Конфликты, виды и фазы конфликта Производственный конфликт
Конфликт-это столкновение противоположно направленных тенденций; психика человека( внутриличностный конфликт), во взаимоотношениях людей( межличностный кофликт),групп (межгрупповой)
Все виды конфликта подразделяются на :
-реалистические(предметные
-нереалистические(беспредметные
В реалистическом конфликте выделяют 2 фазы:
-коструктивная
-деструктивная
В безпредметном конфликте одна стадия:
-деструктивная
Целью реалистического конфл. явл. конкретный результат , материальное или нематериальное преимущество.
Целью нереалистического кнфл явл освобождение от напряжения
Конструктивная фаза хар-ся тем , что оба апонента осазнают цель совместной д-ти.
Существует 2 группы признаков конструктивной фазы
1)стиль ведения разговора-повышенный эмоциональный тон упрёки ,оправдания отражающте ориентацию на себя, свои интересы.
2) неречевые хар-ки поведения- уход от разговора ,прекращение совместной д-ти, внезапное увелечение дистанции ,принятие закрытой позыю
Деструктивная фаза-наступает тогда, когда взаимная неудовлетворенность апонента друг другом, способами решения проблемы,продуктивностью совместной д-ти превышает определ, порог в следствии чего совместная д-ть становится неуправляемой.
В деструктивной фазе выделяют 2 стадии:
1) обратимая- присутствует необыкновенная критика ,личные выпады
2) необратимая -переход на личности ,взаимные оскорбления ,полный отход от предмета спора.
№ 33 Типы конфликтных личностей.
Демонстративный, регидный, неуправл., сверхточный, бесконфликтный, целенаправленно-конфликтный.
1.Конфл. личность демонстрат. типа:
хочет быть в центре внимания; любит хорошо выглядеть в глазах других; отнош. к людям опред. тем, как к нему относятся; ему легко даются поверхн. конфликты; хорошо приспосаблив. к различн. ситуациям; рациональное поведение слобо выражено; ревалирует эмоциональное; планиров. своей дея-ти осущ. ситуативно и слабо воплощает его в жизнь; кропотливый, избегает систематич. работы; не уходит от конфликтов в ситуации спора чувствует себя не плохо; часто оказыв. источ. спора, но не считает себя таковым.
2.Регидный тип:
подозрительный; облад. завыш. самооценкой; постоянно требуется подтверждение собственной значимости; часто не учитыв. измен. в ситуации; прямолинеен и не гибок; с большим трудом внимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением, с трудом берет во внимание; выражение почтения со стороны окружающих принимается как должное; выражение недоброжелательности со стороны окружающих восприним. как обида; мало критичен к своим поступкам; болезненно обидчев, повышенно чувствителен по отнош. к действительности и к мнимым несправедливостям.
3.Неуправляемый тип:
импульсивен, недостаточно контролирует себя; поведение такого человека плохо предсказуемо; ведет себя вызывающе, иногда агрессивно; часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы; обладает завыш. самооценкой; постоянно требует подтверждение собственной значимости; во многих неудачах склонен обвинять других; не может грамотно спланировать свою дея-ть, претварить планы в жизнь; недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами; из прошлого опыта извлекает мало пользы.
4.Конфл. личность сверхточного типа:
скурпулезно относится к работе; предъявл. повыш. требования к себе; предъявл. повыш требования к окружающим, причем делает это так, что людям кажется, что он придерается; обладает повыш. тревожностью; чрезмерно чувств. к деталям; склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих; иногда может порвать отнош. с друзьями, знакомыми, лишь потому, что ему кажется, что его обидели; страдает от себя сам, пережив. свои просчеты, неудачи, часто расплачиваясь бессонницей, гол. болями и т.д.; сдержан во внешних особенно эмоц. проявлениях; плохо чувствует реальное взаимоотнош. в группе.
5.Бессконфликтного типа:
неустойчив в оценке и мнениях; легко поддается внушению; внутренне протеворечив; характерно некоторая непоследоват. поведения; ориентри. на сиюминутных успехах в ситуации; нестотаточно хорошо видит перспективу; зависит от мнения окружающих, особенно от лидеров; излишне стремится к компромиссу; необладает достаточной силой воли; глубоко не задумыв. над поступками, их последствиями и причинами поступков окружающих.
6.Целенаправленно-конфликтный тип:
рассм. конфликт, как средство достижения собств. целей; часто выступает активной стороной в разреш. конфликтов; склонен к манипуляции во взаимоотнош.; рационально действует в конфликте, считает варианты, оценив. позиции сторон; владеет хорошо отраб. техникой общения в горячем споре.
№34 Управление конфликтами. Способы разрешения конфликтов.
Управл. конфлик.:предотвращение, подавление, отсрочка, разрешение.
Прдотвращение:
устранить реальн. объект конф-та; превлечь в качестве орбитра не заинтересов. лицо с готовностью подчинится его решению; сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.
Подавление ( примен. в случае к-та в необратим. диструктив. фазе, а также в случае беспредметных конф-тов):
целенаправленно и последовательно сократить кол-во конфликтующих; разраб. системы правил, норм, предписаний, упорядывающих взаимоотнош. между конфл. по отнош. друг к другу; создавать и непрерывно поддерживать условия, кот. затрудняют или припятствуют непосредственному взаимодействию потенц.-конфликтных по отнош. друг к другу людей.
Отсроченные (это временные меры, кот. ослабляют конфл. и создают условия для разреш. его в будущем):
изм. отнош. одного конфл. к другому; изм. представл. конфликтующ. о конфл. ситуации; изм. значимость объекта конф-та в вооброжении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным.
Разрешение:
принцип понимания сознания предмета к-та; знание потенциально-конфл. личностей; хорошая ориентация в потенц. условиях возник. кон-тов; фаза их развития.