Доминирующие сферы жизнедеятельности человека. Игра как механизм развития личности. Деловая игра как механизм развития личности. Труд как фактор развития и воспитания.
В контексте жизнедеятельности человека понятие «сфера» употребляется для обозначения предела распространения активности личности (по отношению к окружающей среде, ее условиям), направленной на удовлетворение тех или иных потребностей.
На каждом возрастном этапе человек включается во множество таких сфер, но их влияние на развитие личности меняется: одни становятся доминирующими, другие служат фоном развития. Выделяются такие сферы, как трудовая (производственная), игровая (досуговая), учебно-познавательная (образовательная), общение (коммуникативная).
Эффективное развитие личности обусловлено разумным удовлетворением ее ведущих потребностей. Многообразие потребностей, удовлетворение которых обеспечивает развитие личности, требует их классификации. Мы используем классификацию, разработанную В.П. Симоновым и П.М. Ершовым.
Они выделили три основных вида потребностей: витальные (биологические), духовные (социальные), идеальные (познавательные). Их дополняют еще две группы потребностей: потребность в вооруженности и потребность; в преодолении. Для того чтобы удовлетворять свои многочисленные потребности, человек должен быть вооружен, соответствующими способами и средствами.
Каждая из потребностей реализуется на двух уровнях: сохранения («для себя») и развития («для других»). Например, социальная потребность человека занимать достойное место в коллективе сверстников (сохранение «для себя») требует от него освоения норм жизнедеятельности в коллективе, группе (требовательности к себе, обязательности в выполнении обещаний, знания норм общения и др.).
Потребность развития («для других») требует выхода за пределы норм, совершенствования самих норм (помощи товарищу за счет своего личного времени; дополнительной работы над собой с целью развития определенных качеств личности; терпимости к несовершенствам других; культуры несогласия и т.д.).
Идеальная потребность познания на уровне сохранения («для себя») удовлетворяется в учебно-познавательной деятельности учащихся присвоением достигнутого человечеством к настоящему времени уровня знания. Этот уровень задается содержанием образования.
Потребность познания на уровне развития («для других») побуждает учащихся к освоению новых пластов знания в научных кружках, новых технологий самосовершенствования в спортивных секциях, художественных студиях, трудовых объединениях, общественных организациях.
В информационной теории эмоций В.П. Симонова выявлена зависимость характера эмоций от уровня и способа удовлетворения ведущих потребностей личности. Уровень «сохранения» («выживания», «уравновешивания») не нуждается в положительных эмоциональных подкреплениях: уже само устранение тягостного состояния нужды, дискомфорта есть награда для личности.
А вот удовлетворение потребностей развития, роста («для других») сопровождается положительными эмоциональными состояниями (восторгом, радостью, эмоциональным триумфом). При угрозе неудовлетворения потребности развития возможна фрустрация (раздражение, тоска, депрессивные состояния, тревога). Нередко учащиеся школ (студенты младших курсов) ощущают свою неспособность преодолевать трудности учения, предотвратить нежелательное развитие событий, изменить обстоятельства своей жизни.
Подробнее остановимся на идеальных (познавательных) потребностях учащихся (студентов).
Именно они выступают побудительным механизмом познания окружающего мира, многообразия его явлений, открытия и развития себя. Генетически познавательная потребность человека является производной от универсальной потребности в информации, в новизне и направлена на личностное становление и развитие. Как известно, универсальными средствами развития личности являются знания и культура, Удовлетворение любой потребности требует информации о путях и средствах достижения цели (потребность вооруженности). Потребность в информации как стремление к новому, ранее неизвестному, безотносительно к ее прикладному назначению, — это признак творческой личности.
