Карьера человека как условие и уровень его самореализации. Сила личности как фактора личностного самосовершенствования.

Понятие «карьера» пришло из французского языка и обозначает продвижение в сфере профессиональной деятельности, достижение известности. Со словом «карьера» нередко связывают наличие негативных человеческих качеств, вызванных стремлением к личному благополучию и проявляющихся в погоне за успехом в любой сфере деятельности. В русском языке это качество запечатлено как «карьеризм».

Мы рассматриваем карьеру как естественную потребность человека в полной жизненной самореализации всех его способностей на пользу людям, обществу, приносящую ему удовлетворенность собой.

Выбирая сферу профессиональной деятельности, человек сознательно (или неосознанно) строит свою личностную концепцию благополучного будущего, упорядоченного, взаимосогласованного, предсказуемого и понятного. В этой личностной концепции своего будущего он видит себя удачливым и неуязвимым.

Естественно и нравственно стремление каждого человека к своему духовному бессмертию, к увековечиванию своего личного вклада в культуру общества.

Полноценная жизненная самореализация в профессиональной сфере возможна, если человек:

• признает свою профессиональную деятельность как наилучшую для самореализации собственной личности;

• осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, способен к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных особенностей;

• обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в профессиональной деятельности и разнообразных отношениях;

• способен к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для реализации его стремления быть эффективным, компетентным профессионалом, значимым для окружающих на всех этапах жизненного пути.

В широком смысле слова карьера понимается как общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: в работе, семье, общественной жизни, досуге.

В карьере человека фиксируется динамика его социально-экономического положения, статусно-ролевого уровня, масштабов и форм социальной активности. Сущностной характеристикой карьеры является продвижение вперед, активность человека в освоении и совершенствовании способов профессиональной деятельности с учетом динамичности ценностных ориентации, темпов и направленности социокультурного развития общества.

Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов: от определения сферы профессиональной деятельности (профессионального самоопределения); от профессионального выбора, затрагивающего лишь ближайшую перспективу, не обязательно учитывающую последствия принятого решения; от личностных особенностей, от уровня притязаний, ценностных установок.

Траекторию своего профессионального роста каждый человек выстраивает с учетом названных выше характеристик.

Прежде чем приступить к обсуждению проблемы успешной карьеры, рассмотрим виды карьеры. По динамичности продвижения личности в сфере профессиональной деятельности выделяют линейную, стабильную, спиральную, кратковременную, платообразную и снижающуюся карьеру.

Линейная карьера складывается у человека, который с самого начала трудовой деятельности выбрал понравившуюся ему сферу и упорно на протяжении всей трудовой деятельности поднимается по служебной лестнице. Типичный пример: учитель — руководитель методического объединения — завуч— директор школы — инспектор районного отдела образования — работник министерства и т. д. У человека, сознательно и продуманно выбравшего сферу профессиональной деятельности, линейная конфигурация карьеры является типичной и наиболее перспективной.

Стабильный тип карьеры сопутствует тем, кто еще в молодости избрал сферу своей деятельности и остался в ней до конца трудовой деятельности. Такие люди повышают уровень своего мастерства. Если взять педагогов, то это — учителя, любимые своими учениками, приглашаемые на репетиторство. Эта категория педагогов имеет, как правило, более высокий доход. Они не стремятся продвигаться по иерархической лестнице в системе образования. Их устраивает роль эффективного, любимого учителя. Повседневная работа учителя внешне мало изменяется. Его профессиональный рост связан с повышением квалификации, духовным ростом. Это распространенный вид карьеры.

Спиральная конфигурация карьеры складывается у беспокойных, мятущихся личностей. Они с энтузиазмом включаются в работу, хорошо выполняют ее, достигают высоких результатов, быстро продвигаются в своем статусе и ранге. Но через пять-семь лет интерес притухает, они часто переходят на другую работу, где все повторяется заново.

Кратковременная карьера, как правило, сопутствует недисциплинированным и низкоквалифицированным работникам. Они часто переходят с работы на работу. Их повышение, «продвижение» по службе обычно случайно и незначительно. Таких работников называют «летунами».

Платообразная карьера характерна для той категории людей, которые хорошо справляются со своими обязанностями, их считают перспективными для занятия более ответственных и масштабных ролей и функций. После достижения определенного уровня обнаруживается предел их возможностей, компетентности. Это «мертвая зона» на плато, когда человеку не открывается перспективы для продвижения. Он с этого места уходит на пенсию.

Снижающаяся карьера — это трагическая конфигурация карьеры. Она квалифицируется в тех случаях, когда человек неплохо начинает свою профессиональную деятельность, добивается определенных успехов в ней, но в жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, стресс и т. п.), что постепенно снижает его работоспособность. Специалист перестает соответствовать требованиям, предъявляемым к личности и характеру выполняемой работы, постепенно опускается до самого низкого уровня.

