Как корабль назовешь – так он и поплывет
Существенный фактор, важнейшая сила воспитания наших детей – это слова. Неспроста величайшая книга мудрости всех времен и народов – Библия – начинается с важной мысли: в начале было Слово, и Слово было Бог. Задумайтесь на секундочку, дорогие родители. Всю величайшую мудрость предков мы с Вами получаем через слова. Величайшие мудрецы, величайшие пророки передают нам великие истины, великую веру через слова, притчи, молитвы, через мудрейшие книги. Для того чтобы очень серьезно относиться к словам, которые Вы произносите и которые слышат Ваши дети, необходимо понимать механизм программирования подсознания человека. Огромное количество педагогических ошибок, заблуждений, трагедий происходит в силу невежества, непонимания родителями элементарных законов программирования.
Ваш ребенок – это чистый лист бумаги. И в его первые годы жизни именно Вы, родители, записываете при помощи слов, при помощи своих поступков, личного примера информацию на этот чистый лист бумаги. Эта информация которую Вы ежедневно «вводите» в своего ребенка (и не только Вы, но и окружающая среда при помощи телевизора, книжек, личного примера окружающих) всю жизнь будет воздействовать на Вашего ребенка. В первые годы жизни Ваш малыш не может выбирать информацию, которую он хотел бы получить. В это время происходит бессознательное программирование детей, так называемый импринтинг.
Человеческий ребенок, детеныш – это, пожалуй, единственное живое существо на Земле, которое беспомощно до 7‑10 лет. Именно в этот период наши дети получают от нас с Вами, от окружающей среды до 80% всей информации. Да‑да! Именно до 10 лет ваш малыш получает 80% всей информации. Если предположить, что Ваш ребенок проживет 100 лет, то за первые 10 лет он получит 80% информации, а за остальные 90 лет – 20% информации. В первые годы жизни ребенка формируются его вкусы, привычки, нравственные, моральные ценности, культура. Очевидно, если младенца поместить в семью христиан, то, скорее всего, малыш вырастет замечательным христианином. Если малыша поместить в семью буддистов, то, скорее всего, вырастет человек, разделяющий школу и путь Будды.
Я долго не мог понять: почему взрослые люди, которые приходят в книжный магазин, не покупают умных книг великих мастеров успеха – таких как Наполеон Хилл, Дейл Карнеги, Стивен Кови, Энтони Роббинс, Джим Рон. Для меня всегда было загадкой, почему взрослые люди, приходя в книжный магазин, покупают всякую дрянь, бесконечные детективы, дешевые романы. Ведь совершенно очевидно, что, читая бессмысленные книги, можно научиться только бессмыслице, глупости.
Совершенно очевидно, что от пустоты рождается пустота, что от глупости рождается глупость. И только недавно я смог найти ответ, почему люди не покупают умных книг. Все очень просто. Этих людей в детстве запрограммировали читать бестолковые, бессмысленные книги. Пока эти неосознанные люди были малышами, их бестолковые родители внушили им свою культуру, запрограммировали их потреблять бессмысленную и вредную информацию. И когда эти малыши выросли и стали взрослыми, те программы, которые установили в них в детстве, не позволяют им сделать правильный выбор. Именно в детстве большинство людей получает деструктивные программы. Именно в детстве этих несчастных малышей программируют читать дебильные книги, смотреть дебильные фильмы, есть очень вредную пищу, слушать вредную музыку. Происходит массовая штамповка агрессивных людей, злых пессимистов, циников. Происходит массовое программирование на неудачи, болезни, несчастья, одиночество, неуверенность. Не потому, что большинство родителей хотят плохой жизни и страданий для своих детей, просто сами родители не осознают, что они делают.
Для того чтобы понять, насколько великой силой обладают слова, которые слышат Ваши дети, необходимо осознать главнейшее заблуждение многих родителей и педагогов. Вся современная педагогика, если ее так можно назвать, направлена на наше сознание. Так поступают родители, так поступают школы и университеты. Но наше сознание практически не определяет наше будущее. Сознательно все мы хотим быть счастливыми, богатыми, здоровыми. Но подсознательно мы запрограммированы на неудачи, страдания, болезни, депрессии, уныние. Не верите? Выйдите на улицу и у первых ста прохожих спросите: хотят ли они быть богатыми, счастливыми, здоровыми, любимыми и успешными? Уверен, большинство опрошенных ответят утвердительно: «Да, я хочу быть счастливым, богатым, здоровым, успешным!» Но почемуже происходит обратное?
