Тема 8. Межличностныеотношения иобщение
8.1. Взаимодействиелюдей
и межличностные отношения
Согласно учению немецкого социолога М. Вебера, единицей анализа человеческих общностей является социальное действие. Разработанная им типология социальных действий включает:
• целерационалъные действия, цели и средства которых сознательно избираются индивидом, а критерием их адекватности служит успех;
• ценностно-рациональные действия — осмысленные и организуемые системой ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха;
• аффективные действия — определяемые непосредственными эмоциональными реакциями;
• традиционные действия — определяемые привычкой.
В социальных взаимодействиях людей происходит обмен информацией, знаниями, способами деятельности, чувствами и настроениями. Единицу такого взаимодействия в социальной психологии называют интеракциейили трансакцией.Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует. При этом неважно, встречаются индивиды или нет.
Существуют различные теории межличностного взаимодействия, в том числе и трансакционная теория (Э. Берн). Американский психолог Э.Берн в структуре взаимодействия людей выделяет позиции «Родитель», «Взрослый» и «Дитя», на основе которых и строится реальный процесс взаимодействия.
Взаимодействие спозиции «Родитель»предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению других, к критическому осуждению других людей, правительства и т.д.
Взаимодействие спозиции «Взрослый» предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия.
Взаимодействие спозиции «Дитя»предполагает склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты (послушное Дитя), либо к эмоциональному, импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам (бунтующее Дитя).
Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции, каузальной атрибуции и аттитюдами.
Социальная перцепция — механизм восприятия и оценки индивидом различных социальных объектов, людей, событий и т.д.
Каузальная атрибуция — субъективное объяснение мотивов поведения других людей и их личностных свойств.
Аттитюды — устойчивые установки людей в отношении друг к другу.
В структуре взаимодействия людей социальные психологи выделяют различные виды межличностных отношений: привязанность, дружба, любовь, времяпровождение, игра, соревнование, сотрудничество, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие.
Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов. Например: знакомство, переходящее в приятельские, товарищеские и дружеские отношения, может перерасти в любовь.
Дружба и любовьвнешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом (любовь = сексуальные влечения +симпатия+ уважение). В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.
Взаимную привязанность или симпатию, которые характерны для устойчивых межличностных отношений, психологи называют аттракцией. Формированию аттракцииспособствуют следующие факторы: '^'частота взаимных социальных контактов;
• физическая привлекательность (красота нравится);
• феномен «ровни» по интеллектуальному уровню и по уровню привлекательности;
• эффект «усиления», когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими;
• сходство социального происхождения, интересов, взглядов.
Тесные положительные межличностные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку, обычно связаны с ощущением счастья, улучшают здоровье, продлевают жизнь человека.
Билет №21
Понятие и структура общения
Общение — это одна из основополагающих форм социального взаимодействия людей. В структуре любого общения (официального или неофициального) выделяют три стороны:
• Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.
• Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией,, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера.
• Перцептивная сторона — это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.
Основные механизмы социальной перцепции:
• Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмоционально.
• Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.
В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам:
• Эффект ореола — когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества.
• Эффект новизны — когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой.
• Эффект стереотипизации — когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.
Билет №21
8.3. Виды, этапы и средства общения
Виды общения:
Sвербальное — невербальное;
■/ контактное — дистантное;
sнепосредртвенное — опосредованное;
Sустное — письменное;
■Sмежличностное — массовое;
Sчастное — официальное (деловое);
•Sискреннее — манипулятивное.
Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов:
Sпринцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);
Sпринцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);
Sпринцип качества информации (не ври);
Sпринцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);
■Sвыражай мысль ясно и убедительно;
Sумей слушать и понять нужную мысль;
Vумей учитывать индивидуальные особенности собеседника.
Этапы общения:
■Sпоявление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт;
mориентировка в целях, в ситуации общения;
■Sориентировка в личности партнера;
Sпланирование содержания общения (обычно бессознательно);
■Sбессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;
г восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;
Sкорректировка направления и стиля общения.
Средства общения:
- язык — обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам1;
—интонация — благодаря которой слова «Я тебя люблю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;
—мимика — движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;
—позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;
—взгляды, контакты глаз;
—жесты.
Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, интонаций — 38%', невербального взаимодействия — 53%.
Тема 9. Конфликты
Билет №19