При каких условиях карьера человека складывается эффективно?

Генрих Саулович Альтшуллер автор книги «Как стать гением» считает, что карьеру можно представить в виде цепочки событий, шагов, выборов, которые совершает человек в борьбе против мешающих и противодействующих ему внешних и внутренних обстоятельств.

Проанализировав сотни биографий людей, создавших прекрасные карьеры и реализовавшихся во всех ипостасях, Г. С. Альтшуллер разработал своеобразный алгоритм построения карьеры. Во-первых, человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой. Во-вторых, определить, что мешает ему стать тем, кем мечтает. В-третьих, решить, как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств.

Сопоставив факты биографий выдающихся людей, он пришел к важным выводам,

1. У каждого из них была Достойная Цель, основные критерии которой следующие: она должна быть общественно полезной, позитивной, направленной на развитие жизни; цель должна быть прекрасной, к решению ее можно приступить сейчас же; конкретная цель должна иметь выход к глобальным проблемам.

Выбранную цель ЕС. Альтшуллер считает эквивалентом собственной жизни. Выбирая достойную цель, важно иметь в виду, что она «заведомо превышает возможности и способности человека, за нее берущегося... Достижение таких «непосильных» целей — это вклад в копилку ориентиров человечества: трудно сказать, что ценнее — непосредственно полученные результаты или сам факт того, что человек не испугался, не отступил»1.

2. Разрабатывался план достижения Достойной Цели. Каждодневное планирование деятельности, строгое распределение сил, разумная смена занятий — норма жизни человека. Сознание самоотчетности заставляет не распускаться; понимание масштабности цели, ее необходимости для людей позволяет преодолевать определенные тяготы быта. «Это просто способ прожить счастливую жизнь», — пишет Г.С. Альтшуллер.

Обязательный элемент плана — контроль за его выполнением, контроль темпов продвижения к цели. Без систематического отчета самому себе не может быть серьезной работы. Человек должен точно знать, сколько времени он тратит на достижение достойной цели. Контроль осуществления планов обеспечивает реальное выполнение объема и позволяет увеличивать этот объем за счет сокращения потерь времени.

3. Необходимым условием достижения поставленных целей и задач профессиональной деятельности является работоспособность. Ее рассматривают как способность личности к длительному интеллектуальному и физическому напряжению, обусловливающую результативность работы. Опыт показывает, что важнейшими условиями повышения работоспособности человека могут являться:

• учет рабочего времени и выполненного объема работы;

• чередование утомительных, сложных видов деятельности с приятными занятиями;

• своевременный и полноценный отдых, соблюдение гигиены и безопасности труда;

• разработка, освоение и внедрение эффективных технологий профессиональной деятельности.

4. Важна техника решения встающих перед человеком задач. Становление карьеры предполагает филигранное решение если не всех, то определенного класса профессиональных задач. Например, один человек (учитель) великолепно организует и осуществляет эстетическое воспитание учащихся средствами своего предмета. У другого эффективно осуществляется индивидуальная работа с учащимися, у третьего — самостоятельная работа школьников. Самые общие шаги в решений проблем ЕС. Альтшуллер прописывает следующим образом: во-первых, следует определить противоречие, наличие которого препятствует достижению цели; во-вторых, проанализировать историю решения проблемы в теории и на практике; затем — разработать собственную стратегию решения проблемы.

5. Умение «держать удар» — это следующая составляющая, помогающая человеку успешно реализовать траекторию своего профессионального развития, свою карьеру. Сопротивление инновационным решениям могут оказывать коллеги, администрация из-за боязни личной перестройки, члены семьи, требующие большего внимания к быту, заботы о ее материальном благополучии. Удар может быть в виде попыток публичного присвоения идей, результатов работы.

6. Результативность профессиональной деятельности (или анализ промежуточных результатов) в решении профессиональных задач — еще одна составляющая профессиональной карьеры. Рефлексия промежуточных результатов (как положительных, так и отрицательных) позволяет оценить промежуточные продукты труда и сопоставить их с прогнозируемым конечным результатом, скорректировать план достижения целей и технологию решения профессиональных задач.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности Человека — это важная составляющая его карьеры.

Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств.

Поль Вайнцвайг выделил «четыре кита», на которых зиждется сила личности: потребность преодолевать трудности, самоконтроль, гармонизацию отношений личности с миром и самим собой, способность к идеализации окружающей среды" и общества. Рассмотрим основные из них — первые две составляющие силы личности.