А все дело в том, что родители и многие педагоги не осознают, что наше будущее определяется нашим подсознанием. Представьте себе огромную гору Эверест. Вот это и есть наше подсознание – великая сила, которой обладает наш мозг! Ученые давно подсчитали, что среднестатистический человек может запомнить все знания в мире, всю математику, физику, химию и т.д. Это доказано математически. Не верите? Умножьте 160 миллиардов нейронов на количество связей между ними. Количество связей между нейронами колеблется от 10 до 100 тысяч. Вот такой объем информации, такой объем знаний может запомнить наш суперкомпьютер – подсознание. Теперь мысленно на эту огромную величественную гору положите грецкий орешек. Это и есть наше сознание.
Отделить сознание от подсознания очень легко. Когда мы засыпаем, мы перестаем быть мамой, папой, рабочим, бизнесменом, художником, инженером. Когда мы засыпаем, наше сознательное «Я» как бы умирает. Но наше подсознание продолжает выполнять величайшую работу. Наше подсознание управляет легкими, сердцем, иммунной системой, эндокринной системой. Наше подсознание продолжает во сне управлять каждой из 600 триллионов наших клеточек, а каждая клеточка выполняет огромное количество функций. Каждая маленькая клеточка нашего организма выполняет больше биохимических реакций, чем 100 химических предприятий.
Ваше подсознание – это великий режиссер, великий математик, великий мыслитель, который управляет сложнейшими процессами, происходящими в теле. Но не только в теле. Когда мы спим, наше подсознание выполняет глобальную работу, раскладывая полученную за день информацию по полочкам, решая сложнейшие задачи, которые стоят перед нами в жизни. Когда мы спим, наше подсознание определяет нашу дальнейшую судьбу, всю нашу жизнь. Но многие люди не знают об этом. Большинство родителей и педагогов сосредотачивает все свое внимание, все свои педагогические усилия на маленьком грецком орешке, на нашем сознании, но оно практически ничего не определяет в нашем будущем. А наше подсознание в этот момент и на протяжении всей жизни каждые три секунды делает «фотографии» того, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем. И эти «фотографии» сохраняются в нашем подсознании всю нашу жизнь.
Вы, наверное, слышали о случаях, когда человек падает с большой высоты (седьмого, десятого этажа) – и чудом остается жив. Такой человек потом вспоминает: «Пока я падал, передо мной пролетела вся моя жизнь. Я вспомнил всю свою жизнь за две секунды!» Это не мистика, это правда. Мы, действительно, храним в своем подсознании всю нашу жизнь. Каждые три секунды нашей жизни, как объемные фотографии, сохраняются на всю жизнь. Родителям и педагогам все свое внимание, всю свою энергию, весь свой опыт необходимо направлять на программирование подсознания. Потому что именно оно определяет нашу жизнь.
Недавно ученые провели такой интересный эксперимент. К испытуемым подсоединили датчики тонких токов и просили нажать стрелку секундомера тогда, когда они посчитают нужным. Испытуемые смотрели на секундную стрелку, принимали решение остановить секундомер, допустим, через десять секунд. И через 10 секунд палец нажимал на кнопку «Стоп»! А датчики совершенно точно показывали, что подсознание принимало решение раньше, чем это понимало наше сознание. Это означает, что когда испытуемый думал, что он сознательно принимает решение остановить секундную стрелку через 10 секунд, уже за несколько десятых долей секунды до этого момента решение было принято в недрах подсознания. Такие исследования очень точно показывают, что даже такие решения, как остановка секундной стрелки, принимаются в недрах нашего подсознания.
Все решения, которые мы принимаем в жизни ‑куда пойти работать, на ком жениться, как воспитывать своих детей – принимаются в глубине нашего подсознания. Как утверждают мудрецы, о решениях нашего подсознания мы с Вами узнаем последними. Нам только кажется, что мы принимаем осознанное решение в сложнейших жизненных ситуациях. Это заблуждение! Одно из сильнейших заблуждений родителей и педагогов. Доказано многократными исследованиями, что именно главный суперкомпьютер под названием «подсознание» принимает все решения, дает команды нашему телу: болеть или быть здоровым, стареть или молодеть.
