Тема 6. Психологические теорииличности

6.1. Личностьвпсихологиибихевиоризма

Бихевиоризм как направление в психологии появился в США в XXвеке. Его основатель Джон Уотсон считал, что предметом психологии является не психика, не соз­нание, а поведение. Бихевиоризм можно перевести с анг­лийского как «поведенческая психология».

Личность человека в теории бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, прису­щих данному индивиду. Согласно этой теории та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на стимул — си­туацию. Формула S— R(стимул — реакция) является в бихевиоризме определяющей.

Согласно закону эффекта Торндайка (также американ­ского психолога) связь между Sи Rусиливается, если есть подкрепление. Оно может быть положительным либо от­рицательным. Поведение человека чаще всего вытекает из ожидания положительного подкрепления (похвала, мате­риальное вознаграждение и т.п.), но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепле­ния, т.е. наказания, боли и пр. Поэтому, как утверждают бихевиористы, можно по заказу сформировать любой тип личности — «труженика или бандита, поэта или торговца». Уотсон полагал, что все эмоциональные состояния лично­сти (страх, тревога, радость, гнев и.т.д.) являются результа­том выработки классических условных рефлексов, подобно тому, как вырабатываются слюноотделительные рефлексы у собаки.

Личность, с позиции бихевиоризма, это организован­ная и относительно устойчивая система навыков. Навыки — основа устойчивого поведения, они приспособлены к жиз­ненным ситуациям. Изменение ситуации ведет к формиро­ванию новых навыков.

Следовательно, изменяя стимулы и подкрепления, мож­но программировать человека на jнеобходимое поведение.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представля­ет учение Б. Скиннера(США). Скиннер выдвинул принцип, согласно которому поведение живых существ полностью оп-





Тема 6. Психологические теорииличности - student2.ru ределяется последствиями, к которым оно приводит. В зави­симости от того, будут ли эти последствия приятными, без­различными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не при­давать ему никакого значения или же избегать его повторе­ния в дальнейшем.

Сейчас бихевиористский подход к личности считается весьма упрощенным. Более научным психологи признают подход сторонников теории социального научения, истоки которой, тем не менее, находятся в бихевиоризме.

6.2. Личность в теории социального научения

Согласно учению одного из создателей теории соци­ального наученияД. Роттера (США), поведение человека более полно можно описать с помощью внутренних де­терминаций, а не только внешних, как у бихевиористов. По мнению Роттера, социальное поведение определяет­ся следующими причинами:

• Поведенческий потенциал — набор действий, поведен­ческих реакций, сформировавшихся в течение жизни.

• Субъективная вероятность (ожидание) положитель­ного подкрепления поведения в будущем.

• Характер подкрепления, его ценность для человека (люди по-разному чувствительны к различным подкреп­лениям: похвала, деньги, наказание и т.д.).

• Локус контроля — показатель личности, характери­зующий ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или же собственным способностям и усилиям. Возможны два локуса контроля и, соответственно, два типа людей:

—экстерналы — люди, которые полагают, что проис­ходящие с ними события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п.

—интерналы — люди, интерпретирующие значимые события как результат собственных усилий.

Локус контроля является одним из важнейших показа­телей личности, определяющих степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развития личной ответственности за проис­ходящие с ним события.

Другим крупнейшим представителем этой теории явля­ется американский психолог А. Бандура. При объяснении социального поведения людей он исходит из понятия са­моэффективности личности, то есть психологического кон­структа «могу-не могу», основанного на вере, на ожидании будущего подкрепления действий. По мнению Бандуры, основными условиями, которые определяют формирова­ние у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать, являются следующие:

• Прошлый опыт в виде знаний, умений, навыков («Если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу»),

• Самоинструкция: «Я могу это сделать!».

• Повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, секс и т.д.).

• Наблюдение, подражание поведению других людей (ре­альная жизнь, кинофильмы, книги и т.д.) — «Если другие могут, то и я смогу».

Основной акцент в своей теории А. Бандура делает на роли научения через наблюдениев приобретении навыков поведения. Научение через наблюдение регулируется че­тырьмя взаимосвязанными факторами — процессами вни­мания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.

6.3. Личность в теории психоанализа

Теория психоанализа называется также фрейдизмом по имени ее основателя 3. Фрейда. На основании многолет­них клинических наблюдений за душевнобольными Фрейд создал теорию (Оно, Я, Сверх—Я), объясняющую сущ­ность личности через влияние бессознательных, ирра­циональных сил — влечений, инстинктов, навыков и т.п. Развитие личности в теории психоанализа понимается как история борьбы неосознаваемых влечений человека (Оно) с запретами, диктуемыми его совестью (Сверх-Я), как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Противоречие между борющимися сторонами разреша­ется с помощью «Я», то есть сознания.

В учении Фрейда особое место занимает теория психо­сексуального развития личности.Согласно этой теории развитие личности взрослого человека в огромной мере определяется детскими сексуальными переживаниями.






Тема 6. Психологические теорииличности - student2.ru По Фрейду, почти все дети проходят пять стадий психо­сексуального развития:

• Оральная стадия — до 18 месяцев, в период кормле­ния грудью. Эрогенная зона — рот. Ребенок получает боль­шое удовольствие от действий, требующих участия губ, языка.

• Анальная стадия — с 18 до 36 месяцев, основным ис­точником удовольствия для ребенка служит анальная зона, отказ осуществлять дефекацию (испражнение, акт удале­ния кала) тогда, когда требуют родители. Этот момент яв­ляется для ребенка средством реализации свободы.

• Фаллическая стадия — с 3 до 6 лет, преобладает инте­рес к гениталиям (пенису или клитору). Дети могут рас­сматривать свои половые органы, испытывать сексуальные побуждения, подсматривать за сексуальными отношения­ми родителей, мастурбировать, то есть искусственно раз­дражать половые органы для удовлетворения сексуаль­ных побуждений. На этой стадии формируется комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек), при кото­рых у детей проявляется сексуальное влечение к родите­лям противоположного пола.

• Латентная (скрытая) стадия — с 6 до 10—11 лет, то есть до периода полового созревания. Половые чувства выражены минимально. Внешне мальчики и девочки не проявляют интереса друг к другу.

• Генитальная стадия — начинается с наступление по­лового созревания, половое наслаждение перемещается с самого себя на другого человека. У подростков вначале может быть гомосексуальный период, когда предпочте­ние отдается обществу сверстников одного с ними пола, но постепенно объектом увлечения становится предста­витель другого пола. Происходит выбор брачного парт­нера, создается семья.

Согласно Фрейду, если на какой-то из этих пяти ста­дий ребенок испытывает острый дефицит внимания или, наоборот, чрезмерную опеку со стороны родителей, то это неизбежно сказывается на характере личности в бу­дущем, ее патологии, неврозах, жизненных проблемах и трудностях.

Несмотря на громкую известность психоанализа внут­ри и далеко за пределами психологии, общепризнанным

недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека.

Последователи Фрейда: Адлер, Юнг, Эриксон, Хор-ни, Фромм, Райх и другие пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений при объяснении личности че­ловека. Бессознательное в психике человека наполняется у них новым содержанием. У Адлера — это стремление к вла­сти вследствие чувства неполноценности; у Юнга — кол­лективное бессознательное, передаваемое по наследству в виде архетипов; у Фромма — невозможность достиже­ния гармонии с обществом и т.д.

Наши рекомендации