Место и время проведения производственной Организационно-методической практики
Производственная Организационно-методическая практика бакалавров по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Дошкольное образование» проводится на базе дошкольных образовательных учреждений г. о. Саранск и районов Республики Мордовия.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
– договор между дошкольным образовательным учреждением и МордГПИ;
– обеспечение условий для проведения педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении.
Производственная Организационно-методическая практика бакалавров проводится в течение 2-х недель на 4 курсе в 7 семестре с 8 ноября по 21ноября. Группы формируются в составе 6 человек на одного руководителя.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной Организационно-методической практики:
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
- - в области педагогической деятельности (ПК):
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- в области культурно-просветительской деятельности:
- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
Специальные компетенции:
- готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования (СК-5);
- готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты (СК-6).
В результате прохождения производственной Организационно-методической практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
– современные направления деятельности заведующего ДОУ и старшего воспитателя;
– требования, предъявляемые при лицензировании дошкольного образовательного учреждения;
– правила оформления управленческой и педагогической документации;
– особенности планирования и контроля образовательного процесса в ДОУ.
2) Уметь:
– проводить психолого-педагогический анализ образовательных систем, программ, технологий;
– осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль образовательного процесса дошкольного учреждения;
– творчески подходить к повышению квалификации воспитателей и сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
– вырабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;
- оказывать методическую помощь педагогам ДОУ.
3) Владеть:
– современными методами сбора, обработки, хранения, использования информации;
– методами педагогической диагностики и оптимизации работы коллектива образовательного учреждения;
– способами планирования, организации, контроля за качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
– методикой организации работы педагогического коллектива.
6. Структура и содержание производственной Организационно-методической практики
6.1. Структура и трудоемкостьОрганизационно-методической практики
Общая трудоемкость производственной Организационно-методической практики составляет 3зачетных единицы, 2 недели, 108часа общей трудоемкости, 54 часа самостоятельной работы.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Недели | Общая трудоемкость | Формы текущего контроля | |
Кредиты | часы | ||||
1. | Адаптационно-ознакомительный | 1 день | 0,25 | Оценка готовности перспективного и индивидуального планов студентов к реализации на последующих этапах практики | |
2. | Производственный | 10 дней | 2,5 | Анализ и оценка проводимых студентом мероприятий, выполнения заданий практики | |
3. | Заключительный (зачетный) | 1 день | 0,25 | Анализ и оценка выполнения заданий Выставление дифференцированной оценки |
6.2. Виды деятельности студентов на Организационно-методической практике
1 этап – Адаптационно-ознакомительный:
Первый день практики отводится на общее ознакомление с дошкольным образовательным учреждением, режимом работы и правилами внутреннего распорядка, группой и особенностями организации педагогического процесса путем наблюдения, бесед с воспитателями и старшим воспитателем, посещение занятий и изучения педагогической документации (перспективного плана старшего воспитателя).
В итоге студент-практикант составляет индивидуальный (перспективный и календарный) план работы под руководством воспитателя и группового руководителя.
2 этап – Производственный:
Содержание практики включает следующие направления работы студента:
Изучения педагогического направления деятельности заведующего и старшего воспитателя (ознакомление с системой планов; составление индивидуального плана работы на период практики; анализ годового плана по схеме; анализ системы планов по одному из направлений, являющихся приоритетным для конкретного образовательного учреждения; изучение материалов по обобщению и распространению передового педагогического опыта и инновационной деятельности. Работа в методическом кабинете; изучение оснащенности кабинета, наличие дидактических пособий и материалов, методических рекомендаций, аудио- и видео кассет, дисков, материалов из опыта работы, педагогической и детской художественной литературы, технических средств обучения; оформление методического кабинета; обеспечение ДОУ программно-методическими средствами и составление методических рекомендаций по совершенствованию работы заведующего в этом плане; посещение и анализ занятий и режимных моментов; анализ игровой и трудовой деятельности в группах, оказание методической помощи воспитателям; подготовка и проведение консультаций с воспитателями по одному из следующих направлений: познавательное развитие, речевое развитие дошкольников, изобразительная деятельность, математическая деятельность, экологическое образование, физическое развитие и формирование представлений о здоровом образе жизни и т. д.).
Подготовка и проведение консультации (для воспитателей или родителей) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста (нравственное воспитание, трудовой воспитание, патриотическое воспитание и др.).
Изучение административно-хозяйственного направления (ознакомление с номенклатурой дел ДОУ, изучение и анализ документации (правила оформления и ведения, назначение, сроки хранения); организация материальной базы, предметно-развивающей среды, источников финансирования; изучение деятельности по организации дополнительных образовательных услуг; контроль за организацией питания.
Изучение социально-психологического направления (изучение работы заведующей с персоналом; изучение документации – книги приказов, личные дела сотрудников, журнал регистрации трудовых книжек сотрудников, штатное расписание; проведение психодиагностического обследования педагогического коллектива с целью выявления его психологического (нравственного, делового, творческого) климата или профессионально-педагогической мотивации (Приложение 14).
3 этап – Заключительный (зачетный):
Студенты отчитываются по проделанной работе, проводится совещание педагогического коллектива, студентов-практикантов и группового руководителя, на котором обсуждается деятельность каждого студента, дается отзыв о работе студента и предварительно оценивается результат практической деятельности.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на Организационно-методической практике
Во время прохождения производственной практики проводятся: разработка и опробование различных методик проведения, необходимых для выпускной квалификационной работы; первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация данных; составляются рекомендации и предложения (при этом может быть использован различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения).
При выполнении различных видов работ на производственной Организационно-методической практике практикант может использовать следующие технологии:
- научно-исследовательские: апробация форм и содержания традиционных и нетрадиционных технологий воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- педагогические технологии:
– традиционная (репродуктивная) технология. Студенту-практиканту на первом этапе отводится роль, для которой характерны исполнительские функции репродуктивного характера. Действия воспитателя и руководителя практики связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения и корректировкой;
– технология разноуровневого обучения.Технология разноуровневого обучения в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает уровневую дифференциацию в зависимости от уровня готовности ребенка к обучению;
– игровая технология.Использование практикантами в обучении, развитии и воспитании детей игровых технологий,наиболее близких ипонятных ребенку дошкольного возраста;
– технология развивающего обучения (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). Обучение ребенка с опорой на «зону ближайшего развития».
– технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности детей по решению проблемных задач и ситуаций, в ходе которых у последних формируются новые знания и умения, развиваются способности.