Именно подсознание определяет судьбу наших детей. Вот почему, дорогие родители, так важно серьезно изучить все самые прогрессивные методы программирования подсознания. К сожалению, современная система образования никак не учитывает новейшие научные достижения и открытия. Поэтому современная педагогика, если ее можно так называть, бездушно и тупо калечит детей, штампует миллионы нищих неудачников, страдающих, больных, неуверенных в себе несчастных людей.
А теперь возвращаемся к словам. Как же слова влияют на будущее наших любимых детей? Когда мы слышим какое‑нибудь слово, из глубины подсознания всплывает ассоциация, возникает образ, который связан с этим словом. Например, Вычитаете слово «собака». Бац... и в Вашем сознании возник образ собаки. Дальше я добавляю слова «черная собака». Бац... и опять возникает новый образ – черной собаки. Я пишу «кислый лимон». Бац... и в Вашем сознании всплывает образ лимона, при этом, обратите внимание, выделяется слюна. Вы как будто чувствуете кислый вкус лимона, видите желтый в пупырышках яркий лимон.
Я пишу следующее слово, очень неприятное слово – «смерть» – и в Вашем сознании всплывают образы, как правило, связанные с рыданиями, болью, страданиями, страхом. Обратите внимание, в тот момент, когда Вы прочитали слово «смерть», Ваше настроение ухудшилось. Потому что одно только слово «смерть» сразу же воспроизвело в Вашем подсознании ассоциации, связанные со смертью: тяжелая утрата близких и родных людей, боль расставания, слезы страдания, образы печальной процессии похорон, страх перед смертью, страх потерять близких людей. Я специально подробно описал Ваши ассоциации, чтобы Вы именно сейчас почувствовали ухудшение настроения, неприятные ощущения в своем сердце. Причиной этого дискомфорта, этих болезненных, неприятных ощущений было всего лишь одно слово «смерть». Какой вывод можно сделать из небольшого эксперимента, который мы с Вами провели за последние пару минут? Всего лишь одно слово может испортить настроение, всего лишь одно слово может вызвать негативные ассоциации и запустить программы боли, страдания, грусти, уныния.
Как спусковой крючок в ружье запускает процесс выстрела, так и в нашем подсознании всего лишь одно слово «смерть» запускает огромное количество болезненных ощущений, они деструктивны, они разрушительны, они убивают Вашу иммунную систему, они убивают Вашу жизнерадостность, они убивают, в прямом смысле слова, Ваше здоровье. Наши дети слышат каждый день тысячи слов, за годы детства поток слов превращается в мощные программы. Тысячи и тысячи слов каждый день закладываются в подсознание наших любимых детишек. И от того, какие слова они слышат, какие программы, образы вводите при помощи слов Вы, дорогие родители, и формируется подсознание наших детей.
Подсознание – это суперсила, это самый мощный фундамент! Подсознание ребенка – это дорожные знаки судьбы. Подсознание ребенка – это его будущее. Когда Вы произносите те или иные слова, Вы, как архитектор, на чистом листе бумаги рисуете будущее здание, будущую судьбу Вашего любимого ребенка. Вы можете быть самым любящим отцом или любящей мамой, самым любящим дедушкой или самой любящей бабушкой. Но если Вы не понимаете великой силы слов, Вы не можете ничего дать своим детям – кроме зла, кроме горя и неудач.
Я часто слышу, как родители обращаются к своим детям. И что же я слышу? «Эх, ты, мой дурачок. Отойди, неумеха, я сам сделаю. Эх, ты, мой трусишка. Мой глупыш...». Эти слова‑программы родители, любящие родители, произносят с любовью, теплотой в сердце, теплотой в голосе. Но можно догадаться, какую программу запускают такие родители: дурачок, трусишка, глупыш, неумеха, неряха и т.д. Этот список Вы можете продолжать до бесконечности. А ведь эти слова являются мощнейшей программой на всю жизнь!
Каждое услышанное от Вас слово малыши запомнят на всю жизнь. Интонация, с которой Вы произносите эти слова, забудется. А смысл слов будет сопровождать Ваших любимых детей всю оставшуюся жизнь, до последнего удара сердца.
