Характеристика принципов воспитания.
Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации восп. процесса.
Источником принципов воспитания:
- длительный опыт пед. Деятельности - уровень мышления педагогов, - уровень представления о цели формирования личности и о задачах её воспитания.
Требования к воспитательным принципам:
- Обязательность. - Комплексность, т.е. принципы используются фронтально и все сразу. - Равнозначность, т. е. нет главных и второстепенных принципов.
Современная с-ма воспитания руководствуется принципами:
· общественной направленностью воспитания (воспитателей на формирование социально необходимого типа личности, общественно ценные мотивы деятельности, т. е. формир. у личности качеств признанных в об-ве)
· связью воспитания с жизнью, трудом
- ознакомления воспитанников с общ. и труд. жизнью людей;
- привлечения их к реальным жизненным отношениям, к разл. видам деятельности.
- понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека;
- уважение к людям труда, создающим материальные и дух ценности;
- развит. желания добросовестно работать на пользу общества и собств.;
- сочетание личных и обществ. интересов в трудовой деятельности;
- бережное отношение к общ. достоянию и природным богатствам (приумножить);
- нетерпимое отношение к бесхозяйственности, безответственности, расхищению общ. собственности и варварскому отношению к природным богатствам.
· опорой на положительное в воспитании (успех) (пол. эмоц. фон)
· гуманизацией воспитания (уважение ребенка)
· личностным подходом; воспитатель должен:
- хорошо знать темпераменты, черты характера, взгляды своих воспитанников;
- уметь диагностировать реальный уровень сформированности образа мышления, интересы, труду, ценностные ориентации и др.
- постоянно привлекать восп. к усложняющ. деятельности;
- своевременно выявлять и устранять причины, которые могут помешать достижению цели;
- максимально опиралтся на активность самой личности;
- помогать в выборе целей, методов и форм самовосп-я;
- развивать самостоятельность, инициативу воспитанников.
· единство воспитательных воздействий (усилие педаг., соц. работников, родителей): -Требования людей должны быть едиными; - Взрослые должны развивать те качества, которые хотят привить детям; - Разумные требования, бережное отношение к авторитету коллектива; - должна быть укреплена связь с семьёй.
Принципы воспитания (Гликман):
· целеустремлённость и общ. направленность.
· деятельностный подход. Воспитатель не должен ограничиваться словесными обращениями.
· опосредованность, неявность воспит. воздействия. Воспит. намерения и действия педагогов должны проводиться незаметно для детей.
· сотрудничество педагогов и детей. Участие педагогов в деятел-ти детей позволяет совершенствовать деятельность.
· воспитание личности в группе и коллективе. Для эффективного воспитания детей необходимо влиять на развитие через группу, а лучше коллектив.
· личностная ориентация. Для успешного общения педагог должен учитывать их особенности, по возможности, приспосабливаться к ним.
· пед. гуманизм. Уважение детей, внимание к каждому ребёнку.
Классификация методов воспитания Г.И.Щукиной.
классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания.
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.