Аналитический подход к типологии характеров Лазурский
А. Ф. Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде. Низший уровень — это плохо приспособленные люди; среда накладывает на них особо сильный отпечаток, насильственно приспособляя к своим запросам и почти не считаясь с их врожденными особенностями. Средний — обретение человеком места в окружающей среде и использование ее в своих целях. Высший — уровень творчества, когда человек стремится среду переделать.
С учетом данных уровней, показывающих степень приспособления и преобладание мыслительных, либо эмоциональных, либо волевых функций, Лазурский предлагает следующую классификацию характеров:
1. Низший уровень:
1. Рассудочный: слабо одарен, но рассудочен, склонен анализировать мотивы и последствия действий, копировать чужие действия («все как у людей»), направлен на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативен, самоуверен, самодоволен.
2. Аффективный, среди которого выделяются разновидности: подвижный, живой (близок к сангвиникам);
· чувственный, с преобладанием органических чувственных влечений;
· мечтатель, интересы которого сосредоточены на внутреннем мире.
3. Активный, разновидности которого:
· импульсивно-энергичный (беспорядочен в действиях, не обдумывает последствия, склонен к риску, азартным играм, самоуверен, драчлив, склонен к любовным приключениям, не готов к серьезному систематическому труду);
· покорно-деятельный (выполняет внушения и директивы, получаемые извне);
· упрямый (добивается исполнения принятых им решений).
2. Средний уровень:
1. Теоретик-идеалист (непрактичный):
· ученый (последовательность мышления, научные интересы);
· художник (развитое воображение, занятие каким-либо искусством);
· религиозный созерцатель (развитое воображение).
2. Практик-реалист:
· альтруист (человеколюбец, развита способность сочувствия, симпатии);
· общественник (общительность и предприимчивость в общественных делах);
· властный (твердая воля, способность влиять на окружающих);
· хозяйственный (расчетливость, направленность на практические цели, на осуществление дел материального характера).
3. Высший уровень (сознательность, скоординированность душевных переживаний, высшие человеческие идеалы). Типы-идеалы высшего уровня делятся по содержательным показателям:
· альтруизм;
· знание индуктивное/дедуктивное;
· красота;
· религия;
· общество, государство;
· внешняя деятельность, инициатива;
· система, организация;
· власть, борьба.
Вопрос 24
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды способностей:
· умственные и специальные;
· учебные и творческие;
· математические;
· конструктивно-технические;
· музыкальные;
· литературные;
· физические способности.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М. А. Холодной)[что?].
Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще.
Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется в виду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) — это эстетическое отношение к миру.
Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на три группы:
· собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
· композиционные (для сочинения музыки);
· контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).
В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.
Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:
1. Задатки
2. Способности
3. Талант
4. Гениальность.
Отдельно следует рассмотреть понятие одаренность. Происхождение этого термина опирается на представление о «даре» — высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одарённость следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н. С. Лейтес[кто?] отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно — воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идёт о детях. А собственно уровни этой одарённости — талант и гениальность.
И. Акимов и В. Клименко[кто?] рассмотрели эти варианты одарённости, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта — оригинальность; продукт деятельности гения — простота. Однако И. Акимов и В. Клименко[кто?] считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он не может не работать в том направлении, в котором одарён, для него наказанием является лишение его возможности творить. Не случайно одарённость называют «девиацией», хоть и позитивной.
Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:
· репродуктивный;
· реконструктивный;
· творческий.
Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.
Структура способностей.
Деятельность (трудовая . учебная и т.д), которой овладевает человек , предъявляют высокие требования к его психологическим качествам( особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторики). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития . мнение , что отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности , выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств имеющих сложную структуру.
Структура совокупности психических качеств ,которая выступает как способность , в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Способности человека к определенному виду деятельности имеют сложную структуру представляющую собой совокупность особенностей психики. Так, например, в структуру музыкальных способностей включается: музыкальный слух, способность к слуховым представлениям, музыкально-ритмическое чувство. Литературные способности состоят из следующих компонентов: высокого уровня эстетического чувства, потребности к самовыражению, оригинального, совершенного языка, склонности к фантазированию, высокого уровня развития образной памяти.
