Изменения памяти и способности к обучению.
У большинства стареющих людей существуют проблемы с памятью, особенно в отношении способности помнить недавние события. Снижение касается как запоминания новой информации, так и извлечения усвоенной информации из хранилищ памяти.
По мере того, как человек становится старше, процесс восприятия новой информации и ее кодирования для последующего хранения требует все больше времени, что связано со сниженной эффективностью нервной передачи и с сенсорным дефицитом, который ограничивает способность человека быстро и точно воспринимать информацию, предъявляемую для запоминания.
У пожилых людей, кроме того, снижается способность извлекать хранящиеся в памяти сведения. Отчасти это связано с трудностями в отграничении того самого необходимого фрагмента информации от обильных запасов сведений и знаний, накопленных человеком в течение долгих лет жизни. Этот процесс может быть особенно трудным в случае, когда новая информация сходна по содержанию с давно усвоенной (например, извлечение недавно заученного телефонного номера из громадного списка телефонных номеров, которые человеку приходилось помнить в течение жизни). Вследствие этого, старые люди демонстрируют гораздо худшие показатели, по сравнению с молодыми, в тестах на свободное вспоминание – когда их просят вспомнить заученную информацию, давая при этом минимум подсказок. Однако эта разница сводится к минимуму, когда пожилым испытуемым дается достаточное количество подсказок и ориентиров, чтобы сузить фокус поиска в памяти нужной информации, или когда их просят выбрать правильный ответ из небольшого числа вариантов.
Считается, что пожилые люди обладают лучшей памятью на события, происшедшие в давнем прошлом, чем на недавние события. Это, в основном, связано с тем, что те давние события либо имеют для человека особое личное значение (рождение ребенка, вступление в брак, выход на пенсию), либо настолько особенны по содержанию, что не могли в течение жизни быть «стерты» из памяти более поздними событиями. К этим воспоминаниям большинство из нас многократно обращается в течение жизни, что повышает их доступность для извлечения из памяти, по сравнению с обыденными ежедневными событиями, значительную часть которых мы со временем забываем. Следует иметь в виду и то, что гораздо труднее выявить ошибки испытуемых в воспроизведении давних событий (свидетелями которых мы сами, наверняка, не были), по сравнению с событиями текущими, когда ошибки припоминания оказываются для нас очевидными.
Наконец, важно отметить, что когнитивные процессы, такие как память, обучение и интеллектуальное функционирование чрезвычайно чувствительны к изменениям физического и психологического состояния человека. Соматические заболевания и прием лекарств могут сами по себе существенно влиять на функционирование нервной системы и снижать качество протекания когнитивных процессов. Депрессия и другие эмоциональные нарушения, которые приводят к снижению самооценки и уверенности в собственных способностях, могут существенно ухудшать мотивацию на запоминание и воспроизведение новой информации. Известно, что у пожилых людей, страдающих депрессией, часты жалобы на плохую память, а показатели кратковременного и долговременного запоминания снижены, даже несмотря на отсутствие реального дефицита мнестических способностей. Более того, пожилые люди, которые всерьез восприняли популярный, хотя и ложный стереотип о том, что забывчивость в позднем возрасте неизбежна, могут действительно ощутить тревогу и неуверенность, сталкиваясь с заданиями на запоминание.
В дополнение к вышесказанному, приведем некоторые данные, полученные при исследовании функции памяти пожилых людей.
Кратковременная память. Средний показатель запоминания цифр в прямом порядке снижается с 6,7 в 20-летнем возрасте до 5,5 в 60-летнем. Эта разница гораздо более существенна в тесте на запоминание цифр в обратном порядке. Считается, что пожилые люди могут кодировать и декодировать информацию так же хорошо, как и молодые, но они не могут делать этого так же непроизвольно. Кроме того, процессы кодирования у них происходят медленнее.
Возрастные различия в отношении долговременной памяти гораздо менее выражены и, как считается, могут быть следствием использования неэффективных стратегий кодирования или дефицита функции воспроизведения. Семантическая память в позднем возрасте не нарушается.
^
Изменения речи.
Согласно результатам крупного исследования, проведенного учеными университета Калифорнии, в устном рассказе о важном событии из своей жизни, 50-60-летние субъекты использовали гораздо более разнообразные грамматические формы в сравнении с 70-90-летними. Беглость речи у пожилых существенно не отличалась по сравнению с группой контроля, состоявшей из субъектов 30-40 лет, возрастная разница касалась уровня сложности в построении фраз и количества грамматических ошибок. В то же время, выявлены изменения в процессах понимания чужой речи, которые, как оказалось, были подвержены влиянию сенсорного дефицита и замедления скорости обработки информации.
Не выявлено возрастных различий в письменной речи молодых и пожилых испытуемых, что говорит о том, что механизмы понимания речевой информации при старении не нарушаются. Не следует забывать и о том, что на лингвистические процессы у пожилых людей могут влиять уже описанное нами ослабление зрения и слуха, а также общее ухудшение физического здоровья, что следует учитывать при оценке результатов исследований.
^