И принципы профессионального обучения.
На основе педагогических законов и закономерностей (т. е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закономерности говорят о том как протекает педагогический процесс,то принципы дают знания о том как его строить.
Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.
В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип — это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности».
В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и др.
К первой группе относятся принципы, вытекающие из особенностей человека как главного объекта педагогики, ко второй — наиболее общие требования непосредственно к самому педагогическому процессу, к третьей — наиболее общие требования, определяющие связь педпроцесса со средой.
Принцип природосообразности означает, что строить педагогический процесс необходимо с учетом природы воспитанника, т.е. состояния его здоровья; физического, физиологического, психологического и социального развития, возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными.
Принцип целостности (технологичности) подразумевает необходимость единства и относительной завершенности всех входящих в педагогический процесс компонентов и факторов. Суть принципа в реализации такой закономерности, как технологичность педагогического процесса: построение педагогического процесса должно опираться на научность и достоверность всех его компонентов;
Принцип демократизации проявляется в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в педагогическом процессе культуры той среды (местности, города, региона), в которой находится конкретное учебное заведение, понимание того, что воспитание и обучение являются составной частью культуры общества, а также единства национального и межнационального.
Принцип единства и непротиворечивости действийучебного заведения, семьи, общества (в том числе производства, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры) направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося.
Принцип единства индивидуального и коллективного позволяет педагогу использовать различные подходы, методы и средства, начиная от индивидуальных и кончая коллективными.
Принципы профессионального обучения.
Принципы | Содержание принципов обучения |
Гуманизация и демократизация обучения | Ориентация на индивидуальное развитие личности обучаемого, обращение к его субъективному опыту; развитие потребности в самоопределении, самореализации и саморазвитии; предоставление обучаемому права выбора форм обучения |
Профессионально-политехническая направленность | Овладение системой знаний о научных основах, отраслях современного производства и конкретной группе профессий |
Соответствие требованиям современного производства | Обучение на современном оборудовании, овладение современными технологиями, методами и способами профессиональной деятельности |
Соединение обучения с производительным трудом, связь теории с практикой | Участие обучающихся в производительном труде по избранной специальности; обучение в контексте будущей профессиональной деятельности; обеспечение единства теоретического и практического обучения |
Профессиональная мобильность | Формирование ключевых компетенций (социальной, информационной, коммуникативной, когнитивной), Постоянное обновление содержания профессионального обучения |
Модульность | Выявление и расположение в определенной последовательности элементов профессионального обучения, составление блочно-модульных учебных программ, изучение учебного материала по блокам-модулям |
Сознательность, активность и мотивированность | Сочетание традиционных и инновационных подходов, активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся как субъектов образовательного процесса, воспитание высоких мотивов обучения, вооружение учащихся и студентов методами самостоятельной учебной работы |
Доступность и наглядность | Учет интересов, способностей и возможностей обучающихся, состояния их здоровья и самочувствия; проведение занятий на уровне доступной трудности; широкое использование дидактических средств в обучении |
Прочность овладения компонентами профессиональной компетентности | Опора на все виды памяти и способы запоминания, обучение приемам самообучения и самоконтроля знаний; использование метода повторения; проведение текущего и итогового контроля знаний |
Целеустремленность, систематичность и последовательность | Проектирование процесса профессионального обучения в соответствии с государственным стандартом (учебные планы, программы, график учебного процесса, расписание и т. п.); мониторинг личностного и профессионального развития обучающихся, эффективности образовательного процесса |