ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа

2.1. Выявление уровня школьной тревожности учащихся 4 класса…………33

2.2. Психокоррекционная программа по снижению уровня школьной тревожности младших школьников на основе рисуночной терапии……..….41

2.3. Итоги опытно - экспериментальной работы по коррекции школьной тревожности младших школьников……………………………………..…….. 51

Выводы по II главе…………………………………………………………..…..59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...…………………………………………45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……60

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 4

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы. С появлением перемен возросло и число проблем. Среди наиболее частых и типичных проблем, с которыми приходится сталкиваться в школе, одно из первых мест принадлежит тревожному поведению детей, то есть школьной тревожности. Тревожные дети, - в какой-то степени работы, давно принятых, зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов. Существует целый ряд зловещих терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка - школьника: школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы.

Тревога – это эмоциональное переживание, а тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство ребенка, характерная для него черта. Проще говоря, если ребенок часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным. Склонность ребенка к переживанию тревоги является одним из основных параметров индивидуальных различий.

Проблема тревожности младших школьников была предметом пристального внимания отечественных ученых-психологов. Интерес к проблеме школьной тревожности нашел отражение в работах многих авторов, таких как Эльконин Д.Б., Прихожан А.М. и др.

Известны исследования тревожности у детей, выполненные А.И. Прихожан, которая подчеркивает, что именно тревожность лежит в основе многих нарушений психического развития детей. Также Прихожан обратила внимание и на мотивирующую функцию тревожности, влияние которой может носить не только негативный, но и позитивный характер. Вступая на порог новой, школьной жизни ребенок сталкивается с появлением нового страха. Существует даже термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы.

Не следует забывать о том, что в школе ребенок приобретает не только знания, но и опыт разрешения внешних и внутренних конфликтов. Задача школы – позаботиться о том, чтобы в дальнейшем на данный опыт можно было опереться. Очень важно научить ребенка сосуществовать с тревогой и побеждать ее. Учение и развитие личности протекают лучшим образом не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном (не слишком высоком) уровне и когда ребенок обучен способами борьбы с нею.

Следовательно, задача учителя заключается не в том, чтобы изгнать тревогу и добиться абсолютного душевного покоя ребенка (так он будет попросту спать на уроках), а в том, чтобы, во-первых, не позволять тревоге подниматься выше определенного уровня, а во- вторых, дать ребенку средства для конструктивного ее преодоления.

Одной из основных задач школы на современном этапе является сопровождение становления личности ребенка, поскольку многие основные его свойства и личностные качества складываются именно в данный период жизни. От того, что будет происходить с ним в это время, во многом зависит все его последующее развитие. В последние годы увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, и поэтому проблема школьной тревожности, и в особенности ее коррекции, в настоящее время наиболее актуальна.

Данная проблема на сегодня еще мало изучена и недостаточно разработана, что определило выбор темы и актуальность исследования, которая нами сформулирована как «Коррекция школьной тревожности посредством рисуночной терапии».

Объект исследования – процесс коррекции школьной тревожности у учащихся начальной школы.

Предмет исследования - рисуночная терапия как средство коррекции снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования –определить эффективные условия коррекции школьной тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии.

Гипотеза исследования: процесс коррекции школьной тревожности младших школьников будет протекать наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

- своевременно выявить повышение уровня школьной тревожности;

- разработать и апробировать программу по коррекции снижению уровня школьной тревожности младших школьников на основе рисуночной терапии;

- создать благоприятный психологический климат в процессе коррекции школьной тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Дать характеристику понятию школьной тревожности

2. Выявить особенности развития тревожности младших школьников

3. Определить сущность рисуночной терапии как средства коррекции

4. Разработать программу для коррекции школьной тревожности младших школьников с применением рисуночной терапии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды: Т.Б. Абакумовой, Б.Г. Ананьева, А.О. Адлер, Л.С. Выготского, Г.Ш. Габдреевой, А.И. Захарова, Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, А.О. Карабановой, А.И.Копытина и др.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого - педагогической литературы по данной теме.

2. Педагогический эксперимент:

констатирующий этап; формирующий этап; контрольный этап;

3. Количественно - качественная обработка результатов констатирующего и контрольного этапа.

4. Беседа, анкетирование, тестирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении методической, психолого–педагогической литературы по проблеме школьной тревожности, в выявлении необходимых педагогических условий для коррекции школьной тревожности.

Практическая значимость исследования.Разработана программа по коррекции снижения школьной тревожности младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы учителями и психологами начальных классов в работе, а также родителями в семейной практике.

База исследования. Опытно - экспериментальная работа проведена в 4 классе на базе Амгино - Олекминской средней общеобразовательной школы Олекминского улуса Республики Саха (Якутия). Возраст испытуемых 9-10 лет, количество испытуемых 13 человек. Контрольная работа проведена в 4 классе на базе Мальжегарской начальной школы - детский сад им. М.И. Габышева. Возраст испытуемых 9 – 10 лет, количество испытуемых 8 человек.

Структура работы:дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Приложение 5

Пример отзыва руководителя

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

ОТЗЫВ

на выпускную квалификационную работу

Студента (ки)____________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

группы ____________ кафедры факультета __________________

полное наименование кафедры

_____________________________________________________________________________________

полное наименование учебного подразделения

на тему ___________________________________________________________________________________

полное название темы согласно приказу

Выпускная квалификационная работа содержит пояснительную записку на ___ страницах, _______ чертежей, _________ демонстрационных материалов.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЗЫВА

Руководитель должен изложить в отзыве:

- актуальность темы;

- особенности выбранных материалов и полученных результатов (новизна используемых методов, методологий, оригинальность поставленных задач, уровень исследовательской части);

- соответствие ВКР заданию и современным требованиям;

- достоинства и недостатки ВКР;

- владение методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, современными методами исследования;

- умение анализировать состояние и динамику объектов исследования с использованием методов и средств анализа и прогноза;

- практическую ценность ВКР;

- оценку подготовленности студента, инициативности, ответственности и самостоятельности принятия решений при решении задач ВКР;

- соблюдение правил и качества оформления текстовой части, графической части ВКР;

- умение студента работать с литературными источниками, справочниками и способность ясно и четко излагать материал;

- умение организовать свой труд и другие требования к выпускнику, если они зафиксированы в ГОС (ФГОС).

Руководитель выставляет общую оценку выполненной ВКР (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и принимает решение о возможности присвоения дипломнику квалификации _____________________________________________________________________________________

указывается квалификация выпускника и специальность

Руководитель ВКР __________________________________________________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность

_____________________________________________________________________________________

Дата Подпись, заверенная печатью по месту работы руководителя

Приложение 6

Наши рекомендации