Понятиеоконфликтеиегофункциях
Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом.
Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов-, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.
Самые распространенные из конфликтов — это межличностные: между супругами, между родителями и детьми, между соседями, сотрудниками, друзьями и т.д.
Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем служит для людей одновременно и связующим звеном. Чем большее зависимы межличностные отношения, тем более они чреваты конфликтами. Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет. Поэтому конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушительных тенденций,быть добром и злом одновременно.
Функции конфликтов:
• Стабилизирующая — укрепляются взаимоотношения,
нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей.
• Активизирующая — взаимодействие становится более
динамичным, что сказывается на развитии взаимоотно
шений.
• Сигнализирующая — выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положением дел.
• Функция эмоциональной разрядки — открытое выражение своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение.
• Функция инновации — конфликт как средство творческой инициативы, побуждение к обновлению.
• Профилактическая функция — своевременный конфликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон.
Структураивидыконфликтов
Билет №19
Структурные элементы конфликта:
• Предмет конфликта — это реально существующая причина, из-за которой стороны вступают в противоборство.
• Конфликтная ситуация — совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта.
• Инцидент — это стечение обстоятельств или совокупность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта.
• Конфликтное поведение — это действия, направлен
ные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать дос
тижение противостоящей стороной ее целей, намерений,
интересов.
• Разрешение конфликта — это преодоление конфликт
ного поведения, конфликтных действий.
В зависимости от остроты противоречийконфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.
Основные виды конфликтов:
• По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.
• По своей значимости: конструктивные и деструктивные.
• По формам столкновения: открытые и скрытые.
• По масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные.
• По способам урегулирования: антагонистические и компромиссные.
9.3. Причины возникновения конфликтов
Источники конфликтов подразделяют на три группы: условия функционирования социальных групп, характер межличностных или деловых отношений и сами люди. Наблюдения показывают, что около 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. А непосредственными возбудителями конфликтов выступают так называемые конфликтогены, то есть слова, действия (или бездействия) потенциальных участников. Суть конфликтов в том, что люди гораздо более чувствительны к словам и действиям других, нежели к тому, что говорят и делают сами, а также в желаниях защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства.
Однако, одиночный конфликтоген не способен привести к конфликту. Должна возникнуть эскалация кон-фликтогенов, когда на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить еще более сильным. За конфликтогенами обычно скрываются взаимная неприязнь, обиды, зависть, стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, угрозы, насмешки, обман и т.д.
Причины конфликтов в сфере трудовой деятельностиподразделяются на:
• Причины, связанные с неправильным управлением:
—недостатки организации труда;
—нечетко обозначенные права и обязанности сотрудников;
—неритмичность и нестабильность режима труда;
—неудовлетворенность своим трудом (отсутствие элементов творчества, низкий престиж и материальное стимулирование);
—неправильная оценка труда персонала;
—недостатки в стиле руководства.
• Причины, связанные с психологической несовмести
мостью:
—взаимное непонимание;
—несоблюдение общепринятых моральных норм;
~ негативные черты характера (эмоциональная несдержанность, недостаток эмпатии и т.д.). Типы конфликтных личностей:
• Демонстративный тип — хочет быть в центре внима
ния, любит хорошо выглядеть в глазах других, кропот-
ливой и систематической работы избегает, в конфликтной ситуации чувствует себя неплохо.
• Ригидный тип — подозрителен, обладает завышенной самооценкой, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, на критические замечания сильно обижается.
• Неуправляемый тип — импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, во многих своих неудачах склонен обвинять других.
• Сверхточный тип — скрупулезно относится к своей работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Причем так, что людям кажется, будто он придирается.
• «Бесконфликтный» тип — неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли.
Билет №19 (-)
9.4. Управление конфликтами
Конфликты — это явления прогнозируемые. Они могут быть частично либо полностью управляемыми. При частичном разрешении конфликтов устраняются конфликтные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уровне поведения и на уровне внутренних побуждений.
Методы управления конфликтами:
• Внутриличностные методы — касаются отдельной лич
ности и состоят в правильной организации своего собст
венного поведения. При этом нужно уметь высказывать
свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оп
понента. Не стоит и самому поддаваться действию закона
эмоционального заражения.
• Межличностные методы — предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимного доверия. После выяснения причин конфликта не менее важно найти взаимоприемлемое для конфликтующих решение.
• Структурные методы — касаются преимущественно конфликтов в организациях. Для их эффективного разре-
шения психологи рекомендуют после выявления причин выбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:
• Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения другой стороны. Эта стратегия может быть эффективной в ситуации, угрожающей существованию организации или достижению ее важных целей.
• Уход (уклонение) — стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой.
• Приспособление (уступчивость) — предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.
• Компромисс — характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
• Сотрудничество — участники конфликта признают
право друг друга на собственное мнение и выражают го
товность ко взаимопониманию. Это дает возможность про
анализировать причины разногласий и найти приемле
мый для всех выход.
