История педагогической мысли Казахстана: этапы, периодизация.
Проблемы периодизации, этапы становления и развития образовательной системы Казахстана
Образование как сложноорганизованная система и её результаты имеют социальное содержание, направленность, определенные пространственные границы, обусловленные социально-историческим развитием конкретного государства, его культуры. Поэтому изучение образовательной системы Казахстана, определение её тенденций и основных этапов неразрывно связано с историей Республики Казахстан.
Анализ статистических источников и многочисленных архивных материалов, научных исследований позволяет с полным основанием говорить о необходимости преодоления стереотипов и переоценки сложившихся взглядов о путях развития казахстанской системы образования в конце XIX века и социальных последствиях образовательных и культурных процессов в первой половине XX века.
Проблема периодизации образовательной системы в Казахстане приобретает в современных условиях особую актуальность. Это связано в первую очередь с появлением актуальных и малоизученных вопросов истории Казахстана – проблемы периодизации исторической науки, численности, состава, грамотности половозрастных групп населения Казахстана конца XIX-начала XX в.в. и др.
Вопросы периодизации образовательной системы в Казахстане имеют немаловажное значение для выявления истоков, его внутренних закономерностей, что немаловажно для научного обобщения в историко-педагогической науке. Периодизация определяет сущность основного содержания генезиса образовательной системы, характерного для конкретной страны, региона или человечества в целом.
В современной историко-педагогической науке имеются различные подходы к проблеме периодизации образовательных систем. Сложность данной проблемы состоит в том, что очень не просто установить единый критерий, основу, способных удовлетворить потребность как в обоснованном членении всемирного исторического процесса, так региональных его историй. Конкретные результаты образовательных реформ вообще нельзя вывести из их замысла и исполнения, так как их воздействие на образование опосредуется различными социокультурными факторами.
Несомненно, любая периодизация является приблизительной и условной. Очень сложно установить точную датировку крупных историко-педагогических процессов, зависящих от тенденций общественного развития на том или ином витке истории. Вопросы периодизации истории образовательной системы того или иного государства тесно связаны с общими проблемами миропонимания, движением общества от одной социально-экономической формации к другой, более прогрессивной.
Проблема периодизации истории образовательной системы является, как было уже сказано проблемой методологического порядка. В советской педагогической историографии не раз пытались решить проблемы периодизации. Еще в конце 50-х годов на страницах журнала «Советская педагогика» разыгралась дискуссия по проблемам периодизации истории образования. Учеными выдвигались различные периоды и их временные отрезки, принципы и критерии периодизации. Однако прийти к единому мнению относительно периодизации образовательной системы ученым не удалось. Данный факт можно объяснить преждевременностью изучения периодизации, так как само изучение проблем истории образования и педагогики еще находилось не на должном уровне. В эти годы только начиналась разработка вопросов истории образования и педагогики.
Периодизация истории образовательной системы Казахстана очень тесно связана с периодизацией отечественной истории. Но вместе с тем, как известно, любая наука имеет конкретные особенности своей периодизации, которая отражает специфику развития ее процесса на различных исторических этапах. Не исключение в этом плане и историко-педагогическая наука, изучающая истоки становления и тенденции развития образовательных процессов, педагогической мысли во всех их противоречиях.
Исследование конкретных историко-педагогических процессов дает возможность создания определенной периодизации. Следует помнить, что научная периодизация в любой исторической науке является не предпосылкой изучения истории, а результатом ее изучения.
Исследование историко-педагогического прошлого требует в соответствии с теоретико-методологическими положениями, объективного подхода, соблюдения научной этики в оценке тех или иных педагогических процессов. Как показывает анализ исследований по истории образования и педагогики, многие исследователи не отошли от традиционных, не имеющих значимости подходов в оценке прошлых педагогических идей, систем. В частности, некоторые исследователи придерживаются вульгарно-прагматического подхода, при котором в историкоөобразовательном прошлом воспринимаются и ценятся только те явления, положения, которые необходимы сегодня определенной социальной группе. Иногда исследователи умышленно опускают те исторические факты, педагогические явления, колторые не соответствуют их интересам, не удовлетворяют сегодняшним потребностям. Конечно, такой подход ведет к фальсификации исторической действительности, к отрицанию познавательного значения истории образования и педагогики для общества.
Также в историко-педагогических исследованиях наблюдается попытка осовременивания, модернизации историко-педагогических процессов, что явно противоречит основополагающим принципам историко-педагогического познания.
При исследовании проблем истории образования необходимым условием является соблюдение основных методологических функций, к которым относятся теоретико-познавательная, эвристическая, прогностическая, социальная и аксиологическая, доказательная и воспитательная. Каждая из этих функций выполняет соответствующую роль и оказывает существенное влияние на определение периодов и этапов формирования и становления системы образования.
Периодизация историко-педагогического процесса, в частности, системы образования Казахстана, соответствует основным этапам социально-экономического развития общества. Каждый исторический период состоит из нескольких этапов.
«Этап – отдельный промежуток времени в развитии какого-нибудь историко-педагогического явления, процесса, характеризующийся направленностью на решение определенных социально-экономических, политических и других задач. Этап можно условно подразделить на отдельные временные стадии, отражающие изменяющуюся специфику как условий, так и самого историко-педагогического процесса или явления», – отмечает
В.Г. Храпченков. [1.19]. Несмотря на наличие исследований, в казахстанской историко-педагогической науке недостаточно обоснована характеристика ее основных этапов. Характеризуя этапы развития отечественной системы образования, следует сказать и о тех факторах, которые также оказали свое влияние на становление и развитие системы образования. К ним относятся:
– социально-экономическое и культурное развитие СССР и Казахстана в рассматриваемый период;
– уровень грамотности, образовательный потенциал населения;
– образовательная ситуация в целом, в том числе особенности развития общего и профессионального образования как в целом в СССР, так и в Казахстане;
– этносоциальные, этнокультурные, этнопедагогические факторы и особенности казахского и других народов Казахстана.
В качестве критериев для определения этапов процесса развития системы образования можно выделить следующее:
Административно-территориальные изменения и их влияние на становление системы образования;
Типы образовательных учреждений.
Подготовка и переподготовка профессиональных кадров для народного хозяйства республики;
Программно-содержательная база процесса образования на всех уровнях;
Методическое обеспечение дидактического процесса во всех типах учебных заведений.
Анализ и сравнение периодизации в отечественной истории позволили нам предложить следующую периодизацию в становлении и развитии образовательной системы Казахстана, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Периодизация становления и развития системы образования в Казахстане (конец XIX-середина XX вв.)
Первый период, начавшийся в конце 60-х годов Х1Х века и продолжившийся до установления Советской власти в Казахстане-20-е годы ХХ века, условно имеет несколько этапов. Данный период характеризуется началом становления основы образовательной системы, зарождением и развитием педагогической мысли в Казахстане.
1 этап – 1860-1890-е гг. Характеризуется принятием царским правительством ряда административных реформ, окончательным присоединением Казахстана к России, началом интенсивного капиталистического развития в России и его проникновением в окраины. Все эти факторы вместе взятые оказали существенное влияние на становление основ системы образования в Казахстане, открытии различных типов образовательных учреждений, зарождении передовой педагогической мысли в лице А. Кунанбаева, И. Алтынсарина, проведением миссионерской политики в области культуры, просвещения.
2 этап – 1890-1910 гг. Эти годы связаны с переселенческой политикой царской России. Основная масса переселенцев оседала в северных областях Казахстана. В Казахстане в переселенческий фонд в XIX веке было изъято около 24 млн. десятин, а в начале XX века свыше 21 млн. десятин. [2, с.7]. По данному поводу В.И.Ленин писал: »Переселенческий фонд образуется путем вопиющего нарушения земельных прав туземцев, а переселение из России производится во славу всего того же националистического принципа «русификации окраин» [2, с.330].
Дальнейшее развитие российского капитализма вглубь и вширь, завершение промышленного переворота в России способствовало увеличению количества заводов и рабочих в Казахстане. Менялась и политическая ситуация, революция 1905-1907 гг. получила отклик и на окраинах царской России. Все вышеназванные факторы создали объективные предпосылки для развития образования в Казахстане. Именно в этот период появляются новые типы школ, поднимается образовательный уровень населения в городской местности, новое осмысление получает и мусульманское образование.
В конце XIX -начале XX вв. И. Алтынсариным была разработана и создана оригинальная система образования, отвечавшая условиям, быту, культурным традициям казахского народа. Несомненным достоинством данной системы была преемственность всех типов образовательных учреждений, включая и профессиональное образование. Главные усилия при установлении новой системы учебных заведений были направлены на начальную школу, первую и важную стадию обучения. Это было важно в первую очередь для казахского народа, развития его культуры. Если бы расширение начальных школ не состоялось, то и невозможны были бы успехи в строительстве школьной системы в будущем.
3 этап – 1910-1920-е гг. Революция 1905-1907 гг., рост политической активности народных масс заставили царское правительство увеличить ассигнования на образование. Эти годы ознаменовались определенным прогрессом в развитии школьного дела. Увеличилось количество школ, гимназий и прогимназий, открываются учительские семинарии, растет количество ремесленных училищ, находит свое развитие женское образование, усиливается культурное содружество русского и казахского народов. Система образования в Казахстане находит свое дальнейшее становление и развитие в различных типах и уровнях учебных заведений.
Таким образом, начиная со второй половины XIX века до 20-х годов XX века в Казахстане зарождается сеть образовательных учреждений, различных по типу, содержанию, направленности, явившиеся в дальнейшем основой образовательной системы Казахстана. Сословность, разноэтничность образовательных учреждений, классовость – все эти признаки были характерны на данном этапе становления системы образования.
Второй период – (20-е -начало 30-х гг. XX века). Он связан с окончательным установлением Советской власти в Казахстане, созданием Автономной Казахской советской социалистической республики, строительством начальной школы. Данный характеризуется сложностью и противоречивостью как в становлении молодого государства, так и образовательных процессов, происходивших на его территории. Массовая коллективизация, голод и потеря почти половины казахского этноса, среди которых большую часть составляли дети, откочевка в соседние республики – все это негативно сказалось на становлении казахстанской системы образования. Однако нельзя отрицать и те положительные факты, которые наблюдались в строительстве основ системы образования республики. Это открытие школ-интернатов, активное вовлечение в образование девочек как казахской, так и других национальностей. Ускорение темпов школьного строительства позволило увеличить количество учащихся во всех типах школ. Также открываются средние и высшие учебные заведения, разрабатываются теоретические основы содержания образования в новой социалистической школе, устанавливается государственный контроль за системой образования. Данный период характеризуется следующими уровнями образовательных учреждений:
1 Школы 1 ступени (начальная школа и школы-коммуны).
2 Школы семилетки.
3 Школы 2-й ступени, ШКМ.
4 Техникумы (3-4 года обучения), ФЗУ.
5 Высшие учебные заведения.
Конечно, главные усилия при формировании новой системы образования были направлены на начальную школу, являющейся основой образовательной системы.
Третий период – (начало 30-х -середина 50-х гг. XX века). Это период дальнейшего развития системы образования во всех его противоречиях, сложностях, достижениях, потерях. Данный период подразделяется на несколько этапов.