Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат

Образование России и тенденции мирового развития

Под системой общего образования понимается сово­купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра­зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч­реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в России следующие:

1. Связь образования с конкретными условиями и це­лями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вно­сятся коррективы в содержание образования, организаци­онно-управленческую структуру всей системы образова­ния, условия ее финансирования, права и гарантии граж­дан на получение образования.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образова­тельной сферы, светский характер образования, совмест­ное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образо­вательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, нацио­нальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей.

4. Многотипность образовательных учреждений, мно­гообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учрежде­ниях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования, выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познава­тельными потребностями и социальными интересами.[6]

Тенденции мирового развития образования. Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них яв­ляются следующие:

а) Все большая заинтересованность общества в приобще­нии населения к более высокому уровню образования как пред­посылки социального и морального прогресса.

б) Расширение сети государственных средних общеобразо­вательных и профессиональных школ, а также высших учеб­ных заведений, которые обеспечивают бесплатное образова­ние. В США, например, 90% школ являются государственны­ми. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущест­венного положения.

в) Продолжает сохраняться тенденция платности обра­зования в частных средних общеобразовательных и профес­сиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение в частной школе состав­ляет от 7 до 10 тыс. долларов в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных универ­ситетах она достигает 17—20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое содержание и работать.

г) Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования, выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно мень­ше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном об­разовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.

д) Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США 10% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% — правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность.

е) Расширение принципа муниципального руководства шко­лой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техничес­кую помощь, но не направляет и не контролирует их деятель­ность.

ж) Расширение разнотипных школ и их структурное раз­нообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более позд­них ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со свое­образной внутренней структурой.

з) Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в IX—XII классах в качестве обязательных явля­ются два предмета — английский язык и физическое воспита­ние. Так, в школе «Ньютон Норе» на выбор учащихся предла­гается около 90 предметов.

и) Сочетание школьных занятий с самостоятельной рабо той учащихся в библиотеках, учебных кабинетах. В вышена­званной школе «Ньютон Норе» учебные занятия в неделю со­ставляют 22 часа (по субботам занятия в школе не проводятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1—2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно приобретать или углуб­лять свои знания.

к) Преемственность образовательно-воспитательных уч­реждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования тех­нологии производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации.[7]

4. Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России

Наиболее характерной и общепризнанной особенностью современности на рубеже тысячелетий следует признать кризис образования, который приобрел общемировые масштабы и связан с изменением социальной роли образования. Осознание этой проблемы началось с конца шестидесятых годов после выхода в свет книги Ф. Кумбса "Кризис образования в современном мире". Встреченный многими с недоумением, ныне термин "кризис образования" стал использоваться повсеместно, во всех странах, что называется, от А до Я, от Австралии до Японии. Мировой кризис образования, помимо девальвации традиционных социальных ценностей и поисков нового мировоззрения, характеризуется все более возрастающим различием в уровне и качестве образования между богатыми и бедными странами, а также внутри стран между социальными слоями.
Современный кризис образования вместо ожидаемого перелома в его течении и наступления устойчивого благополучного состояния все более приобретает хронический характер. Сама по себе продолжительность "кризиса", начавшегося, по Кумбсу, с конца сороковых и длящегося по сей день без видимых улучшений, позволяет высказать утверждение, что то, что принято называть кризисом образования, в действительности является новым состоянием образования, то есть не переходным процессом, а именно - новым устойчивым состоянием. Подобно обществу, испытывающему постоянные изменения, образование также вынуждается к постоянным изменениям, приобретает меняющийся вид, столь необычный для едва ли не самой консервативной социальной структуры.