Успешность выполнения той или иной деятельности зависит от сочетания способностей. При отсутствии задатков к развитию каких-либо способностей их дефицит можно восполнить за счет развития других способностей, либо через приобретение навыков, либо за счет формирования индивидуального стиля деятельности. Такого рода "замещение представляет собой компенсаторные возможности психики.
феномен гениальности
Гениальность - (лат. genius - дух) - высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.
Гениальность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Гениальность традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Также гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами, часто с опозданием. Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.
Как правило, гениальность подразумевает собой высокую скорость работы и продуктивность в какой-либо деятельности[5]. Со времён эпохи Возрожденияукоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.
Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал.
В отличие от талантливых людей, многие гении, особенно сегодня, проявляют себя лишь в одной области (например, математике, поэзии или живописи)[6].
Есть связь между гениальностью и психическими заболеваниями (такими, как шизофрения и биполярное аффективное расстройство[7]).
Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазного индивидуализма, достигшей кульминации в период романтизма.
В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве
Вопрос 25
Психология развития - это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. Поэтому психология развития часто обозначается как возрастная психология, хотя психологию развития смело можно назвать методологической базой возрастной психологии, т.к. она содержит в себе более обширную базу знаний. Возрастная психология может являться частью психологии развития, но в данном уроке мы будем использовать данные понятия как синонимы.
Психология развития включает в себя несколько подразделов:
· Пренатальная и перинатальная психология – изучает психическую жизнь ещё не рождённых и новорожденных детей;
· Детская психология – изучает психическое развитие ребёнка;
· Психология юности и зрелого возраста – изучает психические особенности людей в юношеском и зрелом возрасте;
· Геронтопсихология – изучает психику людей пожилого возраста.
Истоки психологии развития как науки:
1. Развитие философских теорий
2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
3. Социально-исторические изменения
4. Развитие естественных и гуманитарных наук
60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).
Психология развития занимается исследованием психики и организма человека в разные возрастные периоды и на всех этапах. Появление психологии развития датируется 1882 годом и связано с выходом книги «Душа ребёнка» немецкого психолога Вильгельма Прейера. Эта работа была посвящена детской психологии. А уже в XX веке психология развития стала самостоятельной наукой. И как у любой серьёзной самостоятельной науки, у психологии развития есть свой предмет, объект, задачи и функции
Объект психологии развития. Исходя из того, что психология является наукой о человеке и его психических особенностях, объектом психологии развития является человек в процессе своего развития и взросления. Психология развития определяет изменения в психике людей, связанные с возрастом, и пытается их объяснить, понять закономерности, по которым люди приобретают знания и опыт.
Предмет психологии развития. Предметом изучения психологии развития являются конкретные возрастные периоды, причины переходов от одного периода к последующему и их механизмы, тенденции, закономерности, а также темп и направленность психического развития в процессе общего развития человека. Сюда же можно отнести индивидуальные и возрастные особенности людей, развитие психических процессов и различных видов активности, формирование качеств личности.
Задачи психологии развития. Возрастная психология ставит перед собой следующие задачи:
· Раскрыть общие закономерности развития человека
· Установить причины перехода от одной стадии к другой
· Классифицировать возрастные периоды
· Создать психологическую картину каждого периода
· Изучить ведущие факторы развития
В связи с поставленными задачами можно выделить и следующие функции психологии развития:
· Описательная функция – описывает особенности развития человека в конкретные возрастные периоды с точки зрения внешних проявлений и внутренних переживаний;
· Объяснительная функция – объясняет и помогает понять причины, факторы и условия изменений в поведении человека, а также его переживания в разные возрастные периоды;
· Прогнозирующая функция – прогнозирует те или иные изменения в поведении и переживаниях человека на каждом возрастном этапе;
· Корректирующая функция – создаёт оптимальные условия для управления развитием человека.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что возрастная психология раскрывает психологическое содержание каждого этапа развития (взросления) и их динамику. Причём, любые изменения рассматриваются в динамике и с учётом факторов, влияющих на развитие психики человека. В процессе исследований сравниваются закономерности развития на разных этапах, изучаются механизмы приобретения и сохранения знаний и навыков, происходит их сопоставление и дальнейшее выявление факторов, оказывающих влияние на личностный и интеллектуальный рост.
