Педагогическая система А.С. Макаренко.

Макаренко автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого рассматривалась им как отношения «ответственной зависимости». Исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя воспитанию нравственно оправданных потребностей, то есть потребностей коллективиста. Макаренко подчеркивал, что разрыв социальных связей наносит огромный вред взрослеющему человеку, а их восстановление выправляет его развитие. Считал необходимым поддерживать позитивный эмоциональный настрой воспитанников, мажорный тон их жизни, которые помогают сплачивать детей, создавать оптимистическую атмосферу в коллективе. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

А.С.Макаренко был сторонником специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана , но которую именно у нас создадут. Основные принципы этого воспитания:1) уважение и требование 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение ; 6) закалка ;7) труд ;8) коллектив ; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость , игра ; 11) наказание и награда .

самая большая заслуга его заключается в том, что он смог связать гуманистические принципы воспитания детей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудовая деятельность каждого из его членов.

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Гуманистическая педагогика Я. Корчака.

Я́нуш Ко́рчак (Эрш Хе́нрик Го́льдшмит) – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Педагогические идеи

Принцип Корчака, - принцип любви

Принцип выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

Своеобразное представление о правах ребёнка: три основных(по мнению Корчака) 1. Право ребёнка на смерть. 2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть. "Бог дал, бог и взял " В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни..."

Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.

Признание того, что дети - разные.

Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом): "Ох уж эти наши ответы...»

Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). "...В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать..." Корчак

Право ребёнка на уважение. " первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, -- меньше станет и загадок, и ошибок."

Важность размышлений матери, черпающей "не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее.»

Педагогика - наука о человеке: "Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке»

45. Создание единообразной централизованной системы образования в СССР (1931 – 1941).

Введение всеобщего обязательного начального обучения. январь 1934 года XVII съезд Коммунистической партии : ликвидация неграмотности и малограмотности детей, молодежи и взрослых., всеобщее обязательное политехническое обучение. В 1931 году ЦК ВКП(б) : постановление «О начальной и средней школе»: указания о коренном изменении учебно-воспитательной работы школы. Ознакомлен.общеобразоват., знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства в тесной связи обучения с производительным трудом. => новые учебные планы на основе предметного преподавания. ЦК ВКП(б) принял 25 августа 1932 года постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе.) => перегрузка учебным материалом, нодостаточн усвоение, ну увязываются программы по разным предметам. ЦК ВКП(б): урок - основная организационная форма учебной работы. Имеет определённую цель, отличается законченностью. Большое место на уроках занимает систематическое изложение учителем учебного материала в форме рассказа, объяснения, беседы, а в старших классах + школьной лекции. постановление ЦК ВКП(б) «О работу пионерской организации» апрель 1932 года центр внимания пионерорганизации – «задача выработки социалистического отношения к учебе, труду и общественно-практической работе» необходимость повышения идейно политического уровня пионеров. Создают новые, стабильные учебники, рассчитанные на использование их в течение ряда лет. 15 мая 1934 года СНК СССР и ЦК ВКП(б): постановления: «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Весной 1933 года во всех школах были впервые проведены проверочные переводные испытания. Преподавание труда в школе было в 1937 году отменено. ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 года «О педологических, извращениях в системе Наркомпросов».



Наши рекомендации