Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
Согласно логике педагогического процесса цель является первым, ведущим компонентом образовательного процесса, от цели зависит выбор содержания, методов, средств, форм ее реализации.
В педагогической деятельности цель определяет характер взаимодействия педагога и обучающихся, содержание обучения, внутреннюю сторону педагогического процесса, детерминирует процессуальную сторону процесса обучения, указывает на методы и средства педагогической деятельности.Цели в профессиональном учебном заведении выстраивают на основе модели специалиста.
Цель — это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.
Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Цель образования в общественном отношении — это повышение интеллектуального потенциала общества для ускорения его прогрессивного развития, формирование позитивного общественного сознания, в личном плане – обеспечение благосостояния и социального статуса, свободы и достоинства, уверенности в будущем, удовлетворения от профессиональной деятельности.
Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.
Нормативные государственные цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования.
Общественные цели — цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.
Инициативные цели — это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов.
Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции. Это могут быть следующие цели: использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе занятия.
Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся, например, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса.
Общие цели задаются обществом, государством, частные реализуются через предметы, каждый из которых выполняет определенную функцию в обучающей системе, конкретные цели ориентированы на формирование знаний и развитие соответствующих способностей, личностных качеств.
Общая цель профессионального образования – подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, профессионально и социально мобильных, способных к саморазвитию специалистов.
Частные цели профессионального образования:
· Обеспечение усвоения системы знаний, умений, навыков, определяемых потребностями общества, производства, индивида;
· Формирование научного мировоззрения, экономической и правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов;
· Формирование творческого мышления, навыков саморазвития, самообразования;
· Обеспечение условий для развития профессионально-личностного потенциала…
Конкретные цели (цели изучения дисциплины, темы) состоят из целей обучения, воспитания, развития
· Цель обучения: Понимание сущности и места целей и принципов в целостном педагогическом процессе
· Цель воспитания: развитие коммуникативных способностей, ответственности, отношения к изучаемому материалу, профессии…
· Цель развития: способствовать развитию логического мышления (анализ ситуации, обобщение материала, формулирование выводов, аргументированное их представление)
· Цель педагога-преподавание
· Цель учащихся-учение
Связь целей общего и профессионального образования
Цели общего образования | Цели профессионального образования |
Объективные цели | |
Овладение общими знаниями о природе, технике и искусстве | Овладение профессиональными знаниями в тех областях, которые являются общими для профессий, охваченных данным направлением профессионального обучения |
Общая подготовка к практической деятельности - участие в преобразовании природы, в общественной жизни, в художественных и технических кружках | Подготовка к творческой работе, практическое овладение методами, средствами и формами деятельности, типичными для данной профессии и для родственных специальностей |
Формирование социалистической сознательности и основанных на ней принципов и научных мировоззренческих убеждений. | Формирование гражданских принципов и научных убеждений с особым учетом будущей профессии |
Субъективные цели | |
Общее развитие мышления и познавательных способностей | Развитие специальных способностей, важных для работы по данной профессии |
Развитие культурных потребностей, мотиваций, познавательных, социальных, эстетических и технических интересов | Развитие потребностей, мотивов и заинтересованности, связанных с данной профессией, с целью достижения высокого профессионального уровня |
Привитие навыков самообразования и работы над собой в течение всей жизни. | Привитие навыков постоянною совершенствования профессиональной квалификации через самообразование |