Саморазвитие и самовоспитание, как фактор развития творческих способностей
257. Рассматривая саморазвитие и самовоспитание, как фактор развития творческих способностей личности, следует отметить, что все известные личности в области науки, политики, шоу - бизнеса, придерживаются мнения, что своему успеху они обязаны упорством и стремлением к результату лучшему, чем у соперника или конкурента. Скольких творчески одаренных людей вы знаете? А сколько вы знаете людей, которые в силу своей лени, или дурных привычек губят свои творческие способности? Людей, которые свои низменные потребности ставят выше творческих, которые не видят и не хотят видеть, что своим образом жизни, или ленью они губят в себе гения поэта, художника, писателя, физика, доктора, танцора. Подумав над всем этим, невооруженным взглядом видно, какую огромную роль в развитии творческих способностей играет самовоспитание.
258. Рассматривая проблему влияния самовоспитания в развитии творческих способностей личности, необходимо коснутся самого процесса воспитания, вопроса о задатках и способностях личности, и естественно того, что может помочь учащемуся «самовоспитать» себя в гармоничную творческую личность.
259. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.
260. Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь - ты мужчина», «Не пачкайся - ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
261. В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.[8,С 47]
262. Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.
263. Взаимодействие педагога с учащимся, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.
264. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
265. Самовоспитание, самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
266. Позиции технологий развития и саморазвития личности. В технологиях развивающего обучения. В технологии самовоспитания личности учащегося.
267. Учащийся является субъектом, а не объектом обучения. Субъектность деятельности учащегося проявляется не только при решении учебной задачи, а охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальних жизненных целей
268. Обучение идет впереди развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя развитие.
269. Ведущая роль обучения в развитии выступает как осознанное с позиций усвоенного в обучении опыта опережающее управление личностью своим развитием (построение и реализация программ самосовершенствования).
270. Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются, "раскручиваются" внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности.
271. Деятельность учащегося организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности.
272. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.
273. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.
274. Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.
Современному человеку творческий подход нужен не только для художественного творения или отыскания научных гипотез и дизайнерских установок, но и для непосредственного выживания, самореализации и построения собственной счастливой жизни. Потому творчество должно стать нормой профессиональной деятельности!
Творчество — это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявления новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и превращения вещественного мира или духовной культуры; если же он новый лишь для его автора, то новизна субъективная и не имеет общественного значения (за А.Н. Лук).
Объясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский отмечал, что "творческой мы называем такую деятельность, которая создаёт что-то новое, одинаково, будет ли это создано творческой деятельностью любой вещью внешнего мира или построением ума или чувства, которое живёт и оказывается только в самом человеке. Утверждая, что творчество является необходимым условием существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем содержится хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека".
Психолог Я. Пономарьов, который очень широко трактует понятие "творчество", определял это понятие как "механизм производительного развития" и не считал "новизну" решающим критерием творчества.
Украинский психолог В. Моляко, раскрывая сущность творчества из позиций психологии, отмечает, что "под творчеством понимают процесс создания чего-то нового для данного субъекта. Потому понятно, что творчество в той или другой форме не является талантом "избранных", она доступная каждому. И школьник, который усваивает новые знания, решает новую, незнакомую задачу, и рабочий, который выполняет новое техническое задание, и комбайнёр, которому нужно в процессе уборки урожая учесть влажность колосьев, направление ветра — все они занимаются творчеством, решают творческие задачи".
В. Роменец, утверждает "… на основе того, что человек делает из себя, определяются его статус в мире, его характер, его личность". Творческая личность — это человек, способный проникать в суть идей и воплощать их вопреки всем препятствиям, вплоть до получения практического результата. Именно это имел в виду Т. Эдисон, когда говорил, что "изобретение — это 10 процентов вдохновения и 90 пота".
Как отмечает В. Моляко, основными методами изучения творчества являются методы наблюдение, самонаблюдение, биографический метод (изучение биографий выдающихся людей, творцов в определённых отраслях науки, культуры, техники и др.), метод изучения продуктов деятельности (ученической в частности), тестирования, анкетирования, экспериментальные методы, хоть применение последних связано со значительными трудностями, поскольку любой творческий процесс является оригинальным, единственным в своём роде, такой, что не воспроизводится точно в том же виде при повторном наблюдении.
