Проблема соотношения развития и обучения
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным к самостоятельной преобразующей деятельности, то такого человека называют личностью. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Чтобы стать личностью, человек должен проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. Внутренние: физиологические и психические свойства организма. Внешние условия: окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению. И это происходит бесконечно. Соотношение внешнего и внутреннего неодинаково в различных формах проявления жизнедеятельности личности и на разных ступенях ее развития. На развитие личности влияют также индивидуальные особенности
60.
Выделены разные стороны созревания личности: половая зрелость, умственная зрелость, трудовая зрелость. Яко6сон: социальная зрелость выражается в том, насколько адекватно оценивает человек свое место в обществе. Зрелость-это внутренняя затронутость, живой оклик на важные явления социальной жизни. Социальная зрелость-результат развития человека в процессе усвоения социально значимых ценностей и самоизменения c целью приобщения его социокультурных ценностей. Степень обосoбления связана c уровнем его личностной зрелости. Проблема личностной зрелости может быть решена на междисциплинарном уровне. Антропогические перерабoтанный неоплатонизм, лежащий в основе философских идей эпохи Возрождения, помогает понять личнocтную зрелость как способность постигать совершенство и красоту окружающего мира и находить в нем место для самого себя.
Как уже отмечалось, воспитание в широком смысл слова включает в себя и обучение. Потому процесс обучения имеет такую же структуру, как и любой педагогический процесс: цель обучения — принципы обучения -содержание обучения - методы обучения — средства обучения - формы обучения. Цель обучения в современной дидактике (теории обучения) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей составляющих. Эти цели определяют и соответствующие функции процесса обучения.
Образовательная цель (функция) процесса обучения заключается в формировании определенных знаний и навыков обучающихся.
Воспитательная цель (функции) предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных эстетических и других качеств личности. Например изучения раздела «Основы педагогики» — это формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, осмысленных взглядов на социально-педагогическую действительность формирование готовности к разрешению проблемы собственной жизнедеятельности, профессионально-личностного становления и роста.
-Развивающая цель (функция) обучения реализуется, главным образом, в развитии мышления, творческих способностей и дарований личности. В нашем случае — это формирование у студентов системного и критического мышления, умений рефлексии и развития на этой основе стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.
-Принципы обучения — это основополагающие требования к организации этого процесса. Обычно здесь выделяют принцип научности обучения, принцип систематичности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью и другие.
-Содержание обучения — это та система знаний, умений и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы развития личности. Обычно содержание обучения представляется в учебных планах, программах и учебниках.
-Методы обучения — это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать конкретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярными из которых являются следующие две:
-Классификация по источнику получаемой информации, где все методы делятся на три группы: словесные, наглядные и практические.
-Классификация по характеру познавательной деятельности обучаемых, где все методы делятся на пять групп: обьяснительно-иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного изложения материала, частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
Средства обучения — это учебные программы, учебники, конспекты, плакаты, технические средства обучения (ТСО), раздаточный материал и т.д
-Формы организации обучения — это лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены, самостоятельная учебная работа и другие.