Но есть и другие, умные родители (браво им!), которые знают, как программировать своих детей. Такие умные родители всегда произносят правильные, сильные, светлые, добрые слова. Такие родители говорят своим детям: «Ты мой самый любимый, самый талантливый, самый сильный, самый умный малыш на свете! Я горжусь тобой! И пусть еще не все получается, но это нормально, самое главное, что ты талантливый, одаренный, умный, позитивный, светлый, счастливый ребенок!» Так поступают мудрые родители, которые точно знают, что каждое светлое, доброе слово всю жизнь будет помогать их детям преодолевать препятствия, трудности. Всю жизнь дети будут получать от этих слов энергию, силу, уверенность. Потому что эти слова умные родители в детстве записали в подсознание своих любимых детей.
Я уже приводил пример с Томасом Эдисоном. Когда его великая мать на грязные, мерзкие, подлые, разрушительные слова руководителя колледжа о том, что ее ребенок – недоразвитый идиот, ответила: «Это вы – идиоты! Мой сын – самый талантливый, самый одаренный ребенок в мире!» Эти слова были произнесены сто лет назад. Но эти слова удивительным образом имеют продолжение и сегодня. Томас Эдисон создал компанию General Electric. А самым выдающимся, самым великим менеджером последнего столетия признан Джек Уэлч, многолетний руководитель, председатель совета директоров замечательной компании, созданной Томасом Эдисоном. Недавно пятьсот ведущих бизнесменов планеты признали Джека Уэлча управленцем номер один в мире. Джек Уэлч родился в бедной семье, его папа был кондуктором, а мама домохозяйкой. Ему пришлось очень рано начать работать.
В детстве Джек Уэлч очень сильно заикался. А мы с Вами знаем, как бывают жестоки дети в школе, когда дразнят ребенка с дефектом речи. Порой насмешки одноклассников остаются у ребенка в виде комплексов неполноценности на всю жизнь. И вот однажды, Джек Уэлч пришел из школы домой и, заикаясь, обратился к маме с вопросом: «Мама, а почему я заикаюсь?» На что мать Джека Уэлча ответила: «Джек, ты просто быстрее всех думаешь, у тебя настолько быстро думает твой мозг, что твоя речь, твой голос не успевают за твоими мыслями. Это признак гениальности, таланта и превосходства». Великая мать, великая умница смогла внушить своему ребенку в детстве, что его недостаток – это его превосходство над другими детьми.
Дорогие родители, обязательно почитайте книги на тему работы подсознания, обязательно изучите эту важнейшую область педагогики, современной психологии, чтобы правильно программировать подсознание своих детей. Постоянно говорите своему ребенку: «Ты у меня самый талантливый, самый любимый, самый храбрый, самый счастливый, самый успешный ребенок на свете!».
Тысячи, тысячи раз повторяйте великие слова, повторяйте великие мантры. Тем самым Вы закладываете мощную программу, которая всю жизнь будет вести Вашего ребенка к успеху, радости, счастью и богатству!
Глава 4
Думать самостоятельно – привилегия успешных, здоровых и богатых
Еще один фактор, формирующий успешное будущее Вашего ребенка, пожалуй, один из самых важных в современном мире. Я прошу Вас, дорогие родители, приложите все усилия, все мыслимые и немыслимые силы, чтобы научить своего ребенка думать самостоятельно. Независимо от толпы. Независимо от общественного мнения.
Для того чтобы Вы приложили максимальное количество времени, терпения, сил, мудрости, чтобы научить своего любимого ребенка быть думающим, свободно мыслящим человеком, мы с Вами должны пристально рассмотреть одну из важнейших проблем современной системы образования.
Прежде чем выступить с критикой совершенно устаревшей системы образования, я хочу выразить свое искреннее уважение, свою огромную благодарность педагогам, работающим за нищенскую зарплату в школах, институтах, университетах. Для меня Вы, дорогие учителя, – настоящие герои. Для меня Вы – настоящие великие люди! Я искренне хочу признаться Вам в уважении и любви. Жаль, что в нашем обществе самая главная профессия, от которой зависит будущее каждого человека и всей страны, ценится так низко. Жаль, что наши учителя и педагоги еле сводят концы с концами, носят потрепанную старую одежду, их материальное положение унизительно.
Наше неосознанное, заблуждающееся, блуждающее в потемках общество не осознает величия и значения профессии учителя. В Японии – одной из самых великих стран – статус педагога, учителя приравнивается к статусу императора. У нас, к сожалению, общество не уважает педагогов, низко оценивает их труд. И вся российская педагогика держится только на энтузиазме, только на преданности делу последователей Макаренко, Сухомлинского и других великих мастеров. Низкий Вам поклон, дорогие учителя!