Трудности несет в себе сама жизнь. Преодолевать их приходится каждому. Чтобы продолжать намеченный путь, человек должен устранить препятствие, встретившееся на его пути. Но для устранения препятствия требуется приложить определенные психофизические усилия, вызывающие напряжение. В состоянии напряжения человек не может находиться долго: напряжение следует устранить; снять его — значит удовлетворить определенную потребность, стоящую за этим препятствием.

Как бороться с трудностями-препятствиями на жизненном пути?

Каждое неисполненное желание, неудовлетворенная потребность — это неиспользованная энергия человека, которая никуда не девается, а может накапливаться. Разрядиться же эта накопленная энергия может в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте в виде грубости, непонятных слез, ненужного отчаяния. Такие эмоциональные состояния часто называют стрессами. П. Вайнцвайг считает их нормальными в жизнедеятельности человека и предлагает систему «работы со своим стрессом».

Различают физиологические стрессы, связанные с физическими перегрузками, болью, высокой температурой, и психологические стрессы. Психологические стрессы разделяют на информационные и эмоциональные. И те, и другие встречаются в жизни человека достаточно часто.

Информационный стресс — это состояние информационных перегрузок, когда человек не успевает принимать ответственные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за их последствия.

Эмоциональные стрессы, как положительные, так и отрицательные, подробно охарактеризованы в психологической литературе, поэтому мы не будем на них останавливаться. Отметим лишь, что эмоциональные стрессы вызывают такие эмоциональные состояния, как обида, страх, чувство вины, гнев.

Положительные эмоциональные стрессы также могут нести в себе отрицательные заряды: радостное перевозбуждение, неадекватное восприятие действительности и др.

П. Вайнцвайг предлагает рассматривать каждое препятствие как желание, удовлетворению которого что-то грозит. В жизнедеятельности человека это может быть ситуация, когда надо сесть за выполнение взятой на дом работы, но хочется посмотреть интересный видео-, телефильм, почитать книгу и т. д.

Рецепт П. Вайнцвайга:

а) договориться с самим собой, сделать из возможных отрицательных эмоций положительные;

б) найти в возможном отрицательном явлении положительное переживание, а если его нет, то придумать.

В нашем случае это может быть время выполнения работы: «В прошлый раз на эту работу у меня ушло 1 час 15 минут. Интересно, смогу ли я сегодня уложиться в 1 час?» Выполнение необходимой работы уже осуществляется на положительном эмоциональном фоне и может принести удовлетворение.

И напротив, неудовлетворенность, связанная с работой на дому, ведет к накоплению неиспользованной энергии, которая при повторениях может стать неосознаваемой причиной повышенной раздражительности по отношению к членам семьи и коллегам, к выполняемой деятельности в целом.

Для того чтобы избегать накопления отрицательных переживаний, важно их тут же проанализировать. При этом следует помнить: и положительные, и отрицательные переживания в жизни — это естественный ее ход.

Переживаний избежать нельзя. Важны не сами переживания, а отношение к ним. Эти отношения могут быть неадекватными, когда люди «делают из мухи слона», либо, как страус, прячутся от проблем, отодвигая их решения.

Наиболее плодотворна стратегия, выраженная в форме: «Если не можешь изменить факт, то можешь изменить к нему свое отношение».

Откуда же берутся у человека негативные переживания по поводу, скажем, поведения коллег или замечаний администрации?

П. Вайнцвайг считает, что эти отрицательные эмоции имеют в своей основе единые психологические механизмы.

Страх возникает перед влиянием какого-то факта на ближайшее будущее человека. И чем ближе будущее, тем сильнее страх. Он вызывается предвидением лишения удовольствий или удовлетворения потребностей. Если в опыте человека имели место страдания из-за каких-либо лишений, в его сознании молниеносно «рисуется» картина страданий из-за возможного изменения существующего статус-кво к худшему.

Основной способ справиться со своим страхом — «размыслить» (П. Вайнцвайг) его сущность. Поразмыслив над сутью произошедшего, приходим к выводу, что в замечании Директора, управляющего возникает угроза запланированному будущему (получить, к примеру, внеочередной отпуск и др.). Но это уровень повседневных забот. Ближайшие планы, как и желания, можно и нужно менять, если возникает объективная невозможность их осуществления. При изменении желаний изменяется и само ожидаемое будущее.

Справиться с трудностями (препятствиями) — значит найти безвредный способ их миновать или просто обойти. Безвредным считают тот способ действия, который не причиняет вреда ни самому человеку, ни окружающим его людям и ведет к Достижению цели.

Все трудности, неприятности можно воспринимать с конструктивной точки зрения и рассматривать их как стимул для увеличения силы своей личности. Преодолевая трудности, препятствия, человек становится сильнее. Значит, в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Итак, относясь к трудностям, препятствиям, «ударам судьбы» (Г.С. Альтшуллер) как к некоему неизбежному и положительному обстоятельству, позволяющему испытать себя, силу своей личности, человек упражняет, развивает способность преодолевать трудности.