Для того чтобы было возможным составить наиболее объективное и целостное описание развития психики человека на всех этапах его жизни, сегодня в исследованиях применяется большое количество различных методов, поговорить о которых следует более подробно.
В психологии развития используются общенаучные и общепсихологические методы, адаптированные специально под неё. И предпочтение отдаётся методам, наиболее подходящим для изучения возрастных изменений в психике и психических процессах. Все методы психологии развития можно разделить на несколько категорий: общенаучные методы, психогенетические, психофизиологические, исторические и психологические.
Общенаучные методы являются особой модификацией методов, которые используются во многих других научных дисциплинах. Основными среди них являются наблюдение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение – это целенаправленное и регулярно повторяющееся изучение человека, на основе результатов которого даётся объективная оценка. Метод наблюдения является предпосылкой для других методов, таких как ведение дневника или автобиография.
А само наблюдение может разделяться на несколько подвидов:
· Опосредованное наблюдение (исследователь регистрирует не сам процесс, а только его результат; такое наблюдение может происходить посредством уполномоченных лиц);
· Непосредственное наблюдение (исследователь фиксирует данные при прямом наблюдении за процессом);
· Полевое наблюдение (исследователь фиксирует данные в естественной среде);
· Лабораторное наблюдение (для наблюдения специально создаются искусственные условия);
· Открытое наблюдение (исследование проводится открыто и все его участники знают об этом);
· Скрытое наблюдение (объект наблюдения может не знать об исследовании или знать лишь часть информации);
· Включенное наблюдение (исследователь сам участвует в процессе и может взаимодействовать с объектом);
· Невключенное наблюдение (исследователь может только наблюдать, не включаясь в сам процесс);
· Случайное наблюдение (исследование провидится спонтанно, незапланированно, в силу сложившихся обстоятельств);
· Целенаправленное наблюдение (исследование проводится специально, предварительно запланированно);
· Сплошное наблюдение (исследователь наблюдает за всеми объектами, никого не выделяя);
· Выборочное наблюдение (исследователь наблюдает за конкретным объектом);
· Произвольное наблюдение (неконтролируемое наблюдение, не имеющее чёткого плана);
· Структурированное наблюдение (исследование проводится по конкретному плану, с использованием специальных документов, приборов и т.д.);
· Констатирующее наблюдение (исследование проводится с целью фиксации данных, без их оценки);
· Оценивающее наблюдение (исследование проводится с целью фиксации данных и их оценки).
Эксперимент – это метод целенаправленного изменения одной или нескольких переменных и наблюдения за результатами этого изменения. От наблюдения он отличается тем, что изучает реакции человека, а не спонтанные проявления его психики.
· Лабораторный эксперимент (исследование проводится в специальных условиях, и испытуемый знает о своём участии);
· Естественный эксперимент (исследование максимально приближено к естественным условиям, а испытуемый может и не подозревать о своём участии);
· Камерный эксперимент (исследование проводится в условиях менее жёстких, чем лабораторные, но не в естественных: комната, специальное помещение и т.п.);
· Формирующий эксперимент (в ходе исследования исследователь активно воздействует на испытуемого);
· Индивидуальный эксперимент (исследование проводится с одним человеком);
· Групповой эксперимент (исследование проводится с группой людей).
Моделирование – это воссоздание определённой психической реальности (состояния, ситуации, настроения и т.п.). Метод моделирования применяется в психологии для того чтобы получить более точные данные о психике изучаемого человека, особенности его поведения в определённых ситуациях и при определённых условиях, а также его реакциях на них.
К психофизиологическим методам относятся методы изучения высшей нервной деятельности детей. Наиболее зарекомендовавшими себя считаются следующие:
· Методика изучения условных рефлексов, основанная на глотательных движениях;
· Методика изучения условных рефлексов, основанная на хватательных движениях;
· Методика изучения условных рефлексов, основанная на ориентировочном подкреплении (например, появлении картинки);
· Методика изучения условных рефлексов, основанная на словесном подкреплении;
· Методика исследования сосательных пищевых рефлексов;
· Методика исследования оборонительных защитных движений глаза;
· Замена непосредственного раздражителя на его словесное обозначение
Психофизиологические методы, как правило, используются для изучения детей на первом и втором году жизни и в специализированных заведениях. Поэтому, если вы не являетесь узким специалистом, данные методики вряд ли дадут какие-то результаты или практически ценные знания. Наиболее удобным и рекомендуемым способом знакомства с психофизиологическими методами является наблюдение за тем, как их используют специалисты, а также умения верно истолковать полученные данные.
