Тема 9. Самосовершенствование личности

9.1. Понятиеосамосовершенствованииличности

Акмеологической основой самосовершенствования лич­ности является потребность в активном продвижении к собственным вершинам совершенства. Откуда же у челове-





ка такие потребности и стремления к совершенствованию? Ответ можно найти у великого немецкого философа Им­мануила Канта. По Канту, как отмечает И. И. Казимирская, «человек — это двуединое существо, одновременно при­надлежащее и миру природы, и миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходи­мости, а в мире свободы он нравственно творит себя, возрастает в своем стремлении к счастью». Механизмом самосовершенствования человека, таким образом, мож­но считать его способность к творчеству, без которого невозможно развитие личности, чувствующей свою соб­ственную ценность.

Австрийский психолог Альфред Адлер, в свою оче­редь, считал, что самосовершенствование человека де­терминируется его стремлением к достижению успеха в жизни. Свое совершенство «человек творит сам из сыро­го материала наследственности и опыта».

Однако опыт человека как личности — это и социаль­ный опыт. Поэтому самосовершенствование человека можно объяснить также его взаимодействием с социаль­ной средой, в ходе которого человек вырабатывает у себя качества, которые приводят его к успеху, как в профессио­нальной деятельности, так и в жизни вообще. Следователь­но, самосовершенствование можно считать явлением лич-ностно-социальным.

Самосовершенствование — это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии стребованиями социума и личной программой саморазвития.

С точки зрения современной психологии, в основе про­цесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем лич­ностного роста (Я-реальное) инекоторым воображаемым его состоянием (Я-идеальное).

В качестве примера воображаемого уровня самосовершен­ствования И. И. Казимирская приводит модель развитой лич­ности, разработанную Н.Р. Битяновой. Это модель лично­сти, способной управлять текущими событиями, фор­мировать продуктивные, открытые отношения между людьми, мужественно и последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии, про­тиворечивости и красоте.

Если цель самосовершенствования находится вне лич­ности, то движущие силы этого процесса действуют внут­ри личности в виде мотивов, побуждая ее к саморазвитию. 11ель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно убегает, как линия горизонта. Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.

В любой деятельности можно выделить две стороны — адаптивную и творческую. Последняя является опреде-чиющей в процессе самосовершенствования. Большинст-во людей, к сожалению, останавливаются в своем разви­тии на уровне адаптационных процессов, то есть про­цессов приспосабливания к условиям существования.

Структура процесса самосовершенствования:

• самопознание — осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки;

• самопобуждение — использование различных мотивов и приемов самостимулирования собственного развития;

• программирование — определение целей, путей, средств м методов самосовершенствования;

• самореализация — осуществление программы само­совершенствования, самореализация как способ жизне­деятельности.

9.2. Профессиональная

самореализацияличности

Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие фак-тры: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессио­нальные и жизненные планы, способности и их прояв-пение, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможно-vIи обучения и трудоустройства по избираемой профес­сии, ее материальную и социальную значимость.

Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если





индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) со­ответствуют одному из пяти типов профессий: человек — человек, человек — природа, человек — техника, чело­век — знаковая система, человек — художественный об­раз. Экономические специальности, например, по дан­ной классификации относятся к типу «человек — знако­вая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мыс­ленно погружаться в мир условных обозначений, отвле­каться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Существуют и другие теории профессионального само­определения. Например, в теории американского психолога Дж. Холланда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформиро­ван к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или кон­венциональный тип. В качестве примера рассмотрим два по­следних типа личности:

• Предпринимательский тип — рискованный, энергич­ный, властный, амбициозный, общительный, импульсив­ный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным тру­дом. В профессиональном выборе — все виды предприни­мательства.

• Конвенциональный тип — конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе — банков­ская служба, статистика, программирование, экономика.

После выбора профессии человек определяется со спо­собом получения соответствующей специальности, мес­та работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становле­нием и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности — это стабиль­ность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных услови-

ях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образовани­ем, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятель­ной, независимой, компетентной и конкурентоспособ­ной личностью. Профессиональное самообразование как са­мостоятельно осуществляемая деятельность, направлен­ная на повышение профессионализма, включает:

Sовладение новыми ценностными установками, под­ходами в профессиональной деятельности;

/ профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.

■/ осмысление (рефлексия) собственного опыта и про­гнозирование дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует несколько периоди-шций профессиональный самореализации личности. Напри­мер, весь профессиональный путь человека психолог Сью-пер (США) разделяет на пять этапов:

• Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробу­ют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.

• Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девуш­ки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты про­фессиональной карьеры, подбирают подходящую про­фессию и начинает ее осваивать.

• Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной дея­тельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования ничность достигает вершины своего «акме», то есть вер­шины профессионализма.

• Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работ­ники стараются сохранить за собой то положение на про­изводстве или службе, которого они достигли ранее, про­должают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.



162 ,



• Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям лич­ности.

9.3. Ориентациянадостижение жизненногоуспеха

В словарях «успех» определяется как удача в достиже­нии чего-нибудь, как хорошие результаты в работе или уче­бе, как общественное признание. В любом случае важней­шей индивидуально-психологической особенностью лич­ности в плане жизненного успеха является потребность в его достижении. Успех для человека важен не только как признание его деятельности, но и как преодоление кон­кретных жизненных противоречий и проблем. Успешные люди, или «победители», отличаются от «неудачников» тем, что первые ставят перед собой цели и достигают их, а вторые следуют лишь своим повседневным разрознен­ным желаниям.

Личности успешного типа обычно активны, инициа­тивны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность их деятельности и степень активности в меньшей степени зависят от внешнего кон­троля. Отличаются настойчивостью в достижении цели; склонны планировать свое будущее на большие проме­жутки времени; предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, но выполнимые обязательства; ставят перед собой реально достижимые цели; если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качест­ва обеспечивают суммарный успех, существенно отлич­ный как от незначительных достижений при занижен­ных обязательствах, так и от случайного везения — при завышенных.

Для успеха в жизни помимо долгосрочных стратегий человек должен иметь среднесрочные цели, ориентиро­ванные на 3—5 лет, - так называемые жизненые тактики. Именно они должны определять доминирующие виды деятельности, планирование времени, выбор и осуществ­ление действий. Именно им приходится посвящать боль­шую часть времени, отказывать себе в лишних развлечени­ях, постоянно обуздывать безалаберность и суету повсе-

дневности, вносить в текущую жизнь организованность и сбалансированность.

Многие исследователи называют ориентацию на дости­жение жизненного успеха концентрированным выражени­ем духа западной цивилизации. Подтверждением тому мо­жет служить книга американского психолога и педагога Зиг Зиглара «Умение добиваться успеха». В ней автор называет шесть составляющих настоящей, успешной жизни: финан­совое положение, физическое состояние, интеллект, ду­ховно — личностное развитие, семья и карьера.

Под карьерой понимают успешное продвижение челове­ка в сфере профессиональной деятельности, достижение им известности, достойного положения в обществе. И это одна из естественных, позитивных потребностей личности в ее самореализации. Однако, если это продвижение связа­но со стремлением только к личному благополучию и про­является в погоне за успехом с использованием неблаго­родных, аморальных и противозаконных средств, то оно осуждается обществом и называется карьеризмом.

Успешность карьеры человека зависит от правильно­сти выбора профессии, от его личностных особенностей, уровня притязаний и ценностных установок. Проанали­зировав сотни биографий людей, сделавших успешную карьеру, Г.С. Альтшуллер в книге «Как стать гением» предлагает своеобразный алгоритм построения карьеры:

Sналичие достойной цели;

Sплан достижения достойной цели;

sвысокая работоспособность;

Sсовершенная техника решений профессиональных задач;

Sэффективная результативность профессиональной деятельности;

sумение «держать удар» — преодоление сопротивле­ния коллег, администрации, семьи в плане продвиже­ния собственных новаций; «удар» может быть в виде по­пыток присвоения идей, результатов вашей работы.

По мнению западных специалистов, делая карьеру, важно помнить следующее:

Sглавным условием продвижения по службе является профессиональный опыт;

sосновой продвижения является совместимость с ва­шим шефом; нужно его понять и затем изменить себя в соответствии с его ожиданиями;





sпостоянно готовьтесь к изменениям в вашей жизни и не позволяйте прошлому «связывать вам руки»;

sвы должны быть деловитым и постоянно делать добро;

•Sделая себя необходимым для начальства, умейте во­время остановиться;

^ будучи «одиноким волком», Вы можете разрушить свою карьеру;

Sрасширяйте Ваши знания и управленческие навыки;

sучитесь гордиться своими достижениями;

Sне делайте работу сами, а с помощью других;

Sбудьте готовы не уделять достаточно времени семье;

Sинтересы организации должны быть для вас превы­ше всего;

Ц учитесь создавать свой имидж, то есть образ привле­кательного человека.

Каждый человек, если он желает быть успешным, дол­жен заставить работать на себя следующие факторы: убеж­денность, приверженность поставленной цели, трудолюбие, любовь к избранному делу; целостность , последовательность и твердость характера, упорство, дисциплину, наследствен­ность и воспитание, чувство юмора, веру, увлеченность и связи. Так считает Зиг Зиглар и советует обращаться с собой как с уникальным и бесценным ресурсом.

9.4. Самовоспитание

конкурентоспособнойличности

Среди характеристик личности в наше время важное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованость и конкурентоспособность в обществе. Это связано с переходом к рыночным отноше­ниям в экономической сфере общественной жизни.

В понятие компетентности включается не только со­ответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опы­ту, способность принимать собственные решения и на­ходить выход из нештатных ситуаций. Необходимым эле­ментом компетентности человека является также его по­требность, способность и опыт личностно-профессио-нального самосовершенствования, то есть самообразова­ние и самовоспитание.

Конкурентоспособность личности проявляется в про­цессе межличностного или социального взаимодействия,

соперничества, борьбы за достижение наивысших вы­год, преимуществ на каком-либо поприще. Ведущими ха­рактеристиками конкурентоспособной личности являют­ся четкость целей и ценностных ориентации, трудолю­бие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному самообра­зованию, профессиональная компетентность, стремле­ние к высокому качеству конечного продукта.

Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, от­личается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность или беспо­мощность на рынке труда является чаще всего результа­том завышенной или заниженной самооценки. Наиболее благоприятно для самовоспитания объективное представ­ление о себе, так как оно помогает выдвигать реальные цели и задачи, совершать эффективные действия, на­правленные на реализацию программ самовоспитания.

Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реали­зации разработанной программы. Приемами самопобужде­ния являются самокритика, самоприказ, самообязательст-по, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, иключения их в практику самосовершенствования предпо­лагает также упражнения, то есть многократное повторе­ние тех состояний, действий и ситуаций, которые закреп­ляются как качества конкурентоспособной личности. Более подробно о путях и методах самовоспитания уже говори­лось ранее (Тема 5).

Для составления программы самовоспитания желае­мых качеств конкурентоспособной личности в области, например, управленческой деятельности можно исполь-ювать те, которые выделили М. Вудкокк и Д. Фрэнсис в книге «Раскрепощенный менеджер»:

• способность управлять собой, поддерживать свое фи-тческое и психическое здоровье, эффективно исполь-нжать время работы и отдыха;

• наличие четких личных целей и разумных представ­лений о том, что является важным и ценным в жизни;

• умение находить выход и принимать решения в са­мих сложных, критических ситуациях;





• способность к инновациям, конструктивному мышле­нию, созданию оригинальных проектов;

• знание современных управленческих подходов;

• стремление к самосовершенствованию, реализации своих возможностей;

• умение обучать подчиненных, формировать эффек­тивные рабочие команды;

• умение влиять на окружающих, используя в том числе и собственный имидж.

Имидж делового, конкурентоспособного человека — это специально создаваемый образ человека привлекатель­ного, где основными факторами являются одежда и внеш­ность, манеры поведения, умение вести разговор и слу­шать, давать четкие указания и т.д. Структура имиджа преуспевающего человека имеет три составляющих:

• внешняя — манеры, походка, голос, речь, жесты, ми­мика, одежды, прическа;

• внутренняя ~ интеллект, способ мышления, память, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция;

• процессуальная — формы общения, энергичность,
профессионализм, темперамент, пластичность, вырази­
тельность.

Создание и поддержание своего имиджа, без которого невозможен крупный успех в любой сфере деятельности, — это также процесс и результат самовоспитания.

ЛИТЕРАТУРАПООСНОВАМ ПЕДАГОГИКИ:

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

2. Безрукова B.C. Педагогика. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. -Москва: Межд. пед. академия, 1995.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способ­ностей. — Москва: Академия, 2002.

5. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. -Минск: БГЭУ, 2004.

6. Браим И.Н. Культура делового общения. — Минск: Экоперспектива, 1998.

7. Вечорко Г.Ф Основы психологии и педагогики: курс лекций: в 2 ч. Ч 2. Основы педагогики. - Минск: БГЭУ, 2006.

8. Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики: от­веты на экзаменац. вопр. — Минск: ТетраСистемс, 2007.

9. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути дос­тижения вершин профессионализма. — Москва, 1993.

10. Джуринский А.Н. Развитие образования в совре­менном мире. — Москва: Владос, 1999.

11. Закон Республики Беларусь «Об образовании» // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 37, 2 / 844.

12. Закон Республики Беларусь «О высшем образова­нии»// Национальный реестр правовых актов Республи­ки Беларусь, №171(1419), 2007.

13. Зиглар 3. Умение добиваться успеха. Пер. с англ. — Москва: Вильяме, 2000.

14. Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. — Санкт-Петербург: Питер, 2008

15. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом. — Минск: Новое знание, 2004.

16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с из­менениями и дополнениями). Принята на республикан­ском референдуме 24 ноября 1996 года. — Минск: Бела­русь, 1997.

17. Концепция воспитания детей и участия молодежи и Республике Беларусь // Настаунщкая газета, 22 лютага 2000 г.




Наши рекомендации