Офицерская честь: моральные принципы и правовые нормы.

С 90-х гг. ХХ в. начался новый этап в развитии нашей страны. Россия встала на путь построения правового, демократического государства, в котором власть подчиняется праву и закону. Но, как известно, право выступает регулятором главным образом внешних отношений людей, а мораль, культура и религия являются регуляторами духовно-нравственных основ жизни людей.

Во все времена сила отечественной военной службы основывалась на духовных началах. Поэтому не случайно, что многие нормы морали, а также понятия офицерской чести и достоинства получали свое юридическое закрепление в уставах, наставлениях, приказах.

Честь – «...Это высокое слово трудно поддается рациональному объяснению, но именно в нем - источник побед, воинского духа, поступательного развития Российской армии и ее офицерского корпуса. Пока в воинской среде свято хранится честь, армия неустрашима и непоколебима». В Толковом словаре С. Ожегова слово "честь" трактуется как "достойные уважения и гордости моральные качества человека; хорошая незапятнанная репутация". Честь, по В. Далю, есть "внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть".
Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Военное ведомство уделяло большое внимание поведению офицера, как на службе, так и вне службы.

Так, в 1911 г. в Петербурге существовал четкий перечень заведений, которые офицер имел право посещать и где он не должен был появляться. К первым относились: Императорский аэроклуб, Императорское автомобильное общество, яхт-клуб, дворянское благородное собрание, литературно-художественное общество. В числе запрещенных для посещения офицерами заведений были частные клубы и собрания, где имелись азартные игры, варьете, ресторан "Яр", мелкий кинематограф, рестораны и гостиницы низших разрядов, все трактиры, чайные, пивные, а также буфеты 3-го класса на станциях железных дорог. В театре, в гостях, в поезде, ресторане или на улице - всюду офицер должен был помнить, что он носит мундир русской армии. На семейных вечерах все держали себя просто, как в единой культурной семье. Обычно офицеры и члены их семей здоровались за руку. Законом было уважение к женщине. Ни один офицер не садился, если стояли женщины. Обычно семейные вечера, а также проводы офицера, переведенного в другую часть, заканчивались ужином, где за столом не было особых привилегированных мест для старших начальников.

Понятия об офицерской чести и достоинстве закладывались еще в военно-учебных заведениях России. Например, А.С. Пушкин предлагал воспитывать в будущем офицере честь и честолюбие начиная с раннего возраста. В записке "О народном воспитании" он писал: "Кадетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требуют… большого присмотра за нравами ...Надлежит заранее внушить воспитанникам правила чести и честолюбия".

Оценку своего труда, своих личных качеств в ходе ежегодно проводимой аттестации получал каждый офицер. Подобная практика, естественно, ориентировала офицеров на истинные ценности: преданность и любовь к Родине, бескорыстное исполнение воинского долга, утверждение офицерской чести и достоинства, упрочение уз воинского товарищества.
Таким образом, сама офицерская среда требовала соблюдения следующих правил:
- признания обществом офицеров ответственности за поступки каждого офицера, что, конечно же, не умаляет ответственности и самого офицера за совершенное им;

- требования к офицерам согласовывать свое поведение с требованиями офицерской этики;

- солидарности в отстаивании чести мундира, достоинства офицерского звания;
- верности слову, обещанию, устному заявлению, готовности исполнить обещанное и безусловное выполнение принятых на себя обязательств;
- исключения злословия, злорадства в оценке других офицеров, различного проявления непорядочности;
- соблюдения внешних знаков приличия, товарищества и чинопочитания, особенно в гражданском обществе, общественных местах;
- готовности каждого члена общества офицеров прийти на помощь товарищу, нуждающемуся в ней, даже без формальной на то просьбы;
- проявления искреннего сочувствия тем, кого постигло горе, несчастья, неудача.

Девиз "Один - за всех, все - за одного" как нельзя лучше отражал суть корпоративности офицерского корпуса. Неслучайно в офицерском корпусе вырабатывалось и формировалось единство взглядов по принципиально важным вопросам, к которым мы можем отнести следующие утверждения:
- офицером может быть только честный, добросовестный и достойный уважения человек;

- товарищество - это не попустительство, круговая порука и покровительство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии и порядочности, взаимной поддержке и взаимной выручке;
- старший по званию или по должности начальник - такой же офицер, лишь обладающий большими полномочиями и ответственностью;
- офицер - не слуга, а воин, которому доверено самое ценное - безопасность и покой граждан.

Основой чести офицеров являлись вековые традиции офицерского корпуса, сконцентрированные в духовном кодексе, передающемся из поколения в поколение:

- служить честно Отечеству, а не прислуживать, кому бы то ни было;

- верность своему слову;

- уважение законов государства;

- мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни;

- разборчивость в выборе друзей, знакомых, определении круга общения: офицер должен был посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы;

- преданность военной форме. Офицер всегда был при оружии, и это свидетельствовало о том, что он всегда был готов обнажить это оружие для чести и славы Родины;

- вежливость, такт, порядочность по отношению друг к другу, окружающим;

- забота о пристойности брака;

- отцовская заботливость о солдате: "Слуга царю, отец солдатам".

Офицеры обязаны были вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству. За соблюдением офицерами воинской чести и достоинства следили командиры, а проступки, связанные с их нарушением, рассматривались судами чести.

Традиции дореволюционной армии России были продолжены в Советской Армии. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР 1946 г. предусматривал создание офицерских судов чести, а с 1973 г. стали действовать и товарищеские суды чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы.

Таким образом, исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии показывает, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту.

В современных условиях несколько изменились, а точнее, снизились требования по соблюдению офицерами правил, относящихся к понятиям воинской чести и достоинства. И тому, видимо, есть свои объяснения. Если раньше для офицерского состава служба являлась смыслом всей жизни и не ограничивалась сроком контракта, то сегодня военнослужащие лишь исполняют свой конституционный долг и реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы.

В соответствии с утвержденной типовой формой контракта о прохождении службы граждане, поступающие на службу по контракту, берут на себя обязательства исполнять общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Каких-либо обязательств о соблюдении морально-нравственных принципов, а также правил, относящихся к чести и достоинству, контракт не содержит.

Сегодня происходит переоценка ценностей и ориентиров в жизни. Однако, ни в одном современном нормативном правовом акте не раскрыты сущность и содержание понятий "честь" и "достоинство". А когда нет единого понимания содержания и сути этих понятий, то возникают проблемы с оценкой того или иного проступка офицера.

Видимо, понимая, что не все морально-этические нормы можно урегулировать нормами права, ряд министерств и ведомств в современных условиях принимают свои корпоративные "кодексы чести". Так, например, судейским сообществом 21 октября 1993 г. принят Кодекс чести судьи Российской Федерации, Приказом председателя государственного таможенного комитета от 3 сентября 1997 г. №530 введен в действие Кодекс чести таможенника Российской Федерации, приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 1993 г. №501 утвержден Кодекс чести сотрудника органов внутренних дел, а приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1138 утвержден Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

 

Во всех этих нормативных правовых актах содержатся конкретные морально-этические требования и нормы поведения, за нарушение которых сотрудники могут быть привлечены к ответственности.

Наши рекомендации