Психогенетические методы
Психогенетические методы направлены на то, чтобы выделить факторы среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств. Можно сказать, что изучается «генотипическое-средовое», где под генотипом понимается набор генов, а под средой – негенетические факторы, влияющие на человека. Основными психогенетическими методами являются:
· Близнецовый метод, основанный на сопоставлении двух типов близнецов (монозиготных, развившихся из одной яйцеклетки и дизиготных, развившихся из двух и более яйцеклеток). Также есть и разновидности близнецового метода: классический, метод контрольного близнеца, метод разлучённых близнецов, семейный метод и т.д.;
· Метод приёмных детей;
· Метод анализа родословной (генеалогический).
Психогенетические методы, наряду с психофизиологическими, могут использоваться только специалистами и в специализированных учреждениях, т.к. представляются наиболее сложными и требуют сугубо научного подхода.
Исторические методы
Исторические методы или, как их ещё называют, методы анализа документов, изучают жизненный путь человека, особенности наследственности и среды, которые создали особые предпосылки для его духовного становления. В основном, исторические методы изучают тех людей, чья деятельность имела или имеет определённую культурную ценность, но могут применяться и для изучения жизни обычных людей. К данной группе методов относятся следующие:
· Дневниковый
· Автобиографический
· Биографический
· Патографический (описываются болезни выдающихся людей)
Исторические методы представляются очень удобными для применения их на практике даже обычными людьми. Если у вас есть какой-то человек, который вызывает у вас восхищение, и вы хотели бы поближе узнать о нём, его жизни, условиях, в которых он развивался, его внутреннем мире, то можно использовать биографический или автобиографический метод. Для этого нужно найти и ознакомиться с источниками, в которых содержатся данные о жизни и личности этого человека. А если вы хотите выявить какие-либо закономерности или важные этапы на пути развития своего ребёнка, то можете использовать дневниковый метод. Записывайте в дневник свои наблюдения касаемо предмета изучения. Данный дневник должен представлять собой своеобразный протокол наблюдений, анализ которых и поможет выявить то, что вам нужно. Кстати, дневниковый метод является очень популярным и на основе наблюдений за своими детьми создали свои теории многие психологи.
И последней группой методов психологии развития являются психологические методы.
Психологические методы
Психологические методы можно разделить на две подгруппы.
К первой подгруппе относятся интроспективные методы. Они призваны для того, чтобы непосредственно собрать информацию об объекте изучения. Здесь выделяются:
· Самонаблюдение – используется для того, чтобы выявить человеком определённые особенности и психические феномены у самого себя;
· Самооценка – используется для выявления человеком у самого себя не только особенностей и феноменов, но и стабильных психических качеств.
Ко второй подгруппе относятся социально-психологические методы, осуществляемые, в большинстве случаев, опосредованно. Здесь выделяются:
· Беседа – получение информации через общение, где роли участников равны (беседа преподавателя и ученика, беседа отца и сына и т.п.);
· Интервью – получение информации через общение, где один человек задаёт вопросы, является лидером, а второй отвечает, является ведомым (устный экзамен и т.п.);
· Анкетирование – получение информации через ответы людей на заготовленные вопросы;
· Социометрия – получение информации через изучение статуса человека в обществе (группе людей);
· Анализ продуктов деятельности (творчества) – получение информации через контроль знаний (диктанты, сочинения и т.п.), восстановление деятельности от обратного (от результата), графики, рисунки и т.п.;
· Тестирование – получение информации через краткие структурированные испытания (тесты способностей, тесты восприятия, тесты умений и навыков, проективные тесты, тесты на профориентацию, интеллектуальные тесты и т.д.).
