Тема 9. Самосовершенствование личности
9.1. Понятиеосамосовершенствованииличности
Акмеологической основой самосовершенствования личности является потребность в активном продвижении к собственным вершинам совершенства. Откуда же у челове-
ка такие потребности и стремления к совершенствованию? Ответ можно найти у великого немецкого философа Иммануила Канта. По Канту, как отмечает И. И. Казимирская, «человек — это двуединое существо, одновременно принадлежащее и миру природы, и миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходимости, а в мире свободы он нравственно творит себя, возрастает в своем стремлении к счастью». Механизмом самосовершенствования человека, таким образом, можно считать его способность к творчеству, без которого невозможно развитие личности, чувствующей свою собственную ценность.
Австрийский психолог Альфред Адлер, в свою очередь, считал, что самосовершенствование человека детерминируется его стремлением к достижению успеха в жизни. Свое совершенство «человек творит сам из сырого материала наследственности и опыта».
Однако опыт человека как личности — это и социальный опыт. Поэтому самосовершенствование человека можно объяснить также его взаимодействием с социальной средой, в ходе которого человек вырабатывает у себя качества, которые приводят его к успеху, как в профессиональной деятельности, так и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование можно считать явлением лич-ностно-социальным.
Самосовершенствование — это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии стребованиями социума и личной программой саморазвития.
С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста (Я-реальное) инекоторым воображаемым его состоянием (Я-идеальное).
В качестве примера воображаемого уровня самосовершенствования И. И. Казимирская приводит модель развитой личности, разработанную Н.Р. Битяновой. Это модель личности, способной управлять текущими событиями, формировать продуктивные, открытые отношения между людьми, мужественно и последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии, противоречивости и красоте.
Если цель самосовершенствования находится вне личности, то движущие силы этого процесса действуют внутри личности в виде мотивов, побуждая ее к саморазвитию. 11ель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно убегает, как линия горизонта. Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.
В любой деятельности можно выделить две стороны — адаптивную и творческую. Последняя является опреде-чиющей в процессе самосовершенствования. Большинст-во людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.
Структура процесса самосовершенствования:
• самопознание — осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки;
• самопобуждение — использование различных мотивов и приемов самостимулирования собственного развития;
• программирование — определение целей, путей, средств м методов самосовершенствования;
• самореализация — осуществление программы самосовершенствования, самореализация как способ жизнедеятельности.
9.2. Профессиональная
самореализацияличности
Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие фак-тры: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессиональные и жизненные планы, способности и их прояв-пение, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможно-vIи обучения и трудоустройства по избираемой профессии, ее материальную и социальную значимость.
Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если
индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) соответствуют одному из пяти типов профессий: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ. Экономические специальности, например, по данной классификации относятся к типу «человек — знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мысленно погружаться в мир условных обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
Существуют и другие теории профессионального самоопределения. Например, в теории американского психолога Дж. Холланда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформирован к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или конвенциональный тип. В качестве примера рассмотрим два последних типа личности:
• Предпринимательский тип — рискованный, энергичный, властный, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом. В профессиональном выборе — все виды предпринимательства.
• Конвенциональный тип — конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе — банковская служба, статистика, программирование, экономика.
После выбора профессии человек определяется со способом получения соответствующей специальности, места работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становлением и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности — это стабильность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных услови-
ях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образованием, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, компетентной и конкурентоспособной личностью. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:
Sовладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;
/ профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.
■/ осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.
На сегодняшний день существует несколько периоди-шций профессиональный самореализации личности. Например, весь профессиональный путь человека психолог Сью-пер (США) разделяет на пять этапов:
• Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.
• Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девушки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты профессиональной карьеры, подбирают подходящую профессию и начинает ее осваивать.
• Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной деятельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования ничность достигает вершины своего «акме», то есть вершины профессионализма.
• Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.
162 ,
• Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям личности.
9.3. Ориентациянадостижение жизненногоуспеха
В словарях «успех» определяется как удача в достижении чего-нибудь, как хорошие результаты в работе или учебе, как общественное признание. В любом случае важнейшей индивидуально-психологической особенностью личности в плане жизненного успеха является потребность в его достижении. Успех для человека важен не только как признание его деятельности, но и как преодоление конкретных жизненных противоречий и проблем. Успешные люди, или «победители», отличаются от «неудачников» тем, что первые ставят перед собой цели и достигают их, а вторые следуют лишь своим повседневным разрозненным желаниям.
Личности успешного типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность их деятельности и степень активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели; склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени; предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, но выполнимые обязательства; ставят перед собой реально достижимые цели; если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения — при завышенных.
Для успеха в жизни помимо долгосрочных стратегий человек должен иметь среднесрочные цели, ориентированные на 3—5 лет, - так называемые жизненые тактики. Именно они должны определять доминирующие виды деятельности, планирование времени, выбор и осуществление действий. Именно им приходится посвящать большую часть времени, отказывать себе в лишних развлечениях, постоянно обуздывать безалаберность и суету повсе-
дневности, вносить в текущую жизнь организованность и сбалансированность.
Многие исследователи называют ориентацию на достижение жизненного успеха концентрированным выражением духа западной цивилизации. Подтверждением тому может служить книга американского психолога и педагога Зиг Зиглара «Умение добиваться успеха». В ней автор называет шесть составляющих настоящей, успешной жизни: финансовое положение, физическое состояние, интеллект, духовно — личностное развитие, семья и карьера.
Под карьерой понимают успешное продвижение человека в сфере профессиональной деятельности, достижение им известности, достойного положения в обществе. И это одна из естественных, позитивных потребностей личности в ее самореализации. Однако, если это продвижение связано со стремлением только к личному благополучию и проявляется в погоне за успехом с использованием неблагородных, аморальных и противозаконных средств, то оно осуждается обществом и называется карьеризмом.
Успешность карьеры человека зависит от правильности выбора профессии, от его личностных особенностей, уровня притязаний и ценностных установок. Проанализировав сотни биографий людей, сделавших успешную карьеру, Г.С. Альтшуллер в книге «Как стать гением» предлагает своеобразный алгоритм построения карьеры:
Sналичие достойной цели;
Sплан достижения достойной цели;
sвысокая работоспособность;
Sсовершенная техника решений профессиональных задач;
Sэффективная результативность профессиональной деятельности;
sумение «держать удар» — преодоление сопротивления коллег, администрации, семьи в плане продвижения собственных новаций; «удар» может быть в виде попыток присвоения идей, результатов вашей работы.
По мнению западных специалистов, делая карьеру, важно помнить следующее:
Sглавным условием продвижения по службе является профессиональный опыт;
sосновой продвижения является совместимость с вашим шефом; нужно его понять и затем изменить себя в соответствии с его ожиданиями;
sпостоянно готовьтесь к изменениям в вашей жизни и не позволяйте прошлому «связывать вам руки»;
sвы должны быть деловитым и постоянно делать добро;
•Sделая себя необходимым для начальства, умейте вовремя остановиться;
^ будучи «одиноким волком», Вы можете разрушить свою карьеру;
Sрасширяйте Ваши знания и управленческие навыки;
sучитесь гордиться своими достижениями;
Sне делайте работу сами, а с помощью других;
Sбудьте готовы не уделять достаточно времени семье;
Sинтересы организации должны быть для вас превыше всего;
Ц учитесь создавать свой имидж, то есть образ привлекательного человека.
Каждый человек, если он желает быть успешным, должен заставить работать на себя следующие факторы: убежденность, приверженность поставленной цели, трудолюбие, любовь к избранному делу; целостность , последовательность и твердость характера, упорство, дисциплину, наследственность и воспитание, чувство юмора, веру, увлеченность и связи. Так считает Зиг Зиглар и советует обращаться с собой как с уникальным и бесценным ресурсом.
9.4. Самовоспитание
конкурентоспособнойличности
Среди характеристик личности в наше время важное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованость и конкурентоспособность в обществе. Это связано с переходом к рыночным отношениям в экономической сфере общественной жизни.
В понятие компетентности включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать собственные решения и находить выход из нештатных ситуаций. Необходимым элементом компетентности человека является также его потребность, способность и опыт личностно-профессио-нального самосовершенствования, то есть самообразование и самовоспитание.
Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного или социального взаимодействия,
соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще. Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному самообразованию, профессиональная компетентность, стремление к высокому качеству конечного продукта.
Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность или беспомощность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Наиболее благоприятно для самовоспитания объективное представление о себе, так как оно помогает выдвигать реальные цели и задачи, совершать эффективные действия, направленные на реализацию программ самовоспитания.
Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы. Приемами самопобуждения являются самокритика, самоприказ, самообязательст-по, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, иключения их в практику самосовершенствования предполагает также упражнения, то есть многократное повторение тех состояний, действий и ситуаций, которые закрепляются как качества конкурентоспособной личности. Более подробно о путях и методах самовоспитания уже говорилось ранее (Тема 5).
Для составления программы самовоспитания желаемых качеств конкурентоспособной личности в области, например, управленческой деятельности можно исполь-ювать те, которые выделили М. Вудкокк и Д. Фрэнсис в книге «Раскрепощенный менеджер»:
• способность управлять собой, поддерживать свое фи-тческое и психическое здоровье, эффективно исполь-нжать время работы и отдыха;
• наличие четких личных целей и разумных представлений о том, что является важным и ценным в жизни;
• умение находить выход и принимать решения в самих сложных, критических ситуациях;
• способность к инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных проектов;
• знание современных управленческих подходов;
• стремление к самосовершенствованию, реализации своих возможностей;
• умение обучать подчиненных, формировать эффективные рабочие команды;
• умение влиять на окружающих, используя в том числе и собственный имидж.
Имидж делового, конкурентоспособного человека — это специально создаваемый образ человека привлекательного, где основными факторами являются одежда и внешность, манеры поведения, умение вести разговор и слушать, давать четкие указания и т.д. Структура имиджа преуспевающего человека имеет три составляющих:
• внешняя — манеры, походка, голос, речь, жесты, мимика, одежды, прическа;
• внутренняя ~ интеллект, способ мышления, память, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция;
• процессуальная — формы общения, энергичность,
профессионализм, темперамент, пластичность, вырази
тельность.
Создание и поддержание своего имиджа, без которого невозможен крупный успех в любой сфере деятельности, — это также процесс и результат самовоспитания.
ЛИТЕРАТУРАПООСНОВАМ ПЕДАГОГИКИ:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
2. Безрукова B.C. Педагогика. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. -Москва: Межд. пед. академия, 1995.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — Москва: Академия, 2002.
5. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. -Минск: БГЭУ, 2004.
6. Браим И.Н. Культура делового общения. — Минск: Экоперспектива, 1998.
7. Вечорко Г.Ф Основы психологии и педагогики: курс лекций: в 2 ч. Ч 2. Основы педагогики. - Минск: БГЭУ, 2006.
8. Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. — Минск: ТетраСистемс, 2007.
9. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — Москва, 1993.
10. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — Москва: Владос, 1999.
11. Закон Республики Беларусь «Об образовании» // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 37, 2 / 844.
12. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании»// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, №171(1419), 2007.
13. Зиглар 3. Умение добиваться успеха. Пер. с англ. — Москва: Вильяме, 2000.
14. Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. — Санкт-Петербург: Питер, 2008
15. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом. — Минск: Новое знание, 2004.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. — Минск: Беларусь, 1997.
17. Концепция воспитания детей и участия молодежи и Республике Беларусь // Настаунщкая газета, 22 лютага 2000 г.