Методы психологического воздействия.
Метод предъявления моделей — основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в качестве образцов: поведения других людей, персонажей кинофильмов, художественной литературы, сказок, притч, анекдотов.
• Дискуссия — обсуждение каких-либо проблем клиента
с целью нахождения оптимальных решений. Главным ме
ханизмом психологического воздействия здесь выступает
убеждение — процесс воздействия на сознание силой логи
ческих доказательств.
• Тренинг — метод воздействия, направленный на созда
ние новых психических образований, либо на изменение и
развитие уже существующих. В ходе тренинга используются
различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика.
Психическая саморегуляция основана на произвольном управлении своим собственным психическим состоянием. Она предполагает наличие или выработку соответствующих умений, в том числе умений психопрофилактики и
психогигиены. Для студента, например, это следующие умения:
sумение преодолевать в себе излишнее беспокойство; чувство неуверенности, страха и тревоги, нерешительности и скованности на семинарах, экзаменах, зачетах;
Sумение предупреждать и снимать стрессовые проявления, излишнее напряжение и волнение;
Sумение мобилизовать свою волю или внутренние силы для создания рабочего настроения, необходимого самочувствия;
sумение контролировать темп и тон своей речи, дыхания, мышечного напряжения и т.п.;
•/ умение производить разрядку в сменяющих учебу видах деятельности: физический труд, физкультура, дискотека, кино, художественная литература и т.д.
В практической психологии разработаны различные методики психофизической саморегуляции. Наиболее известной из них является аутогенная тренировка. В плане психофизической саморегуляции могут быть полезны книги американского психолога и педагога Дейла Карне-ги, других психологов, а также специальные методические рекомендации, разработанные для этих целей.
3.6. Аутогеннаятренировка
Аутогенная тренировка ~ один из способов психофизической саморегуляции. Основана на самовнушении ■ и используется как для самосовершенствования психических процессов, так и для саморегуляции психических состояний, для профилактики переутомления.
Аутогенная тренировка (аутотренинг) позволяет человеку в короткое время хорошо отдохнуть, улучшить работоспособность, сосредоточить внимание на нужном деле.
Аутогенная тренировка состоит из специальных упражнений, направленных на самоформирование навыков сознательного воздействия на различные функции организма ~ навыков самовнушения.
Самовнушение наиболее эффективно протекает на фоне общего мышечного расслабления. Это состояние называется релаксацией.
Занятия аутотренингомпроводятся по следующему плану.
• Выбор удобного для себя положения: сидя, полулежа, лежа.
• Успокоение - устанавливается ровное, спокойное дыхание. Применяются словесные формулы самовнушения спокойного дыхания.
• Расслабление мышц тела — представление тяжести в мышцах рук, ног. Вызов тепла в мышцах рук, ног, груди и брюшной полости с помощью произнесения формул расслабления.
• Активное самовнушение — произнесение специальных словесных формул, после каждой из которых делается 2—3 минутная пауза.
• Выход из состояния релаксации — произнесение тонизирующих фраз типа: «Я спокоен. Я хорошо отдохнул Я собран и внимателен и т.д.»
• Завершение: потянуться, резкий выдох, улыбка, несколько дыхательных и физических упражнений.
РазделII
ПСИХОЛОГИЯЛИЧНОСТИ
Тема 4. Введениевпсихологиюличности 4.1. Личность, индивид, индивидуальность
В языке слово «личность» имеет широкий спектр употребления. Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. С одной стороны, аспект, проекция, с другой- основополагающее начало.
Однако, в психологии личность чаще всего определяют через совокупность социальных, приобретенных качеств. Как отмечается в Большом психологическом словаре, личность — это особое качество людей, приобретаемое ими в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется интеллект, взгляды, социальные установки, отношения к обществу, конкретным людям и к самому себе.
Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Проблема личности в психологии до конца не исследована и представляет большой интерес для специалистов. При этом наряду с понятием «личность» ученые используют термины «индивид» и «индивидуальность».
Индивид — это отдельный представитель биологического вида homosapiens(человек разумный), представитель человеческой общности.
К индивидным свойствам человека относятся не только его врожденные свойства (пол, телосложение, задатки и т.д.), но и приобретаемые в ходе жизнедеятельности (способности, характер, ценностные ориентации и т.п.).
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становится личностью. Это значит, что не всякий индивид является личностью. Личностью не рождаются, личность формируется, а также может разрушаться.
Таким образом, если понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, то понятие «личность» характеризует его социокультурную организацию. Однако, если личность по своей сущности социальна, то по способу существования — индивидуальна.
Индивидуальность — понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.
Индивидуальность — это оригинальность человека. Ин
дивидуален каждый человек, но индивидуальность одних
проявляется очень ярко, других — малозаметно. Индивиду
альность характеризует человека конкретнее, детальнее и,
тем самым, полнее. ' *
Несовпадению понятий индивида, личности и индивидуальности соответствуют относительно независимые друг от друга направления в научном исследовании человека: биогенетический, социогенетический и персоноге-нетический.
4.2. Развитиеличностииееструктура
Существуют различные теории развития личности. Одни ученые отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.
Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.
• Внутренние факторы — это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступках личности. А задатки, как известно, облегчают развитие способностей личности.
• Внешние факторы развития личности находятся в окружающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географи-ческую й социальную среду. Известно, например, что люди, выросшие'на Крайнем Севере, более выдержанные, организованные, умеют ценить время, внимательно относятся к тому, чему их учат. Социальная среда, в свою очередь, подразделяется на макросреду (общество в целом) и микросреду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.) Именно в микросреде закладываются важнейшие морально-психологические характеристики личности. А личность, сформировавшаяся в условиях, например, тоталитарного государства, в большинстве случаев будет не такой, как получившая свободное развитие в условиях демократического общества.
В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимосвязываются. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе самоактуализации и самосовершенствования.
Примером отказа от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности является теория американского психолога Э. Эриксона. Она основана на генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит каждый человек. Этим восьми стадиям соответствуют свои жизненные кризисы, то есть резкие, крутые переломы, тяжелые переходные состояния:
1. Кризис доверия или недоверия к людям (до 1 года).
2. Самостоятельность, уверенность в себе или сомнение, преувеличенное чувство стыда (от 1 до 3 лет).
3. Любознательность и активность или пассивность и безразличие к людям (от 3 до 5 лет).
4. Трудолюбие или комплекс неполноценности (от 5 до 11 лет).
5. Личностное самоопределение или индивидуальная серость (от 11 до 20 лет).
6. Интимность и общительность или личностная психологическая изолированность (от 20 до 30 лет).
7. Забота о воспитании детей или погружение в себя (от 30 до 60 лет).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (свыше 60 лет).
Кроме кризисных периодов в развитии личности психологи выделяют также сензитивные периоды, то есть максимально чувствительные и благоприятные для развития той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом для развития речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет.
В ходе развития личности постепенно складывается ее устойчивая структура. Психологическую структуруличности составляют:
Sиндивидуальные особенности психических процессов;
Sхарактерные психические состояния;
Sпсихические свойства (направленность, способности, темперамент, характер);
Sжизненный опыт.
В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности (К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, А.Г. Ковалев, 3.Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс идругие).
Билет №10