Научный редактор: Дозморова Е.В.
Для организатора
профильного обучения
Томск - 2011
Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А.А., Казакова И.И., Колбас С.В. - Томск: ТОИПКРО, 2011.
Методическое пособие посвящено проблемам организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях городского и сельского типов. В пособии представлены необходимые нормативно- правовые документы, учебные планы, раскрываются особенности содержания и организации профильного обучения.
Пособие составлено на основе практического опыта школ России и города Томска и адресовано организаторам профильного обучения.
Материал, представленный в пособии, собран экспериментально-инновационным отделом и утверждён учебно-методическим советом ТОИПКРО.
Научный редактор: Дозморова Е.В.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, то есть создание системы специализированной подготовки (профильного обучения). Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, отражающая данное направление, предусматривает реализацию следующих основных целей:
· обеспечит углубленно изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
· создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
· способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
· расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
При этом в организации профильного обучения необходимо видеть его существенную разницу от профессионального обучения. Назначение профильного обучения - создание условий для реализации личности старшеклассника в том или ином профиле как основы подготовки к будущему освоению любой профессии в рамках данного профиля (физико-математического, гуманитарного, естественнонаучного и т.д.), а не узкая ориентация лишь на одну профессию - профессионализация (медицинский, юридический класс и т.д.).
Цели профильного обучения, по замыслу авторов Концепции, могут быть решены как в рамках профильной школы как основной институциональной формы их реализации, так и иными перспективными формами: отдельными профилями в рамках общеобразовательной школы, другими образовательными учреждениями и т.д.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения.
Что должно измениться в структуре образовательного процесса?
Какие изменения должны произойти в его содержании?
Что должна содержать структура профильной школы?
Как оценивать учебные достижения учащихся в условиях профильного обучения?
Как строить учебный план в условиях профильной школы?
На эти и другие практические вопросы помогут ответить составители пособия, предлагаемого вашему вниманию.
Методическое письмо.
Профиль обучения
Профильные классы могут быть двух видов: предметно – ориентированными или профессионально – ориентированными. Предметно – ориентированныеклассы предполагают углубленное изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу и дают возможность поступления в широкий спектр вузов, где предусмотрены вступительные испытания по предметам, изучавшимся углубленно. Примерами предметно – ориентированных классов являются: гуманитарный, естественно – научный, физико-математический и другие.
Профессионально – ориентированные классы предполагают изучение курсов с ориентацией на конкретную профессиональную сферу. Эти профильные классы дают возможность учащимся подробнее ознакомиться с предполагаемой профессией и даже получить начальные профессиональные знания и навыки и попробовать себя в профессии. Примером профессионально – ориентированных классов являются психолого-педагогические, медицинские, сельскохозяйственные, экономические, юридические и другие.
В зависимости от реализуемых профилей обучения общеобразовательные учреждения могут быть однопрофильными или многопрофильными.
Формами организации профильного обучения могут быть:
- профильные классы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;
- профильные классы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;
- профильные группы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;
- профильные группы, имеющие сборный состав учащихся;
- индивидуальное обучение учеников по специальной программе.
Стратегия перевода школы третьей ступени на профильное обучение предполагает выбор одного из вариантов, приемлемых для конкретной школы. Такими вариантами могут быть:
1. Организация профильных классов, ориентированных на учреждения высшего или среднего профессионального образования, где образовательный процесс строится на основе индивидуальных учебных планов, предусматривающих углубленное изучение предметов с учетом профиля вуза или учреждения среднего профессионального образования.
2. Открытие профильных классов, в которых осуществляется углубленное изучение группы взаимосвязанных предметов без ориентации на конкретное учреждение профессионального образования. Как правило, это классы физико-математического, естественно – научного, гуманитарного, технико-технологического и других профилей, где изучение профильных предметов ведется по специальным программам и учебникам;
3.Создание классов гибкого состава, учебный план которых состоит из двух частей:
- обязательной – для всех учащихся с обязательным минимумом содержания образования по всем предметам;
- вариативной, предусматривающей изучение отдельных предметов или групп предметов на углубленном уровне, при котором класс делится на группы. Такая модель наиболее приемлема для школ, не имеющих параллельных классов.