Творческий процесс имеет свою сложную структуру: замысел, работа, направленная на его реализацию, поиск оптимальных методов воплощения замысла, обнародование результатов творения, реалистичное отношение к их публичным оценкам, усовершенствование произведения на базе критических замечаний, доработка, переработка произведения и тому подобное.
Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность в процессе учёбы, нужно знать её свойства, творческие черты её характера. Исследователи выделяют такие основные свойства творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, представление и воображение, проблемное виденье, умение преодолевать инерцию мышления, способность обнаруживать противоречия, умение переносить знание и опыт в новые ситуации, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению.
О. Кульчицкая выделяет ещё такие свойства творческой личности:
- возникновение направленного интереса к определённой отрасли знаний ещё в детские годы;
- сосредоточение на творческой работе, направленность на избранное направление деятельности;
- большая работоспособность;
- подчинённость творчества духовной мотивации;
- стойкость, неуступчивость в творчестве, даже упрямство;
- увлечение работой.
В. Моляко считает одним из основных качеств творческой личности стремления к оригинальности, к новому, возражение привычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определённой работе, сравнительно быстрое и лёгкое усвоение теоретических и практических знаний в этой отрасли, систематичность и самостоятельность в работе.
Некоторые специалисты выделяет, кроме того, такие черты творческой личности, как целостность восприятия, сближение понятий, способность к предвидению (логичность, творчество, критичность воображения), подвижность языка, готовность к риску, склонность к игре, интуиция и подсознательная обработка информации, остроумие и др.
Полностью достоверное предположение, что приёмы остроумия частично совпадают с теми приёмами поисков решений научных, технических и даже жизненных задач, которые называют эвристическими приёмами. Они не сводятся к логике, так же как и вся психология мышления. Поиски решений происходят не за логическими законами — с помощью логики лишь проверяют выдвинутые догадки. Сами же эти догадки выдвигают с помощью других операций мышления.
Творческие способности личности — это синтез её свойств и черт характера, которые характеризуют степень их соответствия требованиям определённого вида учебно-творческой деятельности и которые обусловливают уровень результативности этой деятельности.
Способности обязательно опираются на естественные качества человека (умения), они есть в постоянном процессе усовершенствования личности. Творческие способности сами по себе не гарантируют творческих достижений. Для их достижения необходимый "двигатель", который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимые желания и воля, нужная "мотивационная основа".
Выделяют такие компоненты творческих способностей личности:
- Мотивационно-творческая активность и направленность личности.
- Интеллектуально-логические способности.
- Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности.
- Мировоззренческие свойства личности.
- Моральные качества, которые способствуют успешной учебно-творческой деятельности.
- Эстетичные качества.
- Коммуникативно-творческие способности.
- Способности к самоуправлению личности своей учебно-творческой деятельностью.
Интеллектуально-логические способности проявляются:
- В умении анализировать. Критериями оценки анализа является правильность, полнота, глубина.
- В способности выделять существенное общее и отвлекаться от несущественного (абстрагирование). Критерием оценки является логичность, правильность, глубина суждений и выводов, умения описывать явления, процессы, логично связано, полно и правильно выкладывать мысли. Критерием оценки этого умения является полнота, глубина, логичность.
- В способности формулировать правильное определение объекта, устанавливать родовой признак и видовое различие. Критерием оценки этой способности является сжатость, правильность сформулированного определения.
- В способности объяснять, что свидетельствует об интеллектуально-логическом умении аргументировано выкладывать и раскрывать сущность вопроса, проблемы, способы её решения. Критерием оценки является полнота, аргументированность суждений.
- В способности доказывать, объяснять. Критерием является аргументированность и владение процедурой доказательства.
Интеллектуально-эвристические способности личности включают:
- Способность генерировать идее, выдвигать гипотезы, что характеризует интеллектуально-эвристические свойства личности в условиях ограниченной информации, прогнозировать решение творческих задач, интеллектуально видеть и выдвигать оригинальные подходы, стратегии, методы их решения. Критерием оценки является количество идей, гипотез, выдвинутых личностью за единицу времени, их оригинальность, новизна, эффективность для решения творческой задачи.