Кризису российского образования в особенности способствовал выход российского общества на мировую арену в новой роли. При этом, наряду с возможностями приобщения к мировому опыту и новыми возможностями развития, обнаружились негативные последствия. Следует видеть, что с общечеловеческими ценностями к нам приходят и общечеловеческие проблемы. В образовании это проблемы учебной мотивации, сексуального воспитания, борьбы с наркотиками, алкоголизмом и насилием в школах, падением учебной дисциплины и т. п. Проблемы обостряются в связи с ослаблением "культурного иммунитета" российского общества в результате общесистемного общественного кризиса. Трудности отечественного образования усугубляются проблемами, стоящими перед всем мировым сообществом и обусловленными общим ходом развития мировой цивилизации.
Анализируя проблемы отечественного образования, важно не замкнуться на выяснении национальных интересов, особенностей национального развития. Важно учитывать, чтопроблемы образования в России выражают специфическим образом общемировые тенденции.Необходимо избегать двух крайностей в оценке состояния современного отечественного образования: с одной стороны, третировать его как отсталое и реакционное, а с другой - безудержно величать за путь, пройденный страной от "сохи до ракеты".
Нельзя не видеть, что существовавшие до середины 80х годов известная экономическая и культурная отгороженность, политика автаркии породили определенный провинциализм и комплекс неполноценности, которые ныне преодолеваются общественным сознанием различными способами - либо путем самоунижения, либо путем самовозвышения. Как бы там ни было, эти явления свидетельствуют о поисках адекватной самооценки и должны быть признаны благотворными в свете предшествовавшей им "борьбы с низкопоклонством перед Западом", порождавшей равнодушно-пренебрежительное невежество в отношении западной культуры, ее достижений и проблем.

Итак, то, что принято называть кризисом образования во всех цивилизованных странах, имеет существенные общие черты с тем, что происходит в сфере образования в нашей стране. Это дает возможность анализировать отечественные проблемы образования и искать их решение, используя мировой опыт, и вместе с тем решать проблемы образования, свойственные всем цивилизованным странам, на отечественном материале, то есть с учетом конкретных условий.

Информационному буму - резкому увеличению объема и скорости обращения информации в современном обществе способствовали:

· научно-техническая революция, превратившая науку в производительную силу общества, создающую информацию о мире, и поставившая получение и распространение научной и технической информации на промышленную основу;

· новые технологии в полиграфии, сделавшие возможными миллионные тиражи ежедневных газет и периодической печати, а также радио, многоканальное телевидение, информационные компьютерные сети - так называемые СМИ (средства массовой информации), создающие и формирующие ежедневную информационную картину мира.
Но главной причиной информационного бума следует признать массовое образование, поставляющее грамотных людей - производителей и потребителей как научной, так и массовой общественной информации.

Непосредственной проблемой, которую породил информационный бум, стала необходимость пересмотра содержания образования. Постоянно увеличивающийся поток научной информации и изменения в научных представлениях, которые с ним связаны, потребовали пересмотра содержания многих "классических" учебников. Компактное и понятное изложение устоявшихся знаний, которое предполагает учебник, стало затруднительным ввиду постоянно ускоряющегося изменения и обновления состава научно-технических и социально-гуманитарных знаний. Кроме того, потребовалось введение новых учебных предметов, вроде информатики, культурологи, экологии, краеведения, безопасности жизнедеятельности и т. п. Наконец, возникла необходимость увеличения сроков обучения.

Информатизация общества в результате развития средств массовой информации, мировых информационных сетей и компьютерных средств обучения явилась и следствием информационного бума, и средством его обуздания, и катализатором его дальнейшего возрастания. Информатизация общества привела к резкому увеличению массовых источников информации (книги, пресса, радио, телевидение, Интернет), которые далеко не всегда оказываются согласованными в своих сообщениях, а то и просто стремятся опровергнуть имеющиеся сообщения или их интерпретацию, сложившуюся ранее. Информатизация поставила перед образованием проблему согласованности знаний, полученных в школе, со знаниями, представлениями, мнениями, нормами и ценностями не только улицы, как это было ранее, но и гораздо более серьезного и информированного соперника - средств массовой информации. Особенность нынешнего состояния образования определяется тем, что разные формы образовательного общения не столько дополняют друг друга, сколько противостоят и противоречат друг другу в той степени, в какой, например, средства массовой информации критикуют систему образования и преподаваемые знания, а система образования видит во внешкольном образовании источник, разрушающий ценности, культивируемые школой.

Появление функциональной неграмотности, то есть неспособности работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные или социальные функции, несмотря на полученное образование, стало следствием не только информационного бума и информатизации, но и резко возросшей социальной динамики - развития и смены технологий в промышленности, структурных изменений в развитии экономики, миграции населения, изменений социально-культурного контекста. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных профессиональных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности. Выпускник учебного заведения оказывается неподготовленным к требованиям, которые предъявляют ему работодатель и социальное окружение. Возникает необходимость доучивания, обучения и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности.