При этом необходимо отметить, что решение о введении профильного обучения в том или ином общеобразовательном учреждении принимает учредитель по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления общеобразовательным учреждением. Тем самым, учредитель должен принимать решение в отношении конкретного общеобразовательного учреждения, руководствуясь не только собственно его пожеланиями и характеристиками, но и своим видением конкретной перспективы, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом. Учредитель также определяет и порядок комплектования профильных классов в общеобразовательных учреждениях старшей ступени.
Число возможных профилей не должно быть большим и напрямую связанным с существующими профессиями.
Профиль должен охватывать целую сферу деятельности, имеющую общие основания, которые можно найти в позиции субъекта деятельности (в его целеполагании). При этом объекты воздействия могут быть различными. В таблице 1 представлен набор профилей, выделенных по основанию ведущей деятельности. Профили обучения выделены таким образом, чтобы они охватывали все основные виды человеческой деятельности.
Описанная в таблице 1 карта профилей школы представляется достаточной для самоопределения учащегося относительно основных видов деятельности в современном обществе. Она играет роль координатной сетки при планировании содержания образования в профильном и элективном блоках.
Оптимальной является такая ситуация, в которой школа (группа школ) готова реализовывать все возможные профили, поскольку она отвечает потребностям учащихся, степень определенности жизненных планов которых различна:
- учащиеся, чьи жизненные планы еще не ясны, имеют возможность для самоопределения через сочетание в своей образовательной траектории элементов различных профилей,
- учащиеся, выбравшие для себя то направление деятельности, которое ляжет в основу их профессионального и жизненного самоопределения, смогут осваивать курсы, связанные с выбранным профилем, приобретать опыт реализации выбранного вида деятельности в ходе социальных практик,
- учащиеся, уже имеющие четкие представления о своей дальнейшей образовательной траектории и профессиональном самоопределении, смогут выбрать курсы, обеспечивающие подготовку к профессиональному образованию и деятельности, в том числе из различных профилей.
Ограниченность ресурсов в каждом конкретном случае может стать основанием для сокращения числа профилей, обеспеченных образовательным процессом в конкретном учреждении. Школа не может предложить подготовку по одному профилю, это лишает учащегося возможности индивидуализации своей образовательной траектории в соответствии с его жизненными планами и интересами. Таким образом, школа должна предлагать максимально широкий спектр профилей и обеспечить его освоение.
Таблица 1
Карта профилей школы
Название профиля | Ведущая деятельность | Возможные объекты воздействия |
Инженерный | Моделирование и конструирование материальных объектов с заданными полезными свойствами и технологий получения таких объектов | - устройства и механизмы, - технологические процессы в промышленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг, - здания и сооружения, - вещества, - виртуальные объекты. |
Художественный | Создание субъективно значимых (наделенных субъективным смыслом) образов | - визуально воспринимаемые образы, - музыкальные образы, - синтетические образы (театр, перформанс…), - художественный текст. |
Социальный | Коммуникация и управление | - массовые коммуникации, - экономические отношения, - правовые отношения, - взаимодействие социальных групп, - каналы трансляции культуры (в т.ч. образование), - военное дело. |
Естественный* | Превращение естественного потенциала в ресурс человеческой деятельности | - человек (медицина), - человек (психология), - природопользование (в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг). |
Технологический | Получение заданного результата через воспроизведение технологии | - материальные объекты, - виртуальные объекты. |
*понимаем, что название выглядит несколько нелепо, но сказать «естественнонаучный», значит, опять закрепить связь с определенным набором академических знаний и только.
Таблица 1 позволяет конкретизировать роль профильных элективных курсов. Первые нацелены на введение учащегося в наиболее общие способы деятельности и формирование базы знаний и умений для их реализации. Вторые позволяют получить опыт применения освоенных способов деятельности в работе с конкретными объектами воздействия в реальной или модельной (образовательной) ситуации. При этом набор элективных курсов, разумеется, будет уточнять прорисовку профиля и зависеть от запросов местного сообщества и местных рынков труда. Но представить себе конкретизацию профиля через единственный тип объектов воздействия нельзя – это будет ситуация жесткой специализации и предпрофессиональной подготовки, складывание которой опасно для самой идеи профильной школы.
Профиль учащегося.
Понятно, что название профиля(-ей), заявленного(-ых) школой, является основанием для первичного самоопределения учащегося. Однако этот выбор не определяет полного набора образовательных услуг, которые получает ученик, он лишь становится ориентиром для формирования индивидуального профиля учащегося.
Осуществление осознанного выбора профиля обучения должно обеспечиваться специально организованным предпрофильным этапом, во время которого учащийся имеет возможность и постоянно ставится в необходимость осуществлять выбор определенного числа из многих элективных курсов, покрывающих собой возможно большее содержание различных предметных областей и сфер человеческой деятельности. На этом этапе осуществляется мониторинг и сопровождение процесса освоения учеником различных курсов, подросток получает информацию, собранную на основе диагностики и самодиагностики, касающуюся его познавательных интересов, способностей и склонностей, которая поможет ему определиться с выбором дальнейшего пути: продолжать ли образование в старших классах и если да, то по какому профилю. Желательно, чтобы элективные курсы были практико-ориентированными и давали бы представление о применении тех или иных учебных предметов в профессиональной деятельности.
В 10-11 классах учащийся должен с большей или меньшей частотой, но постоянно осуществлять выбор курсов, относящихся к разным разделам учебного плана, для изучения.
Все учащиеся, не зависимо от выбранного профиля, осваивают базовый блок:
Математика
Литература и русский язык
Иностранный язык
Физическая культура
Обществознание
Естествознание
Выбор профиля означает появление первого основания для определения профиля учащегося. Ученик получает рекомендацию по определению профильных курсов для изучения. Эти курсы «надстраиваются» над базовым уровнем отдельными модулями. Не дублируя его по содержанию, они являются прикладными по своей ориентации. В школьном расписании возможность выбора профильного курса организуется следующим образом:
Образовательные области | Инженерный профиль | Социаль ный профиль | Художественный профиль | Естественный профиль | Технологический профиль |
Математика | Названия 1-3 профильных курсов на пересечении предметной области и вида деятельности (профиля) Например: математика для социальной сферы: математические модели в экономике Некоторые ячейки на пересечении предметной области и вида деятельности (профиля) могут оставаться незаполненными | ||||
Литература и русский язык | |||||
Иностранный язык | |||||
Обществознание | |||||
Естествознание | |||||
Искусство | |||||
Технологии |
Таким образом, выбрав один из заявленных школой профилей обучения, учащийся ориентируется на те профильные курсы, которые предлагаются по данному профилю. Однако если учащийся не до конца определился или, напротив, имеет четкое представление о своей будущей образовательной траектории, он имеет возможность выбрать профильные курсы из другого профиля.
Поскольку профильные курсы строятся по модульному принципу, учащийся обязан закончить изучение модуля и пройти предусмотренные по нему формы контроля. Изменить свое решение он может лишь после этого, в момент выбора профильных курсов для изучения в следующем полугодии. Содержание этих курсов является законченным и самостоятельным, что не требует от учащегося дополнительной самостоятельной работы при смене профиля или выборе профильного курса из другого профиля.
Содержание элективных курсов, как говорилось выше, призвано связать способ деятельности, который лег в основу определения профиля, и конкретные объекты воздействия, в том числе в режиме практик. Учащийся выбирает элективные курсы из всего набора, предлагаемого в школе.
Предполагается следующее соотношение учебного времени, отводящегося на изучение базовых, профильных и элективных курсов: ½ : ¼ : ¼.
Таким образом формируется индивидуальная образовательная траектория ученика. При этом в задачи педагогического сопровождения входит организация анализа причин выбора и рефлексии полученного опыта.
Методическое письмо
О комплектовании профильных классов общеобразовательных учреждений Томской области.
1.Комплектование 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению осуществляется на основании Закона РФ “Об образовании”, типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196.
2. К профильным классам относятся классы с ориентацией на профессию, развитие профессионального самоопределения.
3. Основные цели и задачи профильных классов соответствуют целям и задачам, определяющим деятельность образовательных учреждений. Профильные классы:
· обеспечивают социализацию личности;
· предоставляют учащимся оптимальные условия для получения среднего (полного) общего образования;
· обеспечивают непрерывность среднего (полного) общего образования;
· обеспечивают углубленное овладение знаниями и умениями по профилирующим дисциплинам;
· создают условия для развития творческих способностей учащихся в соответствии с интересами и наклонностями;
· осуществляют раннюю профилизацию, воспитание устойчивого интереса к избранному профилю.
4.При комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте, безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования.
5.Общеобразовательное учреждение, открывая профильные классы и профильные группы, может быть:
1. однопрофильным(реализовывать только один избранный профиль);
2. многопрофильным (организовать несколько профилей обучения);
3. универсального (непрофильного) обучения.
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного числа предлагаемых к выбору предметов и курсов предоставлять обучающимся (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) возможности обучения по индивидуальным учебным планам, включая в них те или иные профильные и элективные предметы и курсы («Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»).
В профильном классе могут быть созданы группы учащихся с ориентацией на определенную профессию, специальность: экономические, педагогические, юридические, спортивные и т.п.
Для учащихся этих классов могут устанавливаться льготы при поступлении их в профессиональные учебные заведения по выбранному профилю на основании договора.
6. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательного учреждения. В состав экзаменационной комиссии (и ее предметных комиссий) могут войти учителя-предметники, руководители образовательных учреждений, педагогические работники начальных, средних, высших учебных заведений, специалисты методических служб. Состав и порядок работы экзаменационной комиссии доводятся до сведения выпускников IX классов и их родителей (законных представителей), руководителей общеобразовательных учреждений не позднее, чем за два месяца до начала проведения экзаменов. Все спорные вопросы, возникающие при проведении итоговой аттестации и формировании профильных классов, рассматриваются учредителем общеобразовательного учреждения.
7. Наполняемость профильных классов, как правило, в городских общеобразовательных учреждениях составляет 25 человек, в сельских – 20 человек. При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью. В профильные классы общеобразовательных учреждений принимаются обучающиеся, успешно сдавшие экзамены по обязательным предметам и экзамены по выбору, независимо от их места проживания. Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются:
– выпускники 9-х классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования;
– победители по соответствующим профильным предметам районных, региональных и федеральных окружных олимпиад;
– обладатели похвальной грамоты “За особые успехи в изучении отдельных предметов” (профильных предметов);
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
– выпускники 9-х классов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца.
8. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение:
1. заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения;
2. аттестат об основном общем образовании.
Порядок оформления документов. Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в 10-й класс. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию:
– входящий номер заявления;
– перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения;
– сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.
Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии. Время работы приемной комиссии устанавливает общеобразовательное учреждение. Комплектование профильных классов завершается 1 июля. В исключительных случаях осуществляется дополнительный прием в период с 1 августа до 30 августа. Для осуществления дополнительного приема директору общеобразовательного учреждения разрешается иметь резерв в количестве пяти мест в каждом профильном классе. После окончания приема заявлений зачисление в профильный класс общеобразовательного учреждения оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения заявителей. Всех обучающихся, зачисленных в профильные классы, и их родителей (законных представителей) общеобразовательное учреждение обязано ознакомить с:
– уставом общеобразовательного учреждения;
– лицензией на право ведения образовательной деятельности;
– свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими деятельность учреждения.
За учащимися профильных классов (при отсутствии академической задолженности) сохраняется право перехода в универсальные (непрофильные) классы по заявлению родителей (законных представителей) и по согласованию с Учредителем общеобразовательного учреждения. Обучающимся в 10-х профильных классах может быть предоставлено право изменения профиля обучения в течение учебного года при следующих условиях:
– отсутствие академических задолженностей за прошедший период обучения;
– самостоятельной сдаче зачетов по ликвидации пробелов в знаниях по предметам вновь выбранного профиля;
– письменное ходатайство родителей (законных представителей).
–
9.Порядок комплектования профильных классов в общеобразовательных учреждениях старшей ступени определяет учредитель.
ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Основные затруднения при работе с документами возникают в процессе обсуждения путей их практической реализации. При переходе на профильное обучение главную трудность составляют разработки содержания учебных дисциплин, определяющих ключевые компетенции учителя и учеников. Как показывают результаты эксперимента по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки, непонимание учителями и руководителями школ сущности этого и производных от него понятий связано с отсутствием единых научных представлений осмысле и сущности современного образования в целом. Что и сказывается на различиях вформулировке тех или иных понятий.
Вместе с тем, если образовательное учреждение работает в личностно ориентированной парадигме, то выработать единое понимание ключевых терминов не сложно. Для этого необходимо разбираться в основных ценностях и приоритетах данного типа образования. Большая часть этих оснований представлена в пособиях под рубрикой «Педагогика нового времени» и в первых выпусках этой, управленческой серии. Однако появились и новые термины, понимание которых также затруднено.
Начнем с определения различий между понятиями «компе
тенция» и «компетентность», которые выводят на понимание
более сложных структур компетентностного подхода.
Компетентность- это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции - знаниям, умениям, опыту. Используется как обобщающее понятие по отношению к мотивационной готовности, специальным знаниям, личностному опыту и др.
Таким образом, компетенция - это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность - это качество владения, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Следовательно, компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений и качеств. Соответственно определяются компетенции учителя иученика, а так же уровни качества владения ими - различные компетентности учителя и ученика.
Определяющим понятием при рассмотрении компетенции и компетентности является категория «качество».
Качество (филос) — существенная определенность явления, факта и т.д., благодаря которой он является именно этим, а не другим; свойства, специфика и состояния чего-либо; первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, без расчленения: горький, соленый, глубокий. Категория качества имеет отношение к внешним показателям, но проявляется через них только в силу того, что определяет их изнутри, т.е. по преимуществу является характеристикой содержания.
Качество личностно ориентированного образованияопределяется тем, насколько в его содержании представлены основания для развития личностно-ценностного отношения к изучаемым знаниям, насколько развиваемые на базе знаний умения способствуют личностно-ценностному развитию учащихся. Различают качество содержания и качество реализации.
Качественная работа учителя - это его компетентность по реализации умений выполнять действия с содержанием изучаемого материала, пробуждающим личностно-ценностное отношение к знаниям у его учеников.
Очевидной становится потребность оценивать результаты образования, не ограничиваясь качеством знаний. Одним из критериев оценки все более уверенно становится образованность, проявленная в личностных характеристиках выпускников. В связи с этим, компетентностный подход, где за главный ориентир принимается качество компетентности учителя и ученика, вводится такая составляющая, как «личностный компонент ключевой компетенции».
Личностные качества- индивидуально проявляемые ка
ждым отдельным человеком, только ему свойственные отно
шения к общим ценностям: культуре, творчеству, свободе,
выбору, патриотизму, интернационализму, личной производи
тельности, частной собственности, гражданскому обществу,
справедливости, порядочности и т.д. Личностные качества
определяются содержанием и различными уровнями деятель
ности личностных структур сознания, которые даны только
как носители ценностей вместе с мерой ценностей, превра
щающей их в желаемое. .
Наиболее полный (официальный) набор ключевых образовательных компетенций разработан А.В. Хуторским, который представляет их в четырех основных группах:
1) как средство мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая компетенция);
2) как знания и умения вопределенной сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая);
3) в виде круга вопросов, по которым следует быть осведомленным
(общекультурная);
4) как основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования).
Компетентность предполагает целый спектр личностных качеств: «понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». Следовательно, она всегда личностно окрашена качествами конкретного человека. По утверждению А.В. Хуторского, компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Наперёд заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика.
В трактовке А.В. Хуторского, компетенция предстает как заданное требование к тому, что автор определяет «качествами личности»: знания, умения, навыки, способы деятельности. Если руководствоваться требованиями более актуальной парадигмы, то качества личности выращиваются (самоорганизуются) самим учеником. При этом далеко не всегда адекватно задаваемым требованиям. Вместе с тем, возникновение и учет этих самоизменений становятся возможными, но не вопосредовании рамками нормированного объема ЗУНов, а при обращении к другой структуре компетенции, вчастности, к ее личностному компоненту.
Личностно ориентированная педагогика рассматривает знание как средство, способствующее личностному росту учеников. Знание уже не может рассматриваться только как объективно существующее. В нем присутствует и некий внутренний потенциал, придающий ускорение саморазвитию личности. Он обладает признаками субъектности, т.е. может способствовать процессам самостоятельного порождения личностных смыслов образования.
В этом контексте не только знания, но и понятие «личностный рост» приобретают новые смыслы.
Личностный рост- это процесс самодостраивания личностных структур сознания, содержащих всебе основания «значений» к личностным смыслам, т.е. пристрастному, ценностному отношению к знаниям».
В связи с этим, компетентностный подход задает смысло-ориентированный набор компетенций, которыми должен обладать учитель, чтобы «знания и умения» приобрели личностный смысл. Своеобразным ядром ключевой компетенции становится ее личностный компонент. Он определяет наличие всодержании знаний средств актуализации личностных ценностей и смыслов, развития личностных структур сознания, обуславливающих не только качества умений, но икачества личности учителя. В качестве таких компетенций педагогической деятельности могут рассматриваться умения учителя организовывать поиск источников смысла, соотнесения сущности явления с актуальными значениями, устанавливать причинно-следственные и интуитивные связи смыслов, выстраивать новый смысл, определять внешние и внутренние связи феноменов знаний, развития личности, творчества ит.д., выступающих как обобщенное умение-осмысление.
Помимо этого, личностный компонент ключевой компетенцииможет быть представлен в содержании изучаемого материала его направленностью на установление интегративных связей между основными сферами личности таким образом, чтобы востребовать духовность, культурную идентичность, гражданственность; актуализировать личностные ценности и смыслы, развивая личностные структуры сознания, как носителя нравственного содержания личности.
Еще большую конкретику в понимание того, на какие характеристики знаний следует обращать внимание, при разработке содержания ключевых образовательных компетенций вносит определение, описывающее личность как субъекта нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемую индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни; самоактуализируя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность - смысл.
Смысл производится субъектом познания тогда, когда созданы необходимые условия для «запуска» его личностных структур - структурированного ценностного содержания сознания, которое проявляется в деятельности поведения, но несводимо к функциям сознания по приспособлению (адаптации) человека к чему-либо. Они регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение как личностное отношение к ценностям культуры, знаний, опыта, жизненных и профессиональных целей. Благодаря деятельности личностных структур сознания, но никак не его, функций, реализуется феномен "быть личностью", т.е. умение проявлять и управлять собственными смыслами, выстраивая иx в соответствии с гуманистическими, добровольно принятыми и самодеятельно реализуемыми требованиями. В педагогической феноменологии и синергетике личностные структуры рассматриваются как составные части сознания, наполняющие его процессуальный функционал (мотивирование, критичность, рефлексию и т.д.) нравственным содержанием.
В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценностей. Это становится возможным при новой организации содержания знаний, т.е. при организации условий для «пропуска» ученика на территорию, ранее для него закрытую — к содержанию открытых для дополнения знаний. Таким образом, ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личных целей и личных смыслов.
Учебный план профильной школы в условиях переходного периода
Система профильного обучения предусматривает освоение учениками базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных и элективных курсов.
Профиль представляет собой оптимальное сочетание этих трех типов курсов, которое должно отвечать, «рамочным» требованиям базисного учебного плана (БУП).
Очевидно, что проблема разработки учебного плана переходного периода требует четкого осознания сущностных характеристик и функций трех типов учебных курсов, составляющих содержание профильной подготовки.
Для руководителей образовательных учреждений проблема конструирования БУП школы в условиях-перехода к профильному обучению осложняется некоторой потерей ориентиров, т. к. за последние 5 лет для обсуждения и экспериментальной апробации Министерством образования РФ предложено несколько вариантов БУП:
- БУП-2000 (три варианта рекомендованы: экспериментальным школам для апробации структуры и содержания общего
образования в 12-летней школе);
- учебный план, предложенный в Концепции профильного обучения на старшей ступени школы (для школ; участвующих в эксперименте по профилизации содержания образования);
- проект учебного плана 2003 г., предложенный для обсуждения (Вестник образования. 2003. № 17, 18).
При этом необходимо подчеркнуть, что все вышеперечисленные планы являются проектами, требующими апробации в условиях эксперимента. Они могут быть использованы в условиях, утвержденных федеральных и областных экспериментальных площадок и специально организованного финансирования.
В. условиях массовой практики продолжает действовать учебный план 1998 (БУП-98). Он же становится основой для организации поисково-творческой деятельности большинства педагогических ко