Развитие личности в младшем школьном возрасте. Личностный и социально-психологический компонент готовности к школе.

Поступление в школу является, как уже отмечалось, переломным моментом в жизни ребенка. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный, октябрятскую звездочку). Включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей (которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то уже учащиеся III класса, помимо опыта собственного поведения (последний, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских кинофильмов. Так же формируется и моральное поведение. Дети 7—8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности учителя; ученики III класса в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.
Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями. Укажем прежде всего на импульсивность — склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7—8 лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности. Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера — капризность, упрямство — объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись.

К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность — младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой — таит и некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего. Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах,— на все это необходимо опираться в воспитательной работе.

К началу обучения в III классе, под влиянием возрастающих требований, под влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы, у младшего школьника формируется трудолюбие, прилежание,

дисциплинированность, аккуратность.

Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, появляется умение сдерживать себя и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость, умение преодолевать трудности.

По отношению к младшему школьнику, для которого поступление в школу означает начало нового ответственного этапа формирования его личности, особенно важно единство требований школы и семьи. С начала школьного обучения ребенок начинает подвергаться воспитательному воздействию с двух сторон, и чрезвычайно важно, чтобы эти воздействия шли в одном и том же направлении. Отсутствие такого единства приведет либо к полному разладу в поведении школьника, либо к формированию двойственных форм поведения: одна манера поведения будет проявляться в школе, другая (иногда совершенно противоположная) — дома.

В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются интересы, особенно познавательный интерес, к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению, сначала к чтению вообще, а затем — к чтению определенной литературы, с острой и занимательной фабулой, сказкам, позднее — к книгам с несложным научно-фантастическим и приключенческим сюжетом. Быстро формируется интерес к технике (преимущественно у мальчиков), причем к современной технике — ракетам, лунным и космическим станциям, луноходам и самолетам новейшего типа. Развитие учебных интересов младших школьников прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что это развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для воспитания учебных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование.

Большие возможности представляет младший школьный возраст для воспитания отношений, основанных на принципе коллективизма.

Личностный и социально-психологический компонент готовности к школе. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если

ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической.

4.Психологические приемы работы с нарушениями дисциплины.

:

Ученики, ищущие внимания окружающих, действуют, как настоящие артисты, они нуждаются в аудитории. Очень часто причиной «плохого» поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Причем есть дети, которым необходимо очень много внимания, они либо «заводят» весь класс, либо являются пассивными нарушителями поведения.

Потребность во внимании - базовая психологическая потребность, как еда и питье. Но если детей учат просить пить и есть, то внимания они просить не умеют. А чем меньше внимания дома - тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение его в школе. Такие дети не знают, как общаться в позитивной манере. Педагогу необходимо по возможности уделять внимание этим ученикам.

Поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным. Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. Они могут применять разные тактики: делать все назло, сдавать позже всех работы или не сдавать их вообще, бормотать ругательства, демонстративно жевать.

Есть и пассивная форма властолюбивого поведения: дети улыбаются, говорят слова, которые мы желаем услышать, а делают только то, что хотят сами. Причем они могут оправдывать себя наследственностью, физическим состоянием, плохим вниманием или памятью, ослабленным здоровьем. Они не представляют отчетливо подчинение правилам и авторитетам.

Дети, которым нужно внимание или власть, могут быть вполне обаятельными. Ученики, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не кажутся. Они выглядят злыми, угрюмыми, агрессивными. Такое поведение - следствие обид, полученных ребенком. А поскольку учитель каждый день рядом - он отличная мишень для мести за боль, обиду, нанесенную другими. Эти дети ломают мебель, рвут книги, хамят, нецензурно ругаются, бьют и унижают других обучающихся, постоянно опаздывают. Они хотят всячески вывести педагога из себя. В особо тяжелых случаях выходки, придуманные для мести, губят самих детей - это алкоголь, наркотики, ранние половые связи, правонарушения (активные формы мести).

Но есть и пассивная мстительность - отчужденное избегание (замкнутость, угрюмость, равнодушие). Вы стараетесь, вы хотите помочь ребенку, но не получаете взамен ничего, чувствуете вину и неспособность что-то сделать.

«Педагогические действия по профилактике нарушений дисциплины во время урока (занятия)»

  1. Приходите к месту занятия (в кабинет, лабораторию, спортивный зал и т. п.) не позднее, чем за 15 минут до звонка на урок.
  2. Входите в класс последним.
  3. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно.
  4. Осмотрите класс, выявите отсутствующих, определите причину отсутствия.
  5. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно открыть на перемене.

6. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие - бич дисциплины.

9. В целях обеспечения безопасности учащихся, требуйте от нарушителей дисциплины прекращения противоправных действий.

10. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительное конфликт, тем труднее его закончить.

11. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

13. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций.

14. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

15. Следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается.

16. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто, а только тогда, когда это обосновано.за небольшие усилия.

17. Прекращайте урок со звонком.

Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).

приемов педагогического воздействия: созидающие и тормозящие приемы , приемы поощрения и наказания.

Созидающие – приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных.

Тормозящие – приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных.

Созидающие приемы:

· организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться);

· организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками);

· вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными, благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);

· моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры школьника в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);

· убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения);

· доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);

· нравственное упражнение (заключается в создании условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить);

· ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждет от него более значительных успехов, и это способствует формированию мотивации к учению);

· пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие);

· проявление доброты, внимания, заботы;

· просьба;

· поощрение;

· проявление огорчения;

· поручительство;

· активизация сокровенных чувств ученика.

Тормозящие приемы:

· осуждение;

· наказание;

· приказание;

· предупреждение;

· пробуждение тревоги у ученика по поводу возможности наказания;

· проявление возмущения;

· разоблачение или выявление виновного;

· мнимое безразличие;

· ирония;

· мнимое недоверие;

· параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившег

Поощрение: одобрение, похвала, благодарность, присвоение звания, материальная форма поощрения (призы, подарки). Наказания: неодобрение, замечание, выговор, исключение из коллектива, лишение удовольствий.

Одобрение – короткий положительный отзыв, констатирующий согласие с мнением, действием ученика. Используются вербальные и невербальные средства одобрения.

Похвала – развернутое, аргументированное одобрение, осуществляемое в вербальной форме.

Неодобрение и замечание конструируются так же, как одобрение и похвала, но противоположны по содержанию.

Благодарность – индивидуальная или коллективная форма положительной оценки.

Материальная форма – опредмеченная материальным предметом похвала. Материальная форма подкрепляется речевым обращением, которое может усилить эмоциональные переживания детей.

Лишение удовольствий – форма наказания, при которой ребенок лишается предметов, способных доставить положительные эмоции. Нельзя лишать возможности удовлетворять естественные потребности (в пище, сне и т. д.).

Наказания желательно применять реже, чем поощрения, и только в тех случаях, когда явно нарушаются социально-культурные нормы поведения или возникает угроза благополучию человека, в том числе и самого нарушителя. Слабое наказание не достигнет результата, а сильное травмирует психику ребенка.

Наши рекомендации