Способности как индивидуально-психологические особенности личности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональная особенность организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они служат основой развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.
Способы измерения – тесты – тесты умственной одаренности (IQ).
Структуризация интеллектуальных способностей выглядит следующим образом:
1. Задатки – основы способностей, заложенные на генетическом уровне.
2. Общие способности, одинаковым образом проявляющиеся в различных видах человеческой деятельности (обучаемость, внимательность, память, воображения, роль, работоспособность).
3. Специальные способности, проявляющиеся при определенных видах деятельности (музыкальные, математические, организационные и др.).
4. Групповые способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных.
5. Профессиональные способности, проявляющиеся в процессе выбора профессии и развития трудовой деятельности.
Интеллектуальные способности личности особенно активно формируются, развиваются и проявляются в управленческой деятельности. Вот почему каждая организация заинтересована распознать способности работников, в том числе прибегая к разработанными в многочисленном количестве психодиагностическими методиками.
Интеллектуальные способности человека совершенствуются посредством овладения знаниями, умениями и навыками, требуемыми для профессиональной деятельности. Студенческие годы предоставляют колоссальные возможности для этого.
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Выделяют общие и специальные способности.
Общие способности отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности,
Специальные – отвечают более узкому кругу требований данной деятельности. Специальные, или профессиональные, способности — это возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления; яркие, наглядные образы памяти; чувство языка; развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Интеллект – это понимание, познание, Общая способность к познанию и решению проблем, которая определяет успешность любой деятельности и лежит в основе других способностей;
Р.Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения:
1.Вербальный интеллект (запас слов. Эрудиция. Умение понимать прочитанное);
2.Способность решать проблемы;
3.Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.).
Принято выделять несколько научных подходов к изучению интеллекта и его развития:
1. Структурно-генетических подход базируется на идеях Ж.Пиаже, который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой.
2. Когнитивный подход образован основан на понимании интеллекта как когнитивной структура, специфика которой определяется опытом индивида.
3. Факторно-аналитический подход, который в современной психологии получил наибольшее распространение. Его основоположником является Чарльз Спирмен. Он выдвинул концепцию «генерального фактора», g, рассматривая интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов.
4. Иерархические модели интеллектатакже получили известность. Здесь интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности.
условия развития способностей.
Итак, первое условие – это воспитание потребностей в деятельности. Способности не развиваются у людей, которые ленивые, не любят работать, избегающих различных усилий в умственном и физическом труде.
Важное условие развития способностей человека – создание благоприятной среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную деятельность.
развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.
Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Характеристика одаренного ребенка Большинство родителей считают, что их дети одаренные и талантливые. Конечно, каждый по-своему. Психологи определяют шесть компонентов одаренности: высокие интеллектуальные способности, конкретные академические способности, творческое продуктивное мышление, лидерские качества, навыки в изобразительной и исполнительской деятельности, психомоторные способностей. Генетики утверждают, что из 100 тысяч новорожденных - один наделен гениальностью. Чтобы отнести к этой группе вашего ребенок, он должен быть разносторонне развит и развит не по годам, то есть находится на уровне развития значительно выше других детей того же возраста. Одаренность способна как развиваться, так и исчезать, здесь первостепенное значение имеет своевременное признание и поощрение. Раннее выявление таких детей является залогом их успешного развития. Очень важно родителям иметь представление о качествах, характеризующих одаренность. Ниже даны качества одаренного ребенка, предлагается родителям отметить знаком + те качества, которые присуще вашему ребенку. Обратите внимание, что существуют различные уровни одаренности. Одаренные дети: • Не демонстрируют свои навыки, прежде чем они не доведут их до совершенства. • Очень рано развивается понятие причинности. • Обладают большой любознательностью во всем, страсть к обучению. • Мало спят, необычно активны. • Часто занимаются одновременно несколькими видами деятельности. • Желают делать все сами и по-своему. • Обладают чувством юмора. • Очень рано (3-4г) размышляют и задают вопросы о смысле жизни. • Понимают концепцию количества и числа и развивают свои собственные методы для расчета. • Понимают гораздо больше, чем могут выразить словами. • Важной особенностью является превосходство в зрительно-моторные реакции. • Начинают ходить рано, в 7-8 месяцев. • Обладают широким диапазоном навыков и способностей. • Скучают в детском саду или школе. • Они гораздо более внимательны и нежны, чем другие. • Внимательные собеседники. • Внимательны к мнению других. Когнитивные навыки (познавательные процессы) включают: • Быстро овладевают любыми навыками. • Овладевают глубокими знаниями, чем другие дети того же возраста. • Замечательная память о событиях, фактах и числах. • Творческий подход во всем и умение импровизировать. • Очень наблюдательны к окружающему миру. • Высокое и сложное чувство юмора. • • Любознательность, наряду с высоким уровнем мотивации к обучению. • Скучает, если у них нет проблем. • Высокая концентрация внимания. • Хорошие организационные навыки. • Высоко развито логическое мышление. Словарь и язык: • Большой запас активной лексики, хорошо развито умение устного общения, по сравнению с детьми того же возраста. • Жонглирует словами и предложениями, нетрадиционное чувство юмора. • Способность быстрой адаптации и использование языка в соответствии с ситуацией общения. • Навыки в понимании и реализации сложных инструкций. Самостоятельно развивает способности в чтение, письме и в выполнении арифметических действий. Социальные навыки: • Чувствительны к чувствам других. • Используют лингвистические навыки в разрешении конфликтов или дебатов. • Организуют и управляют поведением других детей (могут выглядеть как диктаторы). • Они чувствуют уверенность в общении с взрослыми детьми. • Опережают своих сверстников в развитии, предпочитают индивидуальные игры, так как очень самостоятельны. И еще: Большое значение в развитии детей играют логические задачи, игры, загадки, любая деятельности, которая требует творческого мышления и реакции. После прочтения статьи, вы можете решить, какие способности у вашего ребенка. Консультации у психолога будет достаточно, чтобы подтвердить одаренность вашего ребенка. Для этой цели проводятся анкетирование, тестирование, наблюдения за деятельностью ребенка и т.д.