Внимание как психический познавательный процесс.
Внимание – это динамическая сторона сознания, которая характеризует степень направленности на объект и сосредоточение с целью обеспечения адекватного содержания этого объекта.
Виды внимания:
· по степени произвольности: произвольное (активное, волевое внимание, сознательно регулируемое сосредоточение на объекте);непроизвольное (сосредоточение на объекте в силу особенностей как раздражителя);послепроизвольное (сосредоточение на объекте, ставшим значимым).по месторасположению объекта: внешненаправленное;внутринаправленное (внутреннее переживание, мысли).по форме учебной деятельности:коллективное (сосредоточение всех учащихся на первом объекте внимания); групповое (сосредоточение группами в условиях работы коллектива); индивидуальное (сосредоточение внимания на своем задании).
Сосредоточенность – концентрация на одних объектах, предполагающих отвлечение от всех посторонних объектов.
Свойства внимания:
1.Объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием за относительно короткий отрезок времени. это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, как мы убедимся далее, эти феномены тесным образом связаны друг с другом.
1. Распределение внимания – возможность одновременного, успешного выполнения разных видов деятельности. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
2. Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте, невозможность отвлечься. проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг.
3. Устойчивость внимания – длительность концентрации на объекте. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
4. Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте.
Индивидуальные особенности внимания обусловлены рядом факторов. К ним относятся: тип высшей нервной деятельности, условия психического развития индивида, его текущие психические состояния, условия текущей деятельности.
Организация внимания на уроке:
1. использовать разные формы и методы обучения;
2. создать мотивацию на обучение;
3. создать интерес у учащихся;
4. активизировать учащихся;
5. использовать смену деятельности на уроке;
6. учитывать возрастные и половые особенности учащихся;
7. определенный темп на уроке;
8. установить контроль.
Индивидуальные особенности внимания:
Одна из индивидуально-типологических особенностей внимания обусловлена повышенной эмоциональной впечатлительностью некоторых людей и проявляется она в значительном сокращении объема внимания. существуют личностные, сугубо индивидуальные особенности направленности внимания, обусловленные интересами, культурным уровнем, профессией, жизненным опытом человека.