РазделIV
Билет №23
ПСИХОЛОГИЯУПРАВЛЕНИЯ
Тема 10. Введениевпсихологию управления
10.1. Психологияуправлениякакнаука
Психология управления — одна из важнейших отраслей психологии, изучающая психологические особенности управленческой деятельности.
Объектом психологической теории управления являются люди или группы людей, входящие в разнообразные организационные структуры управления, а также формы взаимоотношений между ними в этих структурах.
Предмет же психологии управления включает в себя психологическую структуру и закономерности управленческой деятельности, психологические аспекты отношений между ее субъектами и объектами, а также свойства личности, необходимые для ее успешного осуществления.
При таком подходе к определению психологии управления как науки ее главной задачей выступает «анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Психология управления настолько сильно связана с социальной психологией, что многие авторы рассматривают ее в качестве составной части социальной психологии. Однако это не совсем так. Предметную область психологии управления невозможно ограничить проблематикой социальной психологии. Например, такие вопросы, как профессиональный отбор и психологический анализ деятельности руководителя или психологические характеристики его личности, не укладываются в предмет социальной психологии, изучающей психологию людей как
представителей определенных социальных групп и психологические явления в этих группах.
В психологии управления отношения между людьми и социальными группами рассматриваются непременно в контексте структурных групп различных организаций (экономических, политических, военных, педагогических и т.п.).
Наиболее важными для большинства организаций психологическими проблемами, связанными с управлением и требующим научного разрешения, являются следующие:
— повышение профессиональной компетентности руководителя;
— совершенствование стилей управления;
— поиск и активизация человеческих ресурсов организации;
— профессиональный подбор менеджеров;
— профилактика и конструктивное разрешение конфликтов;
— преодоление стрессовых состояний;
— улучшение социально-психологического климата;
— сплочение персонала вокруг целей организации;
— укрепление духа корпоративности в организации.
Поэтому было бы правильным считать психологию
управления комплексной психологической наукой, включающей научные положения не только социальной, но и педагогической, инженерной и других отраслей психологии.
Билет №22
10.2. Общеепонятиеобуправлении
Управление в современной науке рассматривается с различных точек зрения, в зависимости от использования достижений следующих научных дисциплин: социологии, педагогики, экономики, кибернетики и математики. В связи с этим выделяют четыре подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный и количественный.
Особенностью процессного подхода является повышенное внимание к отдельным функциям процесса управления: планированию, организации, мотивации, координации, контролю и т.д.
Применение системного подхода к управлению позволяет увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи
составляющих .ее частей, что позволяет разрабатывать новые принципы управления.
По мнению сторонников ситуативного подхода, эффективное управление должно быть мобильным и легко приспособляемым к той среде (ситуации), в которой функционирует конкретная организация в данный момент.
Количественный подход — это обобщенное название всех способов и приемов в управлении, связанных с применением математики, статистики, кибернетики, инженерных наук.
Результатом одновременного существования указанных подходов является фактически исчерпывающий научный охват всех основных понятий и проблем управления.
В самом общем и кратком виде упрвление можно определить как целенаправленное воздействие на определенный объект. А в качестве более подробного можно принять следующее определение: «Управление есть сознательное, целенаправленное воздействие, оказываемое человеком, группой людей, обществом, государством на различные объекты, протекающие в окружающем мире процессы, на участвующих в них людей и отношения, возникающие между людьми, осуществляемое для придания процессам определенной направленности и получения желаемых, требуемых, намеченных результатов» (Б.А. Райзберг, А.К. Туту нджян).
Управление крупными объектами всегда является многоуровневым. Например, целостная система управления экономикой включает мирохозяйственное управление, макроэкономическое, мезоэкономическое, микроэкономическое, управление бизнесом и предпринимательством, а также управление домашним хозяйством.
В связи с этим можно уточнить соотношение понятий управления и менеджмента. Менеджмент как корпоративное управление производством, сферой услуг, финансами, трудом и персоналом в условиях рыночной экономики преобладает на .более низких уровнях управления. При этом менеджмент, конечно же, опирается на общую теорию и практику управления. Но это не просто научно-практические знания, а, скорее, их модификация в конкретных случаях организации, то есть искусство управления. Менеджмент не приемлет административно-командные методы, основанные на очень высокой
централизации власти, когда почти все вопросы решаются с помощью указаний сверху. Не всякий руководитель автоматически является менеджером. Настоящий менеджер — это специально подготовленный профессионал, который умеет ставить и достигать цели организации, используя труд, интеллект, творческий потенциал и мотивацию других людей.
Заметим, что иногда в литературе можно встретить полное отождествление понятий управления и менеджмента. Вплоть до менеджмента домашнего хозяйства и самоменеджмента, что с нашей точки зрения недопустимо.
Билет №22