Основные параметры письменного отчета
- Место прохождения практики.
- Календарные сроки.
- Особенности дошкольного образовательного учреждения и основные проблемы, над которыми работает педагогический коллектив.
- Объем проведенной работы в период практики. Причины отклонения от плана, если они имели место.
- Теоретические основы управления, реализованные в период практики.
- Краткий анализ выполнения заданий практики.
- Самооценка теоретической и практической готовности к управлению педагогическим процессом в ДОУ.
- Знания, умения и навыки, приобретенные в период практики.
- Общие выводы и предложения по совершенствованию организации практики.
- Впечатления, положительные моменты, замечания и пожелания.
9. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на производственной Организационно-методической практике
Самостоятельная работа студентов в ходе производственной Организационно-методической практики составляет 54 часа.
В ходе самостоятельной работы студенты подбирают и анализируют психолого-педагогическую и методическую литературу, необходимую для организации консультаций педагогов и родителей, подбирают средства наглядности, осуществляют отбор материала для выполнения заданий по педагогике, психологии и частным методикам. Особое внимание в процессе самостоятельной работы студенту-практиканту следует уделить анализу нормативно-правовой документации, в соответствии с которой осуществляется управление ДОУ. Необходимую помощь он может получить при консультировании с групповым и факультетским руководителем или заведующим и старшим воспитателем дошкольного учреждения. Время для самостоятельной работы отводится также для выполнения заданий по работе в научном кружке/группе и по написанию курсовой или выпускной квалификационной работы по психологии/педагогике.
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:
1 этап:
-письменный анализ результатов наблюдений образовательного процесса, изучения педагогической и управленческой документации;
-составление индивидуального и перспективного планов работы под руководством воспитателя и группового руководителя.
2 этап:
- анализ годового плана;
- изучение материалов по инновационной деятельности. Работа в методическом кабинете;
- составление методических рекомендаций по совершенствованию работы в плане оформления методического кабинета и обеспечение ДОУ программно-методическими средствами;
- подготовка консультаций с воспитателями;
- изучение деятельности по организации дополнительных образовательных услуг;
- анализ результатов анкетирования на выявление социально-психологического климата в педагогическом коллективе и теста на выявление личностной самоактуализации воспитателей.
- анализ результатов проведения психодиагностического обследования педагогического коллектива с целью выявления его психологического (нравственного, делового, творческого) климата или профессионально-педагогической мотивации (Приложение 14).
- организация образовательного процесса в группе: проведение и анализ режимных моментов; подготовка, организация и анализ занятий; планирование и анализ игровой и трудовой деятельностей детей;
- планирование и проведение прогулок; организация самостоятельной деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, театрализованной и т. д.); создание психологического комфорта в группе;
- изучение и осуществление работы с родителями.
3 этап:
- подготовка отчетной документации по практике;
- анализ заданий по педагогике и психологии;
- подготовка наглядности к отчету;
- подготовка отчета по практике.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной Организационно-методической практики
а) основная литература:
1. Бурляева, О. В. Управление дошкольным образованием : учебное пособие / О. В. Бурляева; Мордов. гос. пед.ин-т. – Саранск, 2009. –118 с.
2. Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. – Ростов н / Д : Феникс, 2006. – 272 с.
б) дополнительная литература:
1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ : анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
2. Кудряшова, Л. Составим циклограмму, или Правила игры в административной команде / Л. Кудряшова // Дошкольное образование. – 2007. – № 23. – С. 9.
3. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ : методическое пособие / А. А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
4. О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования методические рекомендации // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 2. – С. 4-8.
5. О формировании муниципального заказа на услуги дошкольного образования (из опыта работы Пермского края) // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 2. – С. 8-21.
6. Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификациям этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования РФ от 31.08.95 № 463/1268 Приказ Министерства образования РФ № 622, Госкомвуза РФ № 1646 от 14.12.95 (по состоянию на март 2007 г.) // Электронный адрес: www.inpravo.ru
7. Организация детского питания в дошкольных учреждениях / под ред. И. Я. Конь. – М. : АРКТИ, 2007. – 144 с.
8. Плотникова, И. Индивидуальные карты профессионального мастерства как стимул работы педагога / И. Плотникова // Дошкольное образование. – 2007. – №18. – С. 7 – 9.
9. Скорлупова, О. А. К вопросу об оценке эффективности деятельности органов самоуправления в части организации дошкольного образования / О. А. Скорлупова, Е. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 27 – 30.
10. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 4 – 11.
11. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белова. – М. : АРКТИ, 2007. – 232 с.
12. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 80 с.
в) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Локальные акты образовательных учреждений // http://www.gnesin.ru/normativy/local_acts.html#pr04
2. Образовательные ресурсы сети Интернет // http://www.katalog.iot.ru
3. Российский образовательный портал // http://edu.ru
4. Центр образовательного законодательства // http://www.lexed.ru
5. Менеджер образования: портал информационной поддержки руководителей учреждений дошкольного образования http://www.menobr.ru/products/192/
6. Сайт для работников дошкольного образования «Все для детского сада» (Разделы: Методические разработки, Консультации для воспитателей, Занятия с детьми Документация в учреждении и др.) http://www.ivalex.vistcom.ru/
11. Материально - техническое обеспечение производственной Организационно-методической практики
Реализация программы производственной Организационно-методической практики должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.
Автор-составитель: Бурляева О. В., доцент кафедры экономики и управления образованием, кандидат педагогических наук, Ширяева Ю. Г., доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования МордГПИ.
Программа одобрена на заседании Ученого совета факультета педагогического и художественного образования от 2011 года, протокол № _.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерная схема анализа годового плана:
1. Основные задачи работы дошкольного учреждения в годовом плане и их реализация в последующих разделах; актуальность задач, конкретность их формулировки, учет условий работы детского сада, основных направлений работы города (района, села).
2. Отражение в плане рекомендаций ГУО, учет условий работы дошкольного учреждения.
3. Соответствие плана основным задачам дошкольного образования. Отражение в плане комплексного подхода к воспитанию детей, направленности воспитательно-образовательного процесса на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физического и психического развития, развития у детей базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих ценностях, обеспечение творческих способностей и интересов.
4. Структура годового плана; ее оптимальность; организационно-педагогическая работа, ее содержание; работа с кадрами, ее содержание и направленность; мероприятия, направленные на улучшение качества работы с детьми, их форма и содержание; соответствие намеченных мероприятий основным задачам плана.
5. Взаимосвязь различных форм методической работы (Совета педагогов, коллективных просмотров работы, консультаций и пр.); отражение в годовом плане всех направлений методической работы; планирование работы по созданию развивающей среды; формы контроля по реализации намеченных задач.
Годовые задачи | Мероприятия плана | ||||
Советы педагогов | Семинары | Семинары-практикумы | Открытые просмотры | Консуль-тации | Тематичес-кие проверки |
Приложение 2
Примерная схема анализа занятия (или НОД):
1. Общие сведения о занятии: вид, время проведения, тема, цель, задачи.
2. Санитарно-гигиенические условия; подготовленность оборудования, необходимого для детей и воспитателя, его качество; психологическая подготовка детей к занятию, мотивирование учебной деятельности, создание эмоционального фона. Организация начала занятия. Приемы переключения внимания детей и его концентрации на учебной работе.
3. Тип и структура занятия, форма проведения, соответствие цели и задачам. Рациональное использование времени.
4. Содержание занятия, соответствие программе, уровню развития детей. Какие знания, умения, и навыки формируются. Информационная насыщенность занятия. Полнота и последовательность ознакомления детей с материалом. Научный уровень материала, его изложение, связь с жизнью.
5. Оптимальность выбора методов и приемов работы на каждом этапе занятия. Насколько выбранные методы обеспечивают сознательность и прочность усвоения знания. Содействие познавательной самостоятельности и активному мышлению детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
6. Стимулирование познавательной деятельности детей. Приемы и управления вниманием детей. Стимулирование положительного отношения к учебной деятельности. Методика содержательной оценки знаний, результатов продуктивной деятельности детей.
7. Воспитание детей в процессе занятия. Какие качества личности формируются. Какие приемы и средства воздействия используются, их эффективность. Меры, обеспечивающие высокую работоспособность детей.
Приложение 3
Примерная схема анализа режимных моментов:
1. Режимный процесс (прием детей, сон, подъем после сна, питание, умывание, раздевание, закаливание, утренняя гимнастика).
2. Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т.д.).
3. Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественной литературы, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и пр.)
4. Приемы, создающие положительное отношение к режимным процессам, переход от одного к другому, соблюдение гигиенических требований и т.д.).
5. Использование режимных моментов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.)
6. Отражение работы в документации воспитателя (планирование содержания и методов работы с группой и отдельными детьми, учет достижений детей, фиксация недостатков, работа с родителями, закрепление навыков в самостоятельной деятельности).
Приложение 4
Образец оформления титульного листа отчета по практике
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