ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа
2.1. Выявление уровня школьной тревожности учащихся 4 класса…………33
2.2. Психокоррекционная программа по снижению уровня школьной тревожности младших школьников на основе рисуночной терапии……..….41
2.3. Итоги опытно - экспериментальной работы по коррекции школьной тревожности младших школьников……………………………………..…….. 51
Выводы по II главе…………………………………………………………..…..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...…………………………………………45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы. С появлением перемен возросло и число проблем. Среди наиболее частых и типичных проблем, с которыми приходится сталкиваться в школе, одно из первых мест принадлежит тревожному поведению детей, то есть школьной тревожности. Тревожные дети, - в какой-то степени работы, давно принятых, зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов. Существует целый ряд зловещих терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка - школьника: школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы.
Тревога – это эмоциональное переживание, а тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство ребенка, характерная для него черта. Проще говоря, если ребенок часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным. Склонность ребенка к переживанию тревоги является одним из основных параметров индивидуальных различий.
Проблема тревожности младших школьников была предметом пристального внимания отечественных ученых-психологов. Интерес к проблеме школьной тревожности нашел отражение в работах многих авторов, таких как Эльконин Д.Б., Прихожан А.М. и др.
Известны исследования тревожности у детей, выполненные А.И. Прихожан, которая подчеркивает, что именно тревожность лежит в основе многих нарушений психического развития детей. Также Прихожан обратила внимание и на мотивирующую функцию тревожности, влияние которой может носить не только негативный, но и позитивный характер. Вступая на порог новой, школьной жизни ребенок сталкивается с появлением нового страха. Существует даже термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы.
Не следует забывать о том, что в школе ребенок приобретает не только знания, но и опыт разрешения внешних и внутренних конфликтов. Задача школы – позаботиться о том, чтобы в дальнейшем на данный опыт можно было опереться. Очень важно научить ребенка сосуществовать с тревогой и побеждать ее. Учение и развитие личности протекают лучшим образом не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном (не слишком высоком) уровне и когда ребенок обучен способами борьбы с нею.
Следовательно, задача учителя заключается не в том, чтобы изгнать тревогу и добиться абсолютного душевного покоя ребенка (так он будет попросту спать на уроках), а в том, чтобы, во-первых, не позволять тревоге подниматься выше определенного уровня, а во- вторых, дать ребенку средства для конструктивного ее преодоления.
Одной из основных задач школы на современном этапе является сопровождение становления личности ребенка, поскольку многие основные его свойства и личностные качества складываются именно в данный период жизни. От того, что будет происходить с ним в это время, во многом зависит все его последующее развитие. В последние годы увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, и поэтому проблема школьной тревожности, и в особенности ее коррекции, в настоящее время наиболее актуальна.
Данная проблема на сегодня еще мало изучена и недостаточно разработана, что определило выбор темы и актуальность исследования, которая нами сформулирована как «Коррекция школьной тревожности посредством рисуночной терапии».
Объект исследования – процесс коррекции школьной тревожности у учащихся начальной школы.
Предмет исследования - рисуночная терапия как средство коррекции снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования –определить эффективные условия коррекции школьной тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии.
Гипотеза исследования: процесс коррекции школьной тревожности младших школьников будет протекать наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
- своевременно выявить повышение уровня школьной тревожности;
- разработать и апробировать программу по коррекции снижению уровня школьной тревожности младших школьников на основе рисуночной терапии;
- создать благоприятный психологический климат в процессе коррекции школьной тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию школьной тревожности
2. Выявить особенности развития тревожности младших школьников
3. Определить сущность рисуночной терапии как средства коррекции
4. Разработать программу для коррекции школьной тревожности младших школьников с применением рисуночной терапии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды: Т.Б. Абакумовой, Б.Г. Ананьева, А.О. Адлер, Л.С. Выготского, Г.Ш. Габдреевой, А.И. Захарова, Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, А.О. Карабановой, А.И.Копытина и др.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого - педагогической литературы по данной теме.
2. Педагогический эксперимент:
констатирующий этап; формирующий этап; контрольный этап;
3. Количественно - качественная обработка результатов констатирующего и контрольного этапа.
4. Беседа, анкетирование, тестирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении методической, психолого–педагогической литературы по проблеме школьной тревожности, в выявлении необходимых педагогических условий для коррекции школьной тревожности.
Практическая значимость исследования.Разработана программа по коррекции снижения школьной тревожности младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы учителями и психологами начальных классов в работе, а также родителями в семейной практике.
База исследования. Опытно - экспериментальная работа проведена в 4 классе на базе Амгино - Олекминской средней общеобразовательной школы Олекминского улуса Республики Саха (Якутия). Возраст испытуемых 9-10 лет, количество испытуемых 13 человек. Контрольная работа проведена в 4 классе на базе Мальжегарской начальной школы - детский сад им. М.И. Габышева. Возраст испытуемых 9 – 10 лет, количество испытуемых 8 человек.
Структура работы:дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Приложение 5
Пример отзыва руководителя
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
ОТЗЫВ
на выпускную квалификационную работу
Студента (ки)____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
группы ____________ кафедры факультета __________________
полное наименование кафедры
_____________________________________________________________________________________
полное наименование учебного подразделения
на тему ___________________________________________________________________________________
полное название темы согласно приказу
Выпускная квалификационная работа содержит пояснительную записку на ___ страницах, _______ чертежей, _________ демонстрационных материалов.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЗЫВА
Руководитель должен изложить в отзыве:
- актуальность темы;
- особенности выбранных материалов и полученных результатов (новизна используемых методов, методологий, оригинальность поставленных задач, уровень исследовательской части);
- соответствие ВКР заданию и современным требованиям;
- достоинства и недостатки ВКР;
- владение методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, современными методами исследования;
- умение анализировать состояние и динамику объектов исследования с использованием методов и средств анализа и прогноза;
- практическую ценность ВКР;
- оценку подготовленности студента, инициативности, ответственности и самостоятельности принятия решений при решении задач ВКР;
- соблюдение правил и качества оформления текстовой части, графической части ВКР;
- умение студента работать с литературными источниками, справочниками и способность ясно и четко излагать материал;
- умение организовать свой труд и другие требования к выпускнику, если они зафиксированы в ГОС (ФГОС).
Руководитель выставляет общую оценку выполненной ВКР (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и принимает решение о возможности присвоения дипломнику квалификации _____________________________________________________________________________________
указывается квалификация выпускника и специальность
Руководитель ВКР __________________________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность
_____________________________________________________________________________________
Дата Подпись, заверенная печатью по месту работы руководителя
Приложение 6