Мое искреннее уважение к Вам не помешает мне критически высказываться по поводу устаревших методов образования. Обратите внимание, дорогие родители, как стремительно, быстро меняется современный мир. Еще каких‑то 200 лет назад главным средством передвижения были лошадь, осел и телега. Сегодня мы живем абсолютно в другом мире: самолеты, скоростные автомобили, а также компьютеры, электронная почта, Интернет, телевидение, радио, мобильные телефоны... Все вокруг нас стремительно меняется, кроме методов воспитания, кроме обучения.
Я считаю, что самое большое зло, самая большая проблема современного общества – это система образования. Никто не спорит, что детей необходимо научить читать, писать, решать задачи. Но в современном бурлящем, стремительно меняющемся мире самое главное – научить детей думать.
Как построено современное образование? Ребенок приходит в школу или в институт, педагог дает ему объем знаний. Ученик должен его запомнить и на экзамене воспроизвести. Если бы возможно было вмонтировать в его голову обычный диктофон, то такой «ребенок‑диктофон» был бы отличником: все бы запоминал и с точностью воспроизводил на экзаменах. Потому что главный принцип сегодняшней системы образования – запомни‑воспроизведи. И так происходит каждый день: запоминай‑воспроизводи, запоминай‑воспроизводи... Весь объем знаний, который запоминают школьники за десять‑одиннадцать лет учебы, может уместиться на десятидолларовом чипе.
Представляете, сколько усилий тратят педагоги, ученики, родители? Сколько денег тратит государство? И весь результат – это знания, которые помещаются на десятидолларовом чипе! Кстати, Вам сегодня даже не надо тратить десять долларов на этот чип. Зайдите в Интернет – и Вы получите в миллион раз больше знаний, чем дала школа нашим детям.
Несовершенство системы образования заключается и в том, что когда дети заканчивают школу (или институт, университет), знания, которые они получили за это время, уже становятся устаревшими. При этом нагрузки в школах, особенно в элитных передовых школах, где родители вынуждены платить большие денежки, из года в год возрастают. Наших детей заставляют все больше и больше запоминать, все больше и больше быть похожими на десятидолларовые чипы. Из года в год нагрузка на детскую психику только возрастает.
Когда я вижу школьников с огромными рюкзаками, набитыми книгами, учебниками, пособиями, я прихожу в ужас. Я понимаю, что увеличение информационной нагрузки, увеличение домашних заданий, увеличение объема информации отнимает у наших детей не только здоровье, не только калечит их нервную систему, но и – самое страшное – у детей не остается времени учиться думать! Современная, конвейерная, бездушная система образования лишает школьников и студентов свободного времени. А свободное время, не занятое зубрежкой, запоминанием, невероятно важно для детей как пространство, где они бы могли учиться думать.
Чтобы Вы, дорогие родители, отчетливее осознали катастрофу современного обучения, и почувствовали разницу между тупым запоминанием, бессмысленной зубрежкой информации, которая сегодня находится в свободном доступе, и настоящим обучением, давайте мысленно перенесемся на две тысячи лет назад, во времена, когда жили величайшие мудрецы: Сократ, Платон, Аристотель... Как в то время проходило обучение? Учитель мог привести своих учеников на берег красивой реки, задать им вопрос, и ученики целый день или несколько дней проводили в размышлениях, искали ответ на вопрос, заданный учителем. В тишине они размышляли, анализировали, придумывали, развивали свою интуицию... Одним словом, учились мыслить. Учились думать.
Современная система образования полностью лишает детей возможности научиться думать. Им некогда размышлять – надо зубрить, получать баллы, оценки, решать тесты...
Чтобы Вам было еще понятнее, я расскажу одну историю, которая произошла с величайшим человеком своего времени, моим первым учителем – Сократом. Он был не только мудрецом, философом, достойным гражданином, но и храбрым воином. И вот однажды, находясь в военном походе, перед сражением, великий Сократ отошел в сторонку от костра и о чем‑то задумался. Прошла ночь. Его товарищи по оружию проснулись и обнаружили, что Сократ стоит на том же месте и о чем‑то продолжает размышлять. Он думал целую ночь. Он был увлечен решением какой‑то задачи. Он искал ответ на какой‑то вопрос, и это произошло перед кровопролитным сражением!
Перед боем великому мыслителю было интереснее думать, чем спать, чем готовиться к кровопролитной смертельной битве!
