Закономерности и принципы воспитания в педагогической деятельности К.С. Станиславского
Рассмотрим, как влияет категория воспитания на педагогическую деятельность К.С.Станиславского. Главной целью воспитания он считает потребность постоянного развития гражданского призвания художника.
Мысли о высокой общественной миссии театра и силе его воздействия на зрителя Станиславский связывает с вопросами образования и воспитания артиста. «Артист, воплощающий и истолковывающий самые тончайшие произведения литературы, должен быть, прежде всего, очень тонко развитым человеком, с тонким пониманием и чувствами. Стоит ли говорить о том, что это достигается учением. Признав за артистом общественную миссию сотрудничества с автором и проповедническую роль, нужно ли говорить, что он должен быть образованным, воспитанным и развитым человеком»(149,5,187).
Воспитательная деятельность ассоциируется с определённым воздействием, влиянием на формируемую личность. В трудах отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов было высказано немало интересных и важных идей, касающихся воспитательной деятельности. Исходя из высказанных ими утверждений, можно сделать вывод, что: под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
К.С.Станиславского тревожил «низкий уровень этического и эстетического воспитания актера. Для воплощения больших идей актёр должен быть человеком большой мысли, больших чувств, большого вкуса. Я в ужасе, когда вижу актёров с булавочной идейкой, для которых искусство средство карьеры, получения аплодисментов. Я хочу, чтобы наши актёры трепетно и жертвенно относились к творчеству»(22,4,418).
Это высказывание созвучно с мнением К.Д. Ушинского о том, что основной целью воспитания человека может быть только сам человек, так как всё остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека, - остаётся актуальным и на сегодняшний день. Целью человеческого воспитания является душа, считает Ушинский. «В душе целью воспитания есть дать ей вечную, по возможности, полную, широкую, поглощающую её деятельность. Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда - вот полное определение цели педагогической деятельности»( 176,10,373).
Но для того, чтобы это осуществить, нужен правильный метод для воздействия на ученика, хорошие творческие школы с верной программой. «Где же взять её и в чем ошибки этих программ?», - ставит вопрос Станиславский.
Во все времена предназначение школы, как учебно-воспитательного учреждения, заключалось в том, чтобы внушать своим ученикам строгие правила поведения, передавать достигнутый в чём-нибудь опыт, сообщать то или иное направление в области науки и искусства. Но она также даёт выучку, опыт посредством системы обязательных упражнений; формирует мировоззрение; знакомит с системой ценностей (материальных и духовных) и языком культуры, необходимым людям для взаимопонимания. «Мы знаем, что человеческое общество в историческом развитии неразрывно связано с природой, что труд есть корень, из которого всё произрастает, вырастает естествознание, то есть понимание природы. И поэтому, единственный предмет изучения, собственно говоря, есть человеческая культура, ибо в человеческую культуру входит и естествознание как отражение природы в сознании людей на всех стадиях развития» - говорит А.В.Луначарский (174,38). Существуют разные типы и виды школ: учебные, научные, художественные, теорческис и т.д., но всегда школа обеспечивает то единство (хотя бы на самом элементарном уровне) идейных взглядов и художественных вкусов, без которых невозможно никакое общество.
Эти основные, идеальные предназначения школы тем более необходимы, когда речь идёт о подготовке специалистов в области театрального искусства. Вместе с тем в журнале «Студия» (1912г) печатается статья Н.Высотского «О подготовке к специальной деятельности», где автор приходит к следующим выводам: «Училище при императорских театрах представляет собой какое-то архаическое, отжившее учреждение, совершенно не соответствующее современным требованиям. Неудовлетворительны и частные драматические школы, где часто работа идёт наспех, где торопятся подготовить актёра в сравнительно короткий срок, где занятия состоят, главным образом, в натаскивании учащихся на исполнение главных ролей. Нельзя не придти к заключению, что поднятию драматического искусства на должную высоту в значительной мере могут способствовать только широко образованные режиссёры и актёры»(30,3-4).
Общеизвестно, что образование не существует без воспитания. К.Д.Ушинский говорит: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания»( 163, 1,229).
283. Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Работа над поэтическим произведением».
284. Педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников во временных творческих группах.
285. Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Особенности работы над сказкой».