Сословный характер воспитания в феодальном обществе 5-15 века.
Важнейшая область культуры, образование переживало особенно тяжёлые времена. Грамотных людей почти невозможно было сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи крест. Карл Великий (см.ст. «Карл I Великий»). Но император был явно неравнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал к услугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карл бережно хранил под подушкой навощённые дощечки и листы пергамента и в свободное время учился выводить буквы. К тому же государь покровительствовал учёным. Его двор в Аахене стал центром образования. В специально созданной школе знаменитый учёный и писатель, выходец из Британии, Алкуин обучал основам наук сыновей самого Карла и детей его приближённых. В Аахен приезжали немногочисленные образованные люди со всех концов неграмотной Европы. По примеру древности общество учёных, собравшихся при дворе Карла Великого, стали называть Академией. В последние годы жизни Алкуин стал аббатом богатейшего монастыря Св. Мартина в городе Туре, где также основал школу, ученики которой позднее стали известными учителями монастырских и церковных школ Франции. «Каролингского возрождения». Но он был недолгим. Вскоре культурная жизнь вновь сосредоточилась в монастырях. Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения средневековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь — латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи. Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религиозных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было еще далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, далёкие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачивалась в сознание учеников с помощью розги. Около трёх лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического вероучения. Более крупные школы, дававшие образование посерьёзней, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь свободных искусств» (грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Система свободных искусств включала два уровня. Начальный состоял из грамматики, риторики, диалектики. Высший образовывали все оставшиеся свободные искусства. Самой трудной была грамматика. В риторике (искусство красноречия) проходили правила синтаксиса, стилистики, упражнялись в составлении письменных и устных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Диалектика (так тогда именовалось искусство мыслить, названное впоследствии логикой) учила не только рассуждать и делать выводы, но и находить в речи противника положения, противоречащие учению церкви, и опровергать их, Уроки арифметики знакомили со сложением и вычитанием,, в меньшей степени — с умножением и делением (написание чисел римскими цифрами сильно затрудняло их). Школяры решали арифметические задачи, вычисляя время религиозных праздников и возраст святых. В цифрах видели религиозный смысл. Считали, что цифра «3» символизирует святую Троицу, а «7» — сотворение Богом мира в семь дней. За арифметикой следовала геометрия. Она давала лишь ответы на общие вопросы (что такое квадрат? и т.п.) безо всяких доказательств. В курсе геометрии сообщались и географические сведения, часто фантастические и нелепые (Земля — блин, плавающий в воде, Иерусалим -пуп земли... и т.п.). Потом изучали астрономию, Знакомились с созвездиями, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звёзд, но объясняли его не правильно. Думали, что светила обращаются вокруг Земли по разным сложным путям. Астрою мия должна была помочь вычислить сроки наступления церковных праздников. Занимаясь музыкой, ученики пели в церковном хоре. Обучение нередко растягивалось на 12—13 лет. С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов приводит к появлению светских городских частных и муниципальных (т.е. находящихся в ведении городского совета) школ. Влияние церкви было в них не так сильно. На первый план выступали практические потребности. В Германии, например, первые бюргерские школы, готовящие к занятиям ремеслом и торговлей, возникли: в Любеке в 1262 г., в Висмаре в 1279 г., в Гамбурге в 1281 г. (см.ст. «Бюргер», «Средневековый купец»). С XIV в. в некоторых школах преподавание ведётся на национальных языках. Растущим городам и крепнущим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать.
10. Возрождение и развитие образования в Московской Руси. Братские школы. В этот период на Руси господствовало монголо-татарсоке иго (1237-1480). Произош.упадок культуры и образования. Основной институт обр-я- семья. Татары не посягали на веру – большинство монастырей были сохранены, в них сохр.элементы культуры. Образ.в Новгороде активно развивалось, появ.элементы светск.обр-я: демократ., без вмешательства церкви. Появились училища, еретич.секты. После Ига началось возрождение – возобн.тогровли, ремесел, появ.образов.люди. Появ.книги для чтения – печ.и рукописные. Появ. мастера грамоты -свящ., кот. за плату давали элементарные знания, основы делопризводства. Стали использ.упрощённый алфавит – образование пошло в массы. Этот алф.сохран. до 18 века. Со второй половины 14 века появилось черное монашество. Цель воспитания: личное нравственное, самостоятельность каждого послугника. Методы: саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование. В монашестве воспит.носило комплексний характер - трудовое, умственное, культурное, духовное, нравственное. Школы развивались в рамках церкви. К 16 в. Не было ни одной школы, дававшей высшее образование. Появились пед.сборники, например «Пчела», в кот. были статьи о воспитании детей. «Домострой» - древне-рус.свод правил поведения в жизни, в обществе, в быту. 1часть – духовное стронеие (почит.веры), 2 часть – мирское строение (семейное воспитание, роли м.(глава)и ж.(помошник)). 3 часть – домовой строй (ведение хозяйства). На Украине и в Беларуси появ.братские школы. Они отвечали интересам православной церкви. В них была классно-урочная система обучения (коллектив); Светское образование; чаще всего бесплатное; хорошая организ.обеспеч.учителями. Школы и родители заключали договор (сроки и содерж.обр-я, варианты помощи школе). Элемент самоуправления – ректор и учителя. Образование сословное. Содержание – греч.и латынь, славянкий + 7 свобод искусств (). 1632 – на основе одной из братских школ Пётр Могила открыл первое высшее учебное заведение- Киево-Могилевская академия. Курс обучения – 12 лет, Модел обучения – диспут. 60е годы 17 века– школа в Спасо-Преображ.монастыре, открыт. Симеоном Полоцким. 1681 – школа при печатном дворе: подготовка духовных лиц – дипломатов, учителей, обучение греч. и латыни + 7 искусств. 1687 – братьсями Лихудами открыта Славяно-Греко-Латинская академия. Изучали семь искусств, богословие, элемент. медико-хурургич.дела. Начало – подготовительный курс (рус.шк), затем школа греч.книжного писания. Учеников набирали сами братья. Срок обучения на каждом курсе был разным в зависимости от успеваемости. Основной метод – диспут. 2 раза в году – два публичных диспута (замена экзаменам). Был свой театр. Учились только мужчины. Известн.выпускник – Ломоносов. Стерты границы меджу средним и высшим образованием. Епифаний Слованецкий «Гражданство обычаев детских»: ответственность за результаты обучения возлагаются на учителей (написано в виде вопросов-ответов). После церковного раскола в 17 в. появилось 3 тчз на образование: 1) Аваакум (рус.чел-ку необходимо вернуться к старым традициям, религиозность, изучение богословных наук). 2) Симеон Полоцкий (России необходимо смотреть на запад и учиться естественным наукам) 3) византийское образование ( оставить как всё было). Крестьяне были самым малообразованным сословием.