Педагогическая культура родителей.
В зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенным из них является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми. Расширенная или сложная семья включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством. Важным основанием для выделения типа семьи является также наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между отцами и детьми. Однако в подобной семье быстрее теряются связи, нарушаются семейные традиции, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых прежде всего страдают дети. Особую группу представляют неполные семьи. Причины этого социального явления разные, но чаще всего — это разводы, которые не могут оставить детей равнодушными и от которых они глубоко страдают. Однако к неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, которые в них воспитываются, как к потенциально неблагополучным. Можно утверждать, что в ряде случаев семья перестает быть неблагополучной именно в результате развода, поскольку из нее удаляются источники постоянного негативного влияния на детей, связанные с алкоголизмом, наркоманией или психической неуравновешенностью одного из родителей. Конечно, в неполной семье условия воспитания усложняются за счет снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети, психологической перенапряженности. Однако появляются и некоторые компенсирующие факторы: дети проникаются уважением и сочувствием к родителю, стремятся помочь в домашних делах, приучаются сдерживать непомерные запросы, становятся более близкими эмоционально. Это создает в семье благоприятную нравственную атмосферу, помогает преодолевать трудности. Семейное воспитание — лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает первые уроки жизни, во-вторых, семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности.
50 Игра и ее значение в развитии ребенка. Игра, хотя и занимает весьма непродолжительный отрезок времени в жизни человека, но имеет большое значение. Игру определяют как деятельность выполненную не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Однако такое представление об игре не может удовлетворять. Играть дети начинают с момента рождения. В первые месяцы жизни ребенка игры очень просты. По мере взросления они усложняются. Детям интересно играть с игрушками простыми, даже не с собственно игрушками, а с материалом который легко изменяется, превращается во что-то новое. И лишь в школьном возрасте наблюдается осознанное стремление к игрушкам сложным, близким по своему устройству к реальным объектам. Необходимость освоения системы человеческих взаимоотношений и стремление к участию в них приводят взрослеющего ребенка к использованию игр с возрастающим психическим содержанием. Дети начинают играть в ролевые игры которые требуют от них значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом развивающая сила этих игр. Выделяют строительно-конструкторские игры. Дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, воспитывают самостоятельность, пытливость. Существуют различия в отношении к ним мальчиков и девочек. Мальчики чаще выбирают строительство, механику. Девочки - конструирование одежды, приготовление пищи. Однако если для ребенка цель в самой игре то для воспитателя- это развитие детей. В этом заключается основное противоречие игры как средства воспитания; с одной стороны отсутствие цели в игре, а с другой игра это средство формирования личности. Использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил.1.Игры должны быть такими, чтобы играющие смотрели на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.2.Игры должны способствовать здоровью тела.3.Игры не должны быть опасными.4.Игры не должны быть долгими.
58. Продуктивное общение. Приемы правильного слушания и типичные ошибки.Приемы: 1) Выработать привычку слушать. 2) Помнить, что в общении двое: один говорит, другой слушает. 3) будьте физически ынимательны. 4) Сосредоточение нa том, что говорит собеседник. 5) старайтесь понять не только смысл слов, но и чувств собеседника. 6)наблюдайте за невербальными сигналами говорящего, за выражением лица и т.д. 7) придерживайте одобрительную установку пo отношению к собеседнику,это создает благоприятную атмосферу. 8)пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что собеседник хочет сказать, выражайте понимание. 9) слушайте самого себя. 10)Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Слушая собеседника никогда:1)Не принимайте молчание за внимание. 2) не притворяйтесь, что слушаете. 3) Не перебивайте без надобности.4) Не делайте поспешных выводов.5) Не задавайте много вопросов - это подавляет собеседника. 6) никогда не говорите собеседнику: я хорошо понимаю вac. 7) Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам. 8) Не давайте совета пoкa не спросят. 9) Не прикрывайтесь слушанием как убежищем.
41.Проблема соотношения развития и обучения.Выготский и Пиаже стояли у истоков разрешения проблемы обучения и развития. Согласно культурно- исторической теории обучение должно нести развитие ребенка. До работ Выготского закономерности психического развития ребенка изучали и описывали безотносительно тому к чему и как его учат и воспитывают в разные периоды жизни, дома, в общественных учреждениях. Полагалось что психическое развитие протекает независимо от обучения и воспитания, по своим собственным законам. Сама же организация в процессах обучения и воспитания должна просто учитывать данные законы. В теории Пиаже воспитание и обучение рассматривается как условия приспособления педагогического процесса к психическому развитию ребенка. Выготский выдвинул теорию согласно которой обучение ребенка является внутренне необходимым и всеобщим моментом умственного развития. Выготский подчеркивал отождествленность понятий развития и обучения. Обучение выступает в качестве источника развития, формирующего у ребенка такие качества которые без обучения возникнуть не могут. Умственное развитие имеет 2 уровня. Первый уровень- уровень актуального развития, фиксируемый по завершающим циклам. Его можно определить использовав задачи которые дети определенного возраста решают самостоятельно. Второй уровень у зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще не завершенным циклам. Он использует задачи, которые дети того же возраста решают с помощью сверстников. Однако эти же задачи дети через некоторое время начинают решать самостоятельно. Зона ближайшего развития позволяет предсказать что будет в развитии ребенка завтра, но это завтра внутренне связано с тем что происходит с ним сегодня в процессе учебно-воспитательного сотрудничества. Такое понятие ‘ зоны ближайшего развития ’является конкретизацией общегенетического закона согласно которому исходной формой индивидуально психических функций является их предварительное коллективное осуществление.