- Способность к фантазии. Это наиболее яркое выявление творческого воображения, создание иногда неправдоподобных, парадоксальных образов и понятий. Критерием оценки является яркость и оригинальность образов, новизна, значимость фантазии, что оказывается при решении творческих задач.
- Ассоциативность памяти, способность отображать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами задачи, особенно известными и неизвестными за сходством, смежностью, контрастом. Критерием оценки является количество ассоциаций за единицу времени, их оригинальность, новизна, эффективность для решения задачи.
- Способность видеть противоречия и проблемы. Критерием оценки является количество раскрытых противоречий, сформулированных проблем за единицу времени, их новизна и оригинальность.
- Способность к переносу знаний, умений в новые ситуации характеризует производительность мышления. Критерием оценки является широта переноса (внутренне-предметний — близкий, межпредметный — дальний), степень эффективности переноса знаний и умений для решения творческих задач.
- Способность отказываться от навязчивой идеи, перебороть инерцию мышления. Критерием оценки является степень скорости переключения мышления на новый способ решения творческой задачи, гибкость мышления в поиске новых подходов к анализу противоречий, которые возникают.
- Независимость мышления характеризует способность не следовать бездумно общепринятой точке зрения, быть свободным от мнения авторитетов, иметь свою точку зрения. Критерием оценки является гибкость и инверсия мышления, степень независимости собственного мнения от мнения других.
- Критичность мышления — это способность к оценочным суждениям, умение правильно оценить процесс и результат собственной творческой деятельности и деятельности других, умения находить собственные ошибки, их причины и причины неудач. Критерием оценки является объективность критериев оценочных суждений, а также эффективность выявления причин своих ошибок и неудач.
Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Приемы активизации аудитории».
275. Признаки режиссерской одаренности: выявление и развитие.
Критерии актерской одаренности (из опыта вступительных экзаменов на режиссерской специализации ТГИИК) В психологии понятие «одаренность» определяется наличием у человека хорошо выраженных задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать, и справляться с тем или иным видом деятельности. Современный театр включает в понятие «актерская одаренность» прежде всего способность, выразительно и эмоционально прожить в логике поведения образа, существовать на сцене в эмоциональном непрерывном поединке со своими партнерами, проявлять углубленный интерес к внутренней жизни персонажа. Кроме того, сегодня в это понятие входит еще и синтетическая одаренность артиста — умение петь, танцевать, двигаться, играть на музыкальных инструментах, владение ритмикой, пластикой, мгновенное переключение из одного жанра в другой, физическая подготовка. Если следовать за А.С. Пушкиным, который рассматривал драматическое искусство как «истину страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах», то в каждом, кто хочет стать актером или режиссером, должна быть заложена эта способность к лицедейству в обстоятельствах, предложенных автором, режиссером. Прежде всего, мы педагоги, должны выявить в абитуриенте те психофизические качества, которые позволяют в любой самой необычной ситуации, открыть и выразить суть человеческих взаимоотношений, страстей и чувств, а не только их внешние признаки и проявления. Желающий поступить на театральную специализацию должен проявить на вступительных экзаменах такие задатки внутренней и внешней артистической техники, которые позволяли бы надеяться на их развитие в дальнейшем до уровня подлинного профессионализма. Многолетний опыт набора на режиссерскую специализацию в ТГИИК и в другие театральные учебные заведения, большая сценическая практика позволяют выделить компоненты, составляющие актерскую одаренность: 1. Способность верить в правду вымысла (сценическая наивность), которая наиболее ярко проявляется в эмоциональной оценке факта, т.е. при восприятии сценической неожиданности, когда нужно заранее известное принять как неожиданное. 2. Эмоциональность и подвижный темперамент, проявляющиеся в быстроте и силе эмоциональной оценки факта, а также в способности длительно удерживать сценические чувство, вызванного воздействием сценического (вымышленного) возбудителя. 