Мы настолько слепо доверяем толпе, обществу, которое часто заблуждается, что не можем даже допустить мысли, что вся система образования, вся система подготовки студентов наносит детям колоссальный вред.
Для демонстрации приведу вам несколько примеров: великий Леонардо да Винчи, гений, сделавший сотни великих открытий, обогнавший свое время на пятьсот лет, не учился в школе. Он был незаконнорожденным ребенком, а в то время незаконнорожденным детям не разрешалось посещать школу. Леонардо да Винчи гулял в окрестностях своей деревушки, наблюдал за птицами, за растениями, размышлял, думал. Сам научился писать. И именно то, что он не был допущен до школы, позволило родиться великому гению. Уверен, если бы Леонардо да Винчи попал в школу, из него сделали бы обычного человека, со всеми вытекающими последствиями.
Почитайте письма великого римского императора, философа Марка Аврелия. Марк Аврелий благодарит своего дядю за то, что тот не отдал его в общественную школу и позволил ему учиться дома.
Сергей Павлович Королев тоже не ходил в школу. Может быть, поэтому знаменитый генеральный конструктор научился мыслить самостоятельно. Может быть, поэтому его имя будет жить вечно вместе с именем Юрия Гагарина.
Все Вы знаете компанию Panasonic. Ее создал величайший предприниматель всех времен и народов Коносукэ Мацусита. Но мало кто знает, что Коно‑сукэ Мацусита не закончил школу. Когда ему было девять лет, отец разорился и семья голодала. Маленького мальчика отправили в другой город работать в мастерскую. На протяжении десяти дней Мацусита плакал по ночам. С девяти лет он присматривал за хозяйскими детьми, мыл полы, своими детскими ручками полировал рисоварки.
Все его детство и юность прошли в бесконечных трудах. В 17 лет Мацусита попытался получить вечернее образование, но не смог, потому что не мог записывать конспекты, а учебников в то время в Японии не было. Посетив несколько занятий, он бросил учебу и так и остался без образования. Но всю жизнь Мацусита считал своим долгом учиться у умнейших людей.
В 1975 году Мацусита стал богатейшим человеком на Земле, но при этом он был очень скромным. За свою жизнь он написал более 200 книг, создал самый передовой университет воспитания управленцев будущего. При жизни Мацуситы рабочие компании Panasonic поставили ему три памятника.
Дорогие родители, дедушки, бабушки, проснитесь, откройте пошире глаза, посмотрите вокруг себя! Мы живем в сумасшедшем, быстро меняющемся мире. Всего лишь за один год в современном мире исчезло несколько индустрий, например, индустрия производства фотопленки. Где заводы, которые производили фотопленку? Оборот этой индустрии составлял миллиарды долларов! И целая индустрия вместе с заводами, со специалистами, с магазинами исчезла всего лишь за один год. Также недавно исчезла целая индустрия производства аудио‑ и видеокассет. Где сегодня тысячи тысяч заводов, которые производили аудио‑ и видеокассеты, которые продавались на центральных улицах в огромных магазинах фирмы Virgin и в других торговых центрах? Целая индустрия исчезла с лица Земли. Где специалисты, которые производили пластмассу для этих кассет? Где рабочие и заводы, которые производили оборудование? Их больше нет! Потому что нет индустрии.
В современном мире все настолько быстро меняется, что мы не знаем, каким будет будущее через десять лет. Например, сегодня в Германии уже существуют отели, в которых нет обслуживающего персонала. Вы по Интернету можете заказать номер, оплатить его кредитной картой. Приехав в этот отель, Вы не увидите ни швейцара, ни грузчика. Вставив свою кредитную карту в специальное устройство, Вы войдете в свой чистый, уютный номер. Если Вы захотите пообедать, то по телефону сможете заказать самую разнообразную еду из близлежащих ресторанов. И Вам ее доставят прямо в номер. Когда Вы уедете из этого отеля, так и не встретив прислуги, Вы поймете, что побывали, может быть, в будущем.
Смешно наблюдать за современными бизнес‑школами, которые в начале года начинают изучать историю успешных компаний (так называемый «бизнес‑кейс»), а уже к концу года эти компании исчезают с лица Земли навсегда. Скорость изменений в нашем мире настолько грандиозна, что когда мы закрываем глаза на долю секунды, открываем, а мир уже другой. Речь уже идет не о меняющемся мире, а о ежедневной глобальной революции, в ходе которой меняется все, кроме системы образования. Она остается совершенно бездушной, тупой, неконкурентоспособной. Как сказал один мудрец, «современная система образования полирует камни и тупит алмазы».