Овладение средствами и способами удовлетворения ведущих потребностей возможно только в процессе деятельности. Общепризнано, что воспитание, в каком бы смысле его ни рассматривали, влияет на человека целостно: оно меняет и его тело, и психику, и духовную сферу. Гуманистически ориентированные системы образования рассматривают человека как абсолютную ценность, высшую субстанцию, «меру всех вещей». Справедливости ради скажем, что переориентация системы образования на человека, учащегося, студента только начинается. Поэтому выявление и развитие всех сущностных сил учащихся, оказание помощи каждому из них в осознании собственной неповторимости, побуждение их к самовоспитанию, самосовершенствованию, становлению субъектами своей жизни — задача педагогов всех уровней образования.
Системообразующим фактором развития человека как субъекта жизнедеятельности является его самосознание, т. е. осмысление и оценка себя как личности. Не будучи изначальной данностью, присущей человеку, самосознание развивается в течение всей его жизни. Исследователи подчеркивают; что процесс осознания себя и переосмысления жизни образует самое сокровенное и основное содержание внутреннего существа личности, определяющее мотивы деятельности и внутренний смысл тех задач, которые человек решает в жизни. Способность осмыслить и распознать, «что в жизни значимо умение не только изыскать средства для решения случайно выплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость... Это драгоценное и редкое свойство «мудрость».
Центральным звеном самосознания является образ «Я». Его образуют такие компоненты, как: «Я — прошлое», «Я — реальное», «Я — будущее», «Я — идеальное». В становлении образа «Я» особую роль играет адекватная самооценка, реальное отношение к своим ценностям и возможностям, способность строить отношения с окружающими, самим собой. Учреждения образования как специально сконструированные воспитательные системы, реализующие цели и задачи формирования личности как субъекта жизни и деятельности, учитывают закономерности развития личности, ее самосознания.
Целенаправленное развитие личности учащихся (студентов) осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и организациях, в которых они обучаются. При этом эффективность развития зависит от активности личности в каждой из сфер жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе жизнедеятельность человека реально складывается из многих сфер, в которых он удовлетворяет те или иные потребности. Доминирующими сферами жизнедеятельности личности в школьные годы являются: а) учебно-познавательная деятельность, в которой реализуется активность, направленная на познание мира, окружающих людей, себя, на преобразование действительности и самого себя; б) игровая деятельность, в которой реализуется гедонистическая потребность (потребность в получении удовольствия, наслаждения и других положительных эмоций); в) деятельность общения, в которой активность человека как субъекта направлена и реализуется во взаимодействии с другими людьми. Системообразующую роль в развитии личности выполняет не любая, а лишь личностно значимая, творческая деятельность. От содержательной стороны отношений, складывающихся в процессе учебно-познавательной, игровой деятельности и общения в каждом конкретном школьном, классном, вузовском коллективах, в которые входит человек, зависит эффективность и динамизм развития личности, ее самосознания.
Отличительными чертами личности с развитым самосознанием, способной брать на себя ответственность за собственные действия и поступки, являются социальные способности:
• удовлетворять свои потребности, не нанося ущерба другим людям;
• достигать значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения;
• демонстрировать энергию и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;
• быть открытой новому опыту.
Стремление ребенка, взрослого быть личностью является характеристикой рефлексирующего поведения человека и требует активизации его духовных усилий. Осознание своих достоинств, идентификация слабых сторон собственной личности, разработка программ их преодоления — это характеристика самосознания личности такого уровня развития, когда человек способен стать тем, кем он может быть по своим потенциальным задаткам.
Управление воспитанием предполагает включение воспитуемых в каждую из названных выше сфер жизнедеятельности, в которых они самоактуализируются как личности. Под самоактуализацией понимают живое бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее, с постоянными выборами в ней. Самоактуализация — это не только конечное состояние личности как существа активного, но и постоянно осуществляющееся проявление личностью своих возможностей и способностей.
Как отмечалось выше, важнейшей сферой жизнедеятельности человека, механизмом и условием его самореализации является учебно-познавательная деятельность или образование как процесс обучения и воспитания. Получение образования, самообразование и самовоспитание, повышение квалификации, профессиональное самообразование — это процессы, в которые личность включена в течение всей жизни и сущность которых необходимо знать любому человеку, жаждущему успехов в жизнедеятельности и признания в обществе.