заставляет обратиться к разработке структуры кризисного возраста, предположив, что его психологическим условием является изменение отношения реальной и идеальной форм.