По ведущим анализаторам (по модальностям)
В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:
· зрительные (образ человека, места, пейзажа);
· слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
· обонятельные (представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);
· вкусовые (представления о вкусе пищи — сладком, горьком и пр.)
· тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
· температурные (представление о холоде и тепле).
Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.
По степени обобщенности
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).
· Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
· Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
· Схематизированные представления описывают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
По происхождению
Третья классификация представлений — по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений,восприятия, мышления и воображения.
· На основе восприятия. Большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе восприятия — то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
· На основе мышления. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*
· На основе воображения. Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного.
По степени волевых усилий
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
· Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например — грёзы.
· Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Свойства:
· Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
· Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
· Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
· Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления — это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления — итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.
Приемы
С помощью соответствующим образом направленного внимания можно развить также и устойчивость представлений, воспитать у человека способность «владеть» и управлять своими представлениями. От этого, по словам К. С. Станиславского, зависит успех актера в исполнении порученной ему в спектакле роли. Чтобы успешно сыграть эту роль, артист должен «войти» в систему представлений, которые связаны с характером изображаемого им персонажа пьесы, должен в течение всего того времени, пока он находится на сцене, играть с учетом именно этих, а не каких-либо других представлений: мимика .лица, позы в различных мизансценах, действия в отношении других персонажей пьесы, движения, которые он делает, когда надевает платье, берется за головной убор (а это может быть и шляпа, и меховая шапка,и цилиндр, и сомбреро, и военный кивер, и многое другое, что требует для манипулирования различных движений) — все это должно выполняться им в полном согласии с системой представлений, характеризующих данный персонаж пьесы. Актер, «овладевший» ролью, способен к ярким и устойчивым в течение всей пьесы представлениям, характерным для его роли на сцене. Достигается же это путем сознательного сосредоточения внимания на этих представлениях в процессе изучения роли.
Таким образом, развитие представлений идет от первоначальных неполных, недифференцированных, часто неправильных и нечетких, мало связанных друг с другом (разобщенных) образов действительности к построению отчетливых, ярких, отличающихся известной полнотой и правильностью, взаимосвязанных друг с другом представлений. Основными этапами этого развития, связанными с возникновением новых качественных особенностей представлений, являются: первоначальное расширение жизненного опыта ребенка и сопутствующее ему совершенствование восприятий; включение речи в формирование представлений путем словесного обозначения их существенных особенностей и элементов; использование представлений в различных видах деятельности ребенка, в связи с чем представления активизируются, проверяются и уточняются практикой; использование специальных приемов формирования представления в связи с требованиями профессиональной деятельности человека, что связано с целенаправленным на эти представления вниманием, развитием их яркости и устойчивости в процессе специального обучения и тренировки.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
. Представление – уровневый процесс, посредством которого осуществляется отражение целостного предмета без его непосредственного воздействия на органы чувств. При формировании и развитии представлений необходим не только опыт непосредственного восприятия, накапливаемый индивидом в процессе жизнедеятельности, но и овладение знаками, знаковыми системами, в которых фиксируются результаты познавательной деятельности человека.
В представлении отражаются не только отдельные предметы, но и типичные свойства более или менее значительных по объему групп предметов. В этом смысле оно является собирательным образом, при переходе от восприятия к представлению структура образа изменяется: происходит схематизация образа. При переходе от ощущений и восприятия к представлению происходит селекция признаков объекта, их интеграция, случайные признаки, проявляющиеся только в единичных ситуациях, отсеиваются, а наиболее характерные (=информативные) фиксируются. Представления являются связующим звеном между образами, ощущениями и мыслительными и рече-мыслительными процессами.
Первичные характеристики:
1. Пространственная
· Панорамность – воспринимается только то, то попадает в зону, которую захватывает анализатор, а панорамность представлений снимает это ограничение поля зрения.
· Обобщенность – превращение геометрической формы в топологическую схему, схематизация, сначала разрушается величина, потом форма.
· Взаимообособление фигуры и фона – фигура может не соотносится с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры
· Выпадение абсолютных величин - нарушение воспроизведения абсолютных размеров (в зависимости от представления о человеке увеличивается или уменьшается рост), не сохранение числа однородных элементов (число колонн Казанского)
2. Временная
· Длительность – деформируется в зависимости от эмоциональной окраски событий и заполненности ими (ем более заполнен отрезок времени, тем длительнее он представляется) Последовательность – может быть более/менее точной
· Одновременность – временная панорамность, сжатие времени
3. Модальность
Происходит потеря информации, смещение к более общему модальному качеству.
4. Интенсивность Образ представления более бледный, чем образ восприятия (чем дольше храниться образ, тем он бледнее). Интенсивность зависит не только от функционирования анализатора, но и от состояния организма (голод/сытость).
Вторичные характеристики:
· Неустойчивость – весь образ или отдельные элементы могут пропадать
· Фрагментарность – восприятие целостно, а при попытке представить все черты предмета, оказывается, то некоторые части вообще не представлены.
· Отделение фигуры от фона
· Обобщенность – образ восприятия всегда единичен, то представление может быть не только единичным, но и обобщенным (дерево вообще)
Контролируемость – способность произвольно вызывать, удерживать и стирать образ
Вопрос 20
Мышление — это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятии, мышление позволяет опосредственно — умозаключением — раскрыть то, что непосредственно — восприятием — не дано. Мышление позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени.
Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, предметов. Мышление соотносит данные ощущений и восприятии, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления. Через раскрытие этих отношений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства. Таким образом, мышление позволяет глубже познать сущность окружающего мира, нежели с помощью чувств и ощущений.
В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.
Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.
Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную "интеллектуальную экономию" путем "сводки фактов к законам, а законов до теориям".
Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом - чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.
Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.
Некоторые ученые на основании трех признаков - времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) - выделяют интуитивное и аналитическое мышление.
Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.
Интуитивное мышление, наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.
В психологии различают еще реалистичное мышление, направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление, связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление, характерный его признак - неспособность поставить себя на позицию других.
3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.
Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.
В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.
Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, чтотворческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.
В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различных идей относительно неопределенных ситуаций.
Типы мышления
В определении типов мышления существуют различные подходы. По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное —мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.
По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое {концептуальное) ипрактическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.
По содержанию решаемых задач выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления оно преобразуется лишь в плане образа (Ж. Пиаже). Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Внутри этого типа различают следующие виды мышления: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное.
Теоретическое мышление — это познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.
Практическое мышление — это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени).
Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.
Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики.
Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека.
Продуктивное — это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное—это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию.
Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное —целенаправленное решение мыслительных задач.
Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшими качествами мышления являются следующие.
Самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.
Глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.
Широта — способность видеть проблемы многосторонне; во взаимосвязи с другими явлениями.
Быстрота — скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.
Оригинальность — способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.
Пытливость — потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.
Критичность — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.
Торопливость — непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Мышление носит потребностно-мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.
Одной из сложных проблем обучения в школе и вузе (особенно техническом) является акцент на развитии формально-логического мышления в ущерб мышлению образному. В результате учащиеся и студенты становятся как бы закрепощенными собственным формально-логическим мышлением: стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказывалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека.
По мнению Д. Гилфорда, творческое мышление имеет следующие особенности:
оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна;
способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения;
образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения;
семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.
Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению становятся приверженность старым методам решения: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным; страх ошибиться и страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень тревожности; психическая и мышечная напряженность.
Условиями успешного решения творческих задач являются более частое обнаружение и применение новых способов; успешное преодоление сложившихся стереотипов; умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций; сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения; разнообразие и разнонаправленность знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.
Мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).
Выделяют четыре стадии решения проблемы:
· подготовка;
· созревание решения;
· вдохновение;
· проверка найденного решения.
Структура мыслительного процесса решения проблемы:
1. Мотивация (желание решить проблему)
2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.)
3. Поиск решения
4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения
5. Реализация решения
6. Проверка найденного решения
7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу номер 2
Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия.
Речь – это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков.
Речь является основным средством человеческого общения, с помощью которой человек получает и передает большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Речь способствует также передаче опыта во времени (между поколениями) и пространстве (посредством письма).
Речь – это психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка. Речь без усвоения языка невозможна.
Функции речи:
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков;
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них;
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз;
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения;
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Функция планирования – речь помогает человеку планировать свои действия.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Внешняя устная речь:
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Вопрос 21
Психические состояния — интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.).
Человеческая психика весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именноособенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.
Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного.Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.
В структуру психических состояний входит множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного (табл. 14.1).
Уровень проявления состояния | Параметры | Формы проявления |
Физиологический | Гормональный | Изменение секреции адреналина, тироксина, глюко-кортикоидов , половых гормонов и пр. |
Сердечно-сосудистый | Изменение частоты сердечных сокращений, тонуса сосудов, артериального давления | |
Моторной сферы | Мышечный тонус | Изменение напряжения мышц, тремора, ритма и глубины дыхания |
Мимика и жесты | Изменение мимики (мимических мышц), пантомимики (поза и движения корпуса), жестов | |
Голосовые характеристики | Громкость голоса, его высота, тембр и темп речи | |
Эмоциональный | Интенсивность, длительность и модальность | Характер эмоциональных переживаний (положительный или отрицательный), интенсивность эмоций, длительность протекания аффективных процессов |
Когнитивный | Выраженность когнитивных процессов и их роль в контроле поведения | Логичность мышления, осознанность состояния, точность прогноза развития событий, возможность управления состоянием организма |
Поведенческий | Трудовые действия и операции | Точность выполнения действий, их экономичность, правильность |
Действия по реализации собственных актуальных потребностей | Адекватность действий, соответствие актуальным потребностям, избыточность и пр. | |
Социальный | Коммуникативный | Характер общения с другими людьми: способность слышать другого человека, воздействовать на него, находить общие точки взаимодействия |