Лица, осуществляющие профессиональную деятельность в области таможенного дела.

Лицами, осуществляющими профессиональную предпринимательскую деятельность в области таможенного дела на условиях, закрепленных в ТК таможенного союза и ТК РФ, являются следующие.

1.Таможенные перевозчики — юридическое лицо государства — члена таможенного союза, осуществляющее перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков.

Порядок включения в реестр таможенных перевозчиков и исключения из этого реестра определяется законодательством государств — членов таможенного союза.

Как правило, услуги таможенного перевозчика требуются при перемещении товара, находящегося под таможенным контролем, от места пересечения товарами таможенной границы до места осуществления их таможенного оформления. Также при необходимости таможенный перевозчик может осуществлять перевозку товаров, таможенное оформление которых еще не завершено, с одного СВХ или ТС на другой СВХ или ТС.

На Руси этот вид предпринимательства был известен очень давно.

М. Кулишер писал, что ряд статей латинской грамоты 1268 г. дает нам картину того, как совершалась перевозка немецких товаров в Новгород. Прежде всего, узнаем (ст. 4), что ладьи, куда выгружались товары из морских кораблей для их перевозки но Волхову, нуждались в особых лоцманах, которые проводили их через пороги. Это были «сильные и умелые люди», «добрые люди», в противном случае, как показывает опыт, люди застревали и гибли на порогах. Также ладьи должны были транспортироваться на порогах «безостановочно», «немедленно», так как могли быть нападения на суда[8].

В конце XIX — начале XX в. лицам (купцам) и предпри­ятиям, производящим постоянную торговлю иностранными товарами или имеющим склады товаров для оптовой тор­говли, разрешалось самостоятельно перевозить адресован­ные из-за границы на их имя товары без предварительной уплаты причитающихся таможенных платежей[9], что, несомненно, подогревало интерес русского купечества к внешней торговле и являлось стимулом к укрупнению бизнеса.

В то же время были утверждены новые правила каботажного плавания, регламентирующие порядок осуществления перевозки морским путем товаров, облагаемых таможен­ными пошлинами, из одного российского порта в другой[10]. Данные правила без особых изменений использовались и при советской власти[11]. Остальные виды бизнеса в сфере услуг по обеспечению внешнеторговых перевозок по вышеуказанной причине государственной монополии и политики «железного занавеса» в советский период не развивались.

После вступления в силу ТК РФ 1993 г. таможенным перевозчиком могло быть созданное в соответствии с за­конодательством РФ предприятие, обладающее правами юридического лица, получившее лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика. С этого момента таможенный перевозчик был наделен правом перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей (залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения на депозит таможенных органов РФ сумм, причитающихся к уплате при осуществлении таможенного оформления перевозимых товаров и транспортных средств).

В Российской Федерации таможенный перевозчик может быть:

зональным (при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика только в регионе деятельности одной таможни);

региональным (при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика в регионах деятельности нескольких таможен, подведомственных одному региональ­ному таможенному управлению);

общероссийским (при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика в регионах деятель­ности нескольких региональных таможенных управлений или на всей территории РФ).

По данным ФТС России, к середине 2010 г. в реестр таможенных перевозчиков РФ было включено 81 юридическое лицо[12].

1 Устав таможенный. С. 753.

Таможенный перевозчик обязан:

соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК таможенного союза при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза;

исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных соответствующими статьями ТК таможенного союза;

не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию;

информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений.

2. Предприниматели, специализирующиеся на хранении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

История складского бизнеса, обеспечивающего сохранность товаров, перемещаемых через границы России, изучена недостаточно, но очевидно, что издревле и до наших дней государство уделяло большое внимание решению вопроса об обеспечении точного учета и сохранности иноземных товаров, облагаемых таможенными платежами.

Известно, что в Древней Руси в качестве складов чаще всего использовались церкви, устройство которых было приспособлено для торговых целей: в подвале хранился то­вар, а в притворе он взвешивался[13].

Больше всего складской бизнес развивался при так называемых гостиных дворах — структурах, создаваемых для обеспечения полноты взимания причитающихся пошлин и динамики грузооборота. Л. М. Марков в книге, посвященной развитию таможенной службы, перечислил целый ряд платежей, таких как «амбарное» (платеж за наем амбара под товар на гостином дворе), «гостиное» (платеж за наем торгового места на гостином дворе), «полавочное» (платеж за охрану товара дворником в амбаре ночью), «свальное» (платеж за снятие товара с подводы при взвешивании), которые, несомненно, приносили достаточно высокие доходы лицам, занятым в указанном виде предпринимательства[14].

В СССР история складского бизнеса в таможенном деле берет свой отсчет с 1980 г., когда в преддверии Олимпиады под Москвой, в Бутово, был организован первый ТС, который оставался единственным в своем роде до 1991 г.[15] До этого времени товары хранились на складах, принадлежащих таможне, а в случаях, если таможня не имела своих складов или таковые не соответствовали грузообороту или во избежание излишних накладных расходов, таможенные грузы разрешалось хранить на складах грузораспорядителей, и такие склады назывались приписными [16].

В настоящее время можно выделить следующие виды предпринимателей в области складского бизнеса в таможенном деле.

Лица, осуществляющие профессиональную деятельность в области таможенного дела. - student2.ru
Владелец ТС —юридическое лицо государства — члена таможенного союза, которое осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на ТС. ТС — это специально оборудованная территория (помещение), на которой ввезенные из-за рубежа товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Юридическое лицо признается владельцем ТС после включения в реестр владельцев ТС.

Порядок включения в реестр владельцев ТС и исключения из этого реестра определяется законодательством государств — членов таможенного союза.

Законодательством государств — членов таможенного союза могут быть установлены случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве владельцев ТС юридических лиц, включенных в реестр владельцев ТС.

ТС могут быть открытого или закрытого типа.

В соответствии со ст. 233 ТК таможенного союза ТС являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров.

Следует отметить, что данная формулировка не корректна и требует следующего пояснения. На таможенный склад открытого типа могут быть помещены любые товары, задекларированные любыми лицами таможенному органу как товары, помещаемые под таможенную процедуру «та­моженный склад». Иные или, как сказано в приведенном положении ст. 233 ТК таможенного союза, «любые» товары хранить на ТС не допускается, в противном случае владелец ТС, находящегося на территории РФ, будет привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КоАП РФ.

ТС являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца ТС.

Законодательством государств — членов таможенного союза могут определяться отдельные категории товаров, которые допускается хранить на ТС закрытого типа.

По информации ФТС России, к середине 2010 г. в реестр владельцев ТС (обоих типов) были внесены сведения о 116 юридических лицах, имеющих соответствующие свидетельства[17].

Владелец СВХ —это юридическое лицо, обеспечивающее временное хранение товаров — хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совер­шения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Иностранные товары хранятся на специально оборудованных складах, именуемых СВХ. Это специально выделенные и обустроенные помещения или иные места, в которых товары и транспортные средства находятся на временном хранении под таможенным контролем с момента представления их таможенному органу и до их выпуска либо представления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом. СВХ могут учреждаться в любых местах, одобренных таможенными органами.

В аэропортах и портах, открытых для международного сообщения, на грузовых дворах, станционных складах и площадках станций железных дорог, где происходит прием, погрузка, выгрузка и выдача товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, где осуществляется междуна­родное автомобильное сообщение, наличие СВХ является обязательным.

Владелец СВХ обязан:

соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК таможенного союза, при временном хранении товаров;

обеспечивать сохранность товаров, находящихся на СВХ;

вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза;

не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками СВХ и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;

выполнять требования таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;

в случае прекращения функционирования СВХ в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на СВХ, о таком решении;

исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в установленных ТК таможенного союза случаях;

информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев СВХ, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев СВХ, в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений.

За неисполнение своих обязанностей при временном хранении товаров владелец СВХ несет ответственность в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

В Российской Федерации СВХ бывают открытого и закрытого типов. В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о таможенном регулировании СВХ являются складами открытого типа, если они доступны для использования любыми лицами. Это не так, поскольку в качестве обыкновенного склада, принимающего на хранение любые товары, находящиеся в обороте на территории РФ, СВХ оказывать услуги не вправе.

История СВХ началась только с вступлением в силу ТК РФ 1993 г. и приказа ГТК России от 07.10.1993 № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)» (утратили силу).

По информации ФТС России, к середине 2010 г. таможенными органами РФ было оформлено более 960 свидетельств о включении в реестр владельцев СВХ1.

Таможенные представители.До вступления в силу ТК таможенного союза на территории РФ эти юридические лица назывались ТВ. В настоящее время юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей.

Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Эти предприниматели, являясь связующим звеном в классической схеме международной торговли: продавец — таможенный представитель — таможня — таможенный представитель — покупатель, должны ускорять оборот товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, повышать эффективность экспортно-импортных операций. Таможенные представители оказывают услуги и таможенным органам (помогают качественно выполнять фискальные функции), и предпринимателям — участникам ВЭД (экономия времени при таможенном оформлении товаров).

Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.

В обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц.

Полученная от представляемых лиц информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другая конфиденциальная информация не должна разглашаться или использоваться таможенным представителем и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза.

Таможенный представитель обязан представлять в таможенные органы отчетность, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

Обязанности являются едиными для всех таможенных представителей. Запрещается предоставление исключительных (эксклюзивных) прав и иных преимуществ, носящих индивидуальный характер, для отдельных таможенных представителей.

Таможенный представитель обязан информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных представителей, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных представителей, в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений.

По данным базы ФТС России, к середине 2010 г. ФТС России выдало порядка 600 свидетельств о включении в реестр ТБ1.

К подвластным субъектам таможенных правоотношений все перечисленные лица относятся потому, что их деятельность допускается только при условии соблюдения ими условий, утвержденных органами исполнительной власти, наделенными полномочиями в области таможенного дела. Своим клиентам перечисленные лица оказывают услуги на основании договоров гражданско-правового характера.

Все перечисленные предприниматели в области таможенного дела подтверждают свой статус наличием особого документа — свидетельства о включение в соответствую­щий реестр, который выдается таможенным органом согласно утвержденным правилам, изложенным в следующей главе настоящего учебника.

В соответствии с ТК ТС и Законом о таможенном регулировании подобные свидетельства получают также владельцы МБТ и уполномоченные экономические операторы, однако эти лица к рассматриваемой категории субъектов таможенных правоотношений не относятся, поскольку они не оказывают услуг в области таможенного дела. Учитывая положения ст. 33, 36, 38, 41 ТК таможенного союза, а также ст. 81, 84, 85, 86 Закона о таможенном регулировании, владелец МБТ и уполномоченный экономический оператор являются лицами, перемещающими товары через таможенную границу, точнее — участниками ВЭД.

Наши рекомендации