Самоконтроль — это способность человека контролировать свои действия и поступки, быть хозяином времени своей жизни, своей судьбы, карьеры. Он определяет сущность самоконтроля как преобразование хаоса негативных мыслей и чувств, уменьшающих жизненную энергию, в гармоническую структуру. Такое преобразование может осуществляться осознанно. В качестве составляющих самоконтроля П.Вайнцвайг называет, во-первых, храбрость; во-вторых, сострадание; в-третьих, терпение.

Храбрость — это мужество, решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью. Следовательно, это готовность человека к преодолению препятствий, это его уважение к самому себе, готовность к встрече со своим будущим... Уже в самом факте готовности к преодолению трудностей «просвечивается» удовлетворенность собой за проявление мужества и решительность.

Сострадание — это взаимопонимание и готовность помочь другому человеку, готовность разделить с ним его страдания, радость и другие чувства. Сострадающий, сочувствующий, участвующий в переживаниях другого получает своеобразную «прививку» на случай, если с ним произойдет нечто подобное: разделив горе с кем-либо, человек свое горе переживает несколько легче, потому что уже приобрел опыт, который несколько сглаживает остроту переживаний.

Терпение — это и способность терпеть, и настойчивость, упорство, выдержка в каком-либо деле.

Терпение кто-то назвал «зимой наших чувств в ожидании их весеннего прорастания». Этот опоэтизированный образ неприятных жизненных коллизий помогает человеку направить ход его мыслей и чувств в психотерапевтическое русло, в котором нет обреченности на бесконечные страдания. Более того, такого рода препятствия, с которыми по ряду причин человек не может справиться сию минуту, можно рассматривать как трудности, преодолеть которые поможет само время.

Естественно, что такая установка эффективна при условии деятельностного подхода человека к своим проблемам. Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни результатов не принесет. В основе эффективного решения проблем лежит объективный анализ жизненных ситуаций, основанный на знании законов и закономерностей, их вызвавших.

Обида как эмоциональное состояние человека — сравнение его ожиданий с поведением окружающих по отношению к нему Человек склонен уподоблять их себе и ждет от них конкретных, определенных реакций на свои действия, сходных с его собственными. Так человек неосознанно моделирует ситуацию. Отклонение поведения других от его ожиданий порождает обиду, вызывает страдания.

Нейтрализовать обиду помогает глубокое осознание и понимание корней ее возникновения. Правомерны вопросы к самому себе: почему другие должны думать, как я? почему они не могут быть непохожими на меня? могут ли у них быть свои интересы?

Ответы на эти вопросы помогают «размыслить» обиду, оправдать «обидчиков», моделировать траекторию профессионального поведения с большей вероятностью.

Гнев, как правило, следует за чувством обиды. Это более агрессивная форма отказа другому в праве быть непохожим на меня, не соответствовать моему эталону, ожиданию, отказ другому в свободе быть таким, каков он есть.

«Размысливание» причины гневного состояния также идет по логике добровольного признания права человека быть самим собой, непохожим на других.

Самоконтроль — это развиваемая способность человека контролировать свои чувства и действия, не принося вреда себе, окружающим и решению поставленных задач. Самоконтроль можно рассматривать как психотерапию человека в общении с самим собой, как психогигиену его профессиональной деятельности, обеспечивающую ему профессиональное долголетие, успешную карьеру.

Другие составляющие силы личности, по П. Вайнцвайгу, — гармонизация отношений и способность к идеализации окружающей среды — сопоставимы с «достойной целью» (Г.С. Альтшуллер) и являются производными от вышепредставленных компонентов личностной силы — потребности преодолевать трудности и самоконтроля .Итак, жизнь и профессиональная деятельность человека, его карьера невозможны без самовоспитания в течение всей жизни.

В структуре карьеры человека значимую роль играет его имидж.

Имидж (от англ. image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества человека, так и приписываемые ему.

Имидж может создаваться произвольно («Я такой, какой есть») и формироваться осознанно и целенаправленно. Чтобы включиться в «созидание себя», важно знать составляющие имиджа.

1-я группа — качества, формирующие имидж личности, образуют природные качества (лицо, рост), которыми важно уметь пользоваться;

2-я группа — социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие);

3-я группа — образованность (нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность);

4-я группа — «рабочие» качества, связанные с ориентацией на достижения, с ответственностью, обязательностью.

Создание своего имиджа и его поддержание — это также процесс и результат самовоспитания, самосозидания, непрерывной работы человека над собой.

Наши рекомендации