Тема 8. Межличностныеотношения иобщение

8.1. Взаимодействиелюдей

и межличностные отношения

Согласно учению немецкого социолога М. Вебера, еди­ницей анализа человеческих общностей является соци­альное действие. Разработанная им типология социальных действий включает:

• целерационалъные действия, цели и средства которых сознательно избираются индивидом, а критерием их адек­ватности служит успех;

Тема 8. Межличностныеотношения иобщение - student2.ru ценностно-рациональные действия — осмысленные и организуемые системой ценностей, определяющих чело­веческое поведение независимо от успеха;

• аффективные действия — определяемые непосредст­венными эмоциональными реакциями;

• традиционные действия — определяемые привычкой.

В социальных взаимодействиях людей происходит об­мен информацией, знаниями, способами деятельности, чувствами и настроениями. Единицу такого взаимодейст­вия в социальной психологии называют интеракциейили трансакцией.Началом любой интеракции является воз­никновение влияния одной стороны на поведение и пси­хологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует. При этом неважно, встре­чаются индивиды или нет.

Существуют различные теории межличностного взаимо­действия, в том числе и трансакционная теория (Э. Берн). Американский психолог Э.Берн в структуре взаимодей­ствия людей выделяет позиции «Родитель», «Взрослый» и «Дитя», на основе которых и строится реальный про­цесс взаимодействия.

Взаимодействие спозиции «Родитель»предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к прояв­лению власти и чувства высокой самоценности, к поуче­нию других, к критическому осуждению других людей, правительства и т.д.

Взаимодействие спозиции «Взрослый» предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к призна­нию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия.

Взаимодействие спозиции «Дитя»предполагает склон­ность к подчинению, к поиску поддержки и защиты (по­слушное Дитя), либо к эмоциональному, импульсивно­му протесту, бунту, непредсказуемым капризам (бун­тующее Дитя).

Межличностное взаимодействие обусловлено психо­логическими механизмами социальной перцепции, кау­зальной атрибуции и аттитюдами.

Социальная перцепция — механизм восприятия и оценки индивидом различных социальных объектов, людей, со­бытий и т.д.

Каузальная атрибуция — субъективное объяснение мо­тивов поведения других людей и их личностных свойств.

Аттитюды — устойчивые установки людей в отношении друг к другу.

В структуре взаимодействия людей социальные психоло­ги выделяют различные виды межличностных отношений: привязанность, дружба, любовь, времяпровождение, игра, соревнование, сотрудничество, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие.

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов. Например: знакомство, переходящее в приятельские, товарищеские и дружеские отношения, может перерасти в любовь.

Дружба и любовьвнешне похожи на времяпрепровожде­ние, однако здесь всегда присутствует четко фиксирован­ный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным ком­понентом (любовь = сексуальные влечения +симпатия+ уважение). В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

Взаимную привязанность или симпатию, которые ха­рактерны для устойчивых межличностных отношений, психологи называют аттракцией. Формированию аттрак­цииспособствуют следующие факторы: '^'частота взаимных социальных контактов;

• физическая привлекательность (красота нравится);

• феномен «ровни» по интеллектуальному уровню и по уровню привлекательности;

• эффект «усиления», когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими;

• сходство социального происхождения, интересов, взглядов.

Тесные положительные межличностные взаимоотно­шения, обеспечивающие дружескую поддержку, обычно связаны с ощущением счастья, улучшают здоровье, про­длевают жизнь человека.

Билет №21

Понятие и структура общения

Общение — это одна из основополагающих форм со­циального взаимодействия людей. В структуре любого об­щения (официального или неофициального) выделяют три стороны:





• Коммуникативная сторона состоит в обмене инфор­мации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

• Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией,, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сто­рона общения может проявляться в согласовании дейст­вий, распределении функций, воздействии на настрое­ние, поведение или убеждения партнера.

• Перцептивная сторона — это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позво­ляющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.

Основные механизмы социальной перцепции:

• Идентификация (уподобление) заключается в попыт­ках поставить себя на место партнера. Близким к иденти­фикации является механизм эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

• Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль игра­ют установки, приводящие к следующим психологиче­ским эффектам:

• Эффект ореола — когда ранее выработанные пред­ставления о человеке мешают видеть его действительные качества.

• Эффект новизны — когда в ситуации восприятия зна­комого человека новая информация о нем оказывается более значимой.

• Эффект стереотипизации — когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.

Билет №21

8.3. Виды, этапы и средства общения

Виды общения:

Sвербальное — невербальное;

■/ контактное — дистантное;

sнепосредртвенное — опосредованное;

Sустное — письменное;

■Sмежличностное — массовое;

Sчастное — официальное (деловое);

•Sискреннее — манипулятивное.

Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь прин­ципов:

Sпринцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);

Sпринцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

Sпринцип качества информации (не ври);

Sпринцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);

■Sвыражай мысль ясно и убедительно;

Sумей слушать и понять нужную мысль;

Vумей учитывать индивидуальные особенности собе­седника.

Этапы общения:

■Sпоявление потребности в общении, а также намере­ния вступить в контакт;

mориентировка в целях, в ситуации общения;

■Sориентировка в личности партнера;

Sпланирование содержания общения (обычно бес­сознательно);

■Sбессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;

г восприятие и оценка ответной реакции, установ­ление обратной связи;

Sкорректировка направления и стиля общения.

Средства общения:

- язык — обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто про­исходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам1;

—интонация — благодаря которой слова «Я тебя люб­лю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;

—мимика — движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

—позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;

—взгляды, контакты глаз;

—жесты.

Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, инто­наций — 38%', невербального взаимодействия — 53%.

Тема 9. Конфликты

Билет №19

Наши рекомендации