Для того чтобы помочь своему ребенку быть конкурентоспособным, Вы, господа родители, сами должны научиться думать по‑новому, сами обязаны для своих детей стать осознанными, думающими родителями. Максимальное внимание и время уделяйте обучению своего ребенка мыслить. Для этого у нас есть пять прекрасных помощников: «что?», «где?», «когда?», «зачем?» и «почему?». Пять прекрасных вопросов, пять прекрасных учителей, пять прекрасных друзей. Напишите фломастером эти замечательные вопросы, повесьте их в комнате своего ребенка и будьте исследователями, будьте мыслителями. Вместе с ребенком учитесь думать независимо от мнения толпы, от мнения матрицы.
Хочу еще раз предупредить Вас: думать независимо от толпы очень сложно, потому что 250 000 лет мы выживали благодаря стаду, благодаря племени. Тысячелетиями за нашими предками охотились хищные животные и тысячелетиями мы были такой же закуской для хищников, как и олени, кабанчики и другая живность. Чтобы спастись от медведя, чтобы защитить свою территорию от другого племени, нашим предкам необходимо было держаться вместе. Чтобы убить мамонта, нашим предкам необходимо было объединяться в большие группы.
250 000 лет назад наши предки выживали только благодаря тому, что были вместе. Это стадное чувство настолько глубоко записано в наших генах, настолько глубоко сидит в нашей природе, в нашем подсознании, что думать самостоятельно, «не так как толпа», сегодня, пожалуй, чуть ли не подвиг! Абсолютно точно утверждаю, что думать самостоятельно сегодня – это настоящий героизм, настоящая свобода, это все равно, что вырваться из матрицы. Помните фильм «Матрица»? Когда главный герой бегает и сражается с матрицей – программой, имитирующей жизнь. Все внутри матрицы: осязаемые предметы, отображение мира – плод компьютерной программы. Люди не должны догадаться что их жизнь – не реальна, что это имитация. Правила мешают людям оторваться от их выдуманной действительности и посмотреть со стороны. Этот фильм не о будущем, этот фильм о настоящем, о нас с Вами. Мы все являемся частью матрицы, нами управляет матрица под названием «стадное чувство», «сознание толпы».
То стадное чувство, что тысячи лет помогало выжить нашим пращурам, сегодня просто губительно для будущего наших детей! Если бы большинство жителей нашей страны были счастливыми, жизнерадостными, здоровыми, веселыми, богатыми, свободными, успешными, уверенными, я бы сам был счастлив быть частью этого массового сознания, быть частью такой процветающей, позитивной толпы. Но если посмотреть на наше общество внимательнее, то мы, наоборот, увидим, что большинство людей страдает от болезней, бедности, стресса, пьянства, наркомании, нереализованности. Огромное количество наших сограждан нельзя назвать успешными, счастливыми, свободными. Поэтому я призываю Вас вырваться самим из беспощадных лап массового сознания и, самое главное, вырвать своих детей, научив их думать самостоятельно.
Сегодня наступило время думающих, осознанных людей! Мой призыв к осознанности не означает отказ от широкого образования. Я абсолютно уверен, что современный человек должен быть культурным, всесторонне развитым. Поэтому все мои ученики, помимо бизнес‑дисциплин, помимо английского языка, помимо занятий спортом, развивают свой кругозор, свою духовность. В моей школе мы много времени уделяем общению с мудрейшими людьми. Мы много времени уделяем разностороннему развитию: история, философия, искусство, спорт, музыка, новейшие научные открытия, бизнес‑технологии, финансы – все это необходимо для воспитания конкурентоспособного человека.
Узко мыслящие люди проиграют. Только широкий кругозор, только разностороннее развитие обеспечит достойное место под солнцем нашим детям. Но главный метод, главный способ изучения – это умение думать, умение размышлять, а не тупая зубрежка! В этом я абсолютно уверен.
Научите своих детей думать, думать и еще раз ДУМАТЬ! Размышлять, размышлять и еще раз РАЗМЫШЛЯТЬ! Воспитайте из своих детей самых больших в мире почемучек. Они Вам за это будут благодарны всю жизнь.
Глава 5