Тема 8. Развитиетворческого потенциалаличности

8.1. Понятиеотворчествеикреативности

Творчество — это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, ориги­нальных или более совершенных материальных и духов­ных ценностей. В зависимости от содержания деятельно­сти различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет сле­дующие функции:

• выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;

• реализует право личности на свободу, выход за пре­делы «обязательного»;

• является средством самоактуализации, самореализа­ции и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде дея­тельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют ориги­нальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой лич­ности является креативность.

Креативность — это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потреб­ности в исследовательской активности.

Креативной личности присущи следующие свойства:

• когнитивные — чувствительность к необычному, уни­кальному, единичному; способность воспринимать яв­ления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;

• эмоциональные — высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;

• мотивационные — потребность в понимании, иссле­довании, самовыражении и самоутверждении, потреб­ность в автономии и независимости;

• коммуникативные— инициативность, склонность к ли­дерству, спонтанность.

Креативность активно стала изучаться после опубли­кования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:

• конвергентное мышление — идет по одному руслу и находит только одно решение;

• дивергентное мышление — допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.

Дивергентное, то есть творческое мышление, и ле­жит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В от­личие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:

• подвижность — способность мышления к обнаруже­нию и постановке проблем; для творческих людей не со­ставляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения;

• пластичность — творческие люди предлагают множест­во решений проблем, обладают семантической (языковой) спонтанной гибкостью; способны к генерированию боль­шого количества разнообразных идей;





Тема 8. Развитиетворческого потенциалаличности - student2.ru Тема 8. Развитиетворческого потенциалаличности - student2.ru • оригинальность — способность мышления продуци­ровать отдаленные ассоциации, необычные ответы, не­стандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новое применение.

Творческой личностью не рождаются. Креативные спо­собности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окру­жающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.

Основными параметрами творческой личности можно счи­тать следующие:

Sинтеллектуально-творческая инициатива;

Sжажда познания и преобразования;

Sчувствительность к проблемам, ко всему новому;

sсклонность к нестандартному решению задач;

Sкритичность ума, то есть стремление к оценке, вы­явлению недостатков;

sсамостоятельность в поиске путей и выборе спосо­бов решения возникающих проблем.

Наши рекомендации