Психологические методы можно смело причислить к наиболее часто применяемым в психологии развития. Одной из причин этому является удобство их использования и возможность применять практически везде. Вы и сами можете использовать какой-либо из психологических методов для того, чтобы больше узнать о себе или своих близких. Для себя, например, вы можете применить метод самонаблюдения, который поможет вам узнать больше об особенностях своего характера, привычках, реакциях и т.п. Если у вас есть ребёнок, вы можете предложить ему пройти несколько тестов.
Вопрос 44
Старея, человек подвергается определенным физиологическим и психологическим изменениям, которые сказываются не только на том, как он выглядит внешне, но и на его способности функционировать в повседневной жизни и приспосабливаться к изменениям окружающей среды. В целом, все описываемые в последующих разделах изменения сводятся к общему замедлению деятельности всех органов и систем организма, вследствие постепенного снижения функции клеток. Обязательно следует отметить, что скорость нарастания этих изменений сугубо индивидуальна. Некоторые люди стареют драматически быстро, для других процесс старения является медленным и постепенным. Влияние возрастных изменений на жизнь человека также очень индивидуально.
Нормальное или естественное биологическое старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям человеческой популяции. Нормальное старение сопровождается постепенной утратой функционально активной мозговой ткани и клинически проявляется “здоровой старостью”.
Даже нормальное старение характеризуется снижением способности организма адаптироваться к изменениям окружающей среды. При этом он становится более подверженным болезням и повреждениям. В ходе старения все органы и системы подвергаются существенным изменениям. Во второй части этой главы будут рассмотрены анатомические и физиологические сдвиги, происходящие при старении в центральной нервной системе стареющего человека.
Патологическое старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или большей их выраженностью в тот или иной период жизни человека. Преждевременному старению способствуют перенесенные заболевания, неблагоприятные факторы окружающей среды, которые могут воздействовать на разные звенья цепи возрастных изменений, ускорять или усиливать их обычный ход. На клиническом уровне патологическое старение сопровождается развитием разнообразных клинических синдромов, из которых наиболее известным и распространенным является деменция.
Причины, по которым организм начинает стареть, можно разделить на внешние и внутренние.
К внутренним факторам можно отнести следующие
- наследственность, бороться с которой еще никто не научился;
- возраст, который почему-то только прибавляется, попутно производя необратимые изменения в обмене веществ, а следовательно, изменения в самой структуре кожи.
Биологические причины старения описываются с точки зрения теории биологических часов и теории катастрофы ошибок.
Внешние факторы старения :
- воздействие окружающей среды. Наиболее губительным его проявлением считаются ультрафиолетовые лучи, вызывающие образование свободных радикалов, которые атакуют эластические волокна кожи и ускоряют ее старение ;
- другие источники свободных радикалов (курение, алкоголь, нездоровый образ жизни и т. д.)
Внешние факторы на 80% вызывают преждевременное старение . Прежде всего, это губительное влияние окружающей среды и нездоровый образ жизни.
УФ-излучение
Загорелая кожа слегка шоколадного оттенка считается очень модной, ее часто относят к признакам здоровья. Согласно утверждениям медиков, УФ-излучение полезно для человека, но только в небольших дозах. Стоит упомянуть хотя бы тот факт, что загар – не что иное, как защитная реакция кожи на повреждение.
Курение
Если сравнить лицо курильщика с лицом некурящего человека, то очевидным будет сероватый оттенок кожи, бледность и глубокие морщины у первого. Дело в том, что у курильщиков процесс образования морщин ускорен в пять раз по сравнению с некурящими людьми.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прилагая определенные усилия, может на протяжении долгого времени оставаться молодым. Стоит только забыть о загаре и курении и перебраться в экологически чистое место обитания.
Что же касается генетики, то здесь остается только смириться и принять этот факт, как данность. Или поискать среди своих родственников тех, кто уже благополучно дожил хотя бы до 90 лет, и жить со спокойной душой дальше.
Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе ограниченный и негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: «Как быть старым?» На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития — это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека.
Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, — необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.
Пожилой, предпенсионный возраст – 55-60 лет (до выхода на пенсию) — это прежде всего ожидание, а в лучшем случае — подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:
1. Социальная ситуация развития:
— ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;
— основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;
— отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;
— стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе;