Зависит ли человеческое общество от свойств окружающей среды?
Раньше было принято считать, что человеческое общество существует и развивается по своим собственным законам, в значительной степени независимо от свойств окружающей среды. Сейчас это уже не так. За последние сто лет деятельность человека вышла на планетарный масштаб: непрерывно растут антропогенные (anthropogenic) нагрузки на окружающую среду; человек подчинил природу, заставив ее служить своим интересам, но в результате произошли незапланированные изменения. Все оказалось под угрозой: вода, воздух, почва, флора, фауна, здоровье людей и даже само существование биосферы.
Практически все стороны современной деятельности человека ведут к загрязнению биосферы: рост промышленности, энергетики (power engineering), интенсивное использование химических веществ (chemical substances) в сельском хозяйстве, рост городов, населения и т.п.
Возник целый клубок экологических проблем. Около трех десятков из них имеют значение для планеты в целом. К приоритетным относят изменения климата, сокращение естественных мест обитания, изменения озонного слоя, исчезновение видов (species) и генетические (genetic) изменения. В качестве проблем второго порядка рассматривают: загрязнение гербицидами, кислотные дожди, разливы нефти (oil slicks), загрязнение грунтовых вод и т.п.
Окружающая среда также подвергается быстро увеличивающемуся радиационному загрязнению, обусловленному ростом количества радиоактивных отходов, испытаниями ядерного оружия, развитием ядерной энергетики.
Усугубляется кризис городов. Большие города занимают обширные территории и сосредотачивают более половины населения Земли. Они представляют собой особую, искусственную среду обитания. Поток средств существования, включая чистый воздух и воду, приходит извне, а внутри образуется мощный поток отходов. Резко изменились все естественные экосистемы, идут процессы накопления вредных веществ в почвах, воде, подземной среде. Возрастает заболеваемость, смертность, рождение детей с различными заболеваниями.
TASKS FOR LISTENING
Listen to Interview 1. Mark the statements as true or false.
1. Environmental groups have made some progress.
2. Ordinary people can affect most environmental problems.
3. Big companies must account for the chemicals they use.
4. They have to provide this information to the government.
5. Environmental groups check the information that big industrial companies provide.
6. Environmental decisions are taken mostly on local level.
7. Local authorities in Britain have little power.
8. British local governments have made some environmental proposals.
Listen to Text 1. Fill in the gaps.
Before 1900, rainforests covered 14 % (1) .. … ……. ……. . Today they cover (2) … The reason for this is simple. They have been cut down to (3) ……. land, paper, medicines, minerals and (4) ….. . But it’s not only trees that are disappearing. Every rainforest also (5) …….. millions of animals, insects and flowers. These are (6) ………, too. If man continues to cut down rainforests, more than one million (7) …… of plants and animals will become (8) ……. by the year 2030. What’s the solution? (9) ……….. in rainforest countries need to plan and work together. They should also (10) ……. some areas and plant new forests.
Listen to Text 2. Fill in the gaps.
One of Europe’s and North America’s most serious (1) ……… problems is acid rain. What happens is this. First, factories send gases and (2) ……… into the air. There they mix and are (3) …….. for hundreds of miles by the wind. Finally, they fall back to earth when it rains. The acid rain (4) ….. fish and trees. It slowly (5) …….. buildings, too. The solution is the following. (6) ………. countries should control their levels of pollution. This is already happening in some parts of Europe. There, several countries (the (7) … club) have (8) … their acid rain pollution by 30 %.
Listen to Text 3. Answer the following questions.
1. What conflict exists in the question of pollution?
2. Where did the sulphur and carbon dioxide pollution come from a century ago?
3. What is smog?
4. What was done between 1950s and 1970s to reduce air pollution?
5. What is the major source of air pollution today?
6. How does air pollution affect people’s health?
7. What are the sources of water pollution?
8. What is the quality of river water in Britain?
REFERENCES
1. Bough M. The Sea on Our Left. – New York: Viking Press, 1997.
2. Bradford B.T. Act of Will. – London: Harper Collins Publishers, 1994.
3. Browne G.A. 19 Purchase Street. – New York: Arbor House Publishing Co., 1983.
4. Documents of the Anti-Strip Mining Committee. // New York Times, November 26, 1993.
5. Heilbrooner D. The Ugly Truth about Sportsmanship. // People, June 13, 2000.
6. Goodman P. A Proposal to Abolish Grading. // http: www.enmedia.edu.
7. Grisham J. The Client. – New York, 1986.
8. Kramer R. Going Against 100000 Years of Biology // New York Times, December, 1988.
9. Moris L.B., Bucheon S. Facial Discrimination // Allure, April, 1997.
10. Parker T., Allerton R. A Criminal Justifies Himself. The Courage of His Convictions. - Suffolk: The Chancer Press, Ltd, 1962.
11. Rollin B. Is it Selfish to Stay Childless? // Look, September 22, 1988.
13. Sipher R. So that Nobody Was to Go to School if They don’t Want to // New York Times, December 22, 1977.
14. Sisman R. Special Relationship. – London: A Mandarin Paperback, 1995.
18. Toulmin S., Rieke R., Janik A. An Introduction to Reasoning. 2d ed. New York: Macmillan, 1984.
19. Weaver K. Our Energy Predicament // National Geographic Society, 1981.
[1] Аргументация в рамках данного учебного пособия рассматривается в широком контексте деятельности человека, а термины “аргументация” и “аргументативный дискурс” используются как нестрогие синонимы. Содержание аргументативного дискурса определяется как ряд высказываний (написанных или произнесенных), которые были выдвинуты в защиту одной или нескольких точек зрения. Акцент ставится на одну из сфер аргументативной коммуникации, а именно аргументацию социально-бытового общения, хотя в ряде случаев для анализа привлекаются масс-медийные и рекламные типы дискурсов. В качестве базовой в пособии используется модель С. Тулмина, в которой основными считаются две составляющие – тезис (claim), краткая формулировка основной доказываемой идеи и аргумент (support), утверждение или утверждения, с помощью которых обосновывается убедительность тезиса.
В силу чисто практической направленности учебного пособия задача обучения логическим правилам аргументации не ставилась.