3. Большая человеческая «сверхзадача», обеспечивающая глубокую, преданную любовь к будущей профессии (ответ на вопрос: ради чего человек хочет работать в данной области культуры), нравственная личностная позиция человека. 4. Сильная воля и творческая сосредоточенность, дающие возможность управлять своими чувствами, своим вниманием, сценическим поведением. 5. Фантазия и воображение, проявляющиеся в нестандартном, образном мышлении, в способности использовать жизненный материал для решения определенных творческих задач и ярко видеть результат деятельности фантазии внутренним зрением (видения). 6. Интеллект, обеспечивающий глубокий и содержательный процесс художественного мышления; начитанность, умение образно мыслить, эстетическое осознание сущности искусства. 7. Наблюдательность, способность улавливать в жизни и воспроизводить в своем поведении (проигрывать, «показывать», повторять, а не просто передразнивать) существенное и характерное в поведении людей, животных и вещей. 8. Чувство юмора, обеспечивающее способность видеть и чувствовать смешное в жизни и творчески воспроизводить увиденное со всеми оттенками смешного (ирония, гротеск, насмешка, сарказм и т. д.). 9. Все виды человеческой памяти, в особенности эмоциональной и мышечной. 10. Обаяние и заразительность - качества, трудно поддающиеся объяснению, но, тем не менее, очень важные. Это очарование личности, притягательная сила, способность увлекать, заражать своими мыслями, образами, переживаниями и побуждениями других людей - одно из важных составляющих одаренности артиста. 11. Внешние данные (лицо, телосложение, голос) со всеми их индивидуальными особенностями; физическое здоровье, выносливость, пластическая подвижность, музыкальный слух и т.д. Очень важное условие - соответствие внешних и внутренних данных абитуриента. Профессия актера равным образом включает в себя и способность видеть, и способность мыслить, и способность воплощать. Сверхзадача, сценическая наивность и чистота восприятия, эмоциональность, темперамент, воля, фантазия, воображение, интеллект, наблюдательность, юмор, память, обаяние, заразительность, внешние данные — вот те критерии, которые определяют степень актерской одаренности, необходимой для поступления на режиссерскую специализацию. На основе этих критериев мы выявляем способности абитуриента к органическому действию на сцене. Разумеется, не часто бывает, чтобы у человека в одинаковой степени имелись бы все перечисленные нами способности. В основном какие-нибудь две-три способности отпущены абитуриенту в полной мере, другие же проявляют себя в меньшей степени. При анализе индивидуальных особенностей абитуриента нельзя полагаться только на общее представление о нем. Необходимо внимательное изучение каждого человека, каждой черты его характера. Известно, что зачастую внешнее проявление актерских способностей подчинено случайности. Иногда, студенты, сдавшие вступительные экзамены с оценкой «пять», потом оказывались профессионально непригодными, а те, кто поступали с тройкой, становились лучшими студентами курса. Вот почему целесообразен анализ каждого случая в отдельности при оценке и дальнейшем формировании способностей студента, ответственный подход к вступительным экзаменам. В ходе вступительных экзаменов очень важно установить, какие именно компоненты дарования у данного абитуриента являются основными, ведущими и какие качества личности принципиально важны для педагогов, набирающих курс. Помимо актерской одаренности важны и нравственные качества личности. Нередки случаи, когда кто-то, не проявивший себя на приемных экзаменах как яркий актер, впоследствии, благодаря чертам своей личности — воле, трудолюбию, скромности и т.д., быстрее других развивает свое артистическое дарование. Свойства личности ускоряют развитие и актерских способностей. Творческая индивидуальность может быть сформирована только в условиях реализации всего комплекса одаренности студента, в противном случае получается либо ремесленник, либо неумелый эрудит. Весь учебный процесс строится на единстве элементов образования, обучения, воспитания и развития творческой личности. Реализовать эту задачу в процессе воспитания режиссера и актера — значит непременно сформировать в человеке целостное представление о мире, о месте театра в системе искусства, о месте своей профессии в театральном искусстве, заложить художественные и нравственные критерии, с которыми он будет сверяться в процессе творчества. |
Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Прогнозирование игрового действия в конкурсных программах».