Функциональная неграмотность обострила проблему качества образования и усложнила ее решение. Недостаточно привести в соответствие профессиональную подготовку и требования заказчика (обучающегося, работодателя, общества, государства). Необходимо привести в соответствие темпы изменений того и другого, иначе неизбежны не только запаздывание, но и забегание вперед или даже отрыв школы от жизни.
Все перечисленные выше процессы способствовали появлению и развитию идеи массового непрерывного образования как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем. Непрерывное образование, которое совсем недавно казалось благим, но вряд ли осуществимым намерением, ныне превращается в жизненную необходимость индустриально развитых стран. Традиционное конечное образование, предполагавшее получение общих и профессиональных знаний в течение определенного периода обучения, сменяется образованием, предполагающим приобретение знаний в течение всей социально активной жизни. Но непрерывное образование, выступив способом решения накопившихся проблем, само породило массу новых проблем, в частности, сделало необходимым переосмысление многих фундаментальных педагогических представлений. Развитие систем повышения квалификации (СПК) и переподготовки кадров привело к появлению значительного контингента обучающихся, существенно отличающихся от традиционного школьного и вузовского контингента. При этом понятие "педагог" ("ведущий ребенка") стало не вполне уместным при осмыслении образовательных отношений преподавателя и слушателей СПК, появилась андрагогика. Непрерывное образование отчетливо выявило несводимость образования к обучению, поскольку непрерывное образование не могло осуществляться посредством непрерывного обучения.

Происходящие изменения все более осознавались как радикальные, затрагивающие самые основы педагогических представлений и социального статуса образования в современном мире.В нашей стране общее признание получила необходимость смены педагогической парадигмы, формирование которой связывалось с поисками педагогики, отвечающей новым социально-экономическим условиям. Одним из ее выражений явилась педагогика, ориентированная на личность, в противовес государственной педагогике советского периода. В действительности необходимо вести речь о смене образовательной парадигмы, производной от которой может стать новая педагогическая парадигма. Соединение личностно ориентированной педагогики с непрерывным образованием стало основой развития непрерывного личностно ориентированного образования.

Образование как педагогический процесс

Отметим, что поскольку образование как пред­мет педагогики — это педагогический процесс, то словосочета­ния «образовательный процесс» и «педагогический процесс» бу­дут синонимичными. В своем первом приближении к определе­нию педагогический процесс — это движение от целей образова­ния к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой, поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет уви­деть в нем, прежде всего систему — педагогическую систему(Ю. К.Бабанский).

Под педагогической системой нужно понимать множество взаи­мосвязанных структурных компонентов, объединенных единой обра­зовательной целью развития личности и функционирующих в цело­стном педагогическом процессе.

Педагогический процесс, таким образом, представляет собой спе­циально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удов­летворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагоги­ческого взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимо­действие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, пред­ставляет собой преднамеренный контакт (длительный или времен­ный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием кото­рого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве пе­дагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение вос­питанником и собственную активность последнего, проявляющу­юся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педаго­гической системы два важнейших компонента —педагогов и вос­питанников, выступающих их наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволя­ет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, вли­яющих на его ход и результаты.

Традиционный подход отождествляет пе­дагогический процесс с деятельностью педагога,педагогической деятельностью — особым видом социальной (профессиональной) дея­тельности, направленной на реализацию целей образования: переда­чу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Цель образования как совокупность требований общества в сфе­ре духовного воспроизводства, как социальный заказ является детерминантой (предпосылкой) возникновения педагогических си­стем. В рамках же этих систем она становится имманентной (внут­ренне присущей) характеристикой содержания образования. В нем она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития и раз­вития коллектива и т.д. Она в явном и неявном виде присутству­ет в средствах, а в педагоге и воспитанниках цель образования функционирует на уровне ее осознания и проявления в деятель­ности.

Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической систе­мы, т.е. внешней по отношению к ней силы. Педагогическая сис­тема создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом про­цессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъек­тах — педагогах и воспитанниках.[9]

7. Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции.

Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпыва­ется. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и само­реализацию личности. Причем такие задачи решаются как сти­хийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот це­ленаправленно организованный процесс управления социализа­цией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически зафиксированные в общественном со­знании социальные эталоны (например, спартанский воин, доб­родетельный христианин, энергичный предприниматель, гармо­нично развитая личность).

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики со­циального и технического прогресса. Сегодня мировое сообще­ство неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и эко­номической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и техноло­гиях образования как педагогического процесса.

Итак, образование как социальное явление — это, прежде все­го объективная общественная ценность. Нравственный, интеллек­туальный, научно-технический, духовно-культурный и экономи­ческий потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального разви­тия, уровень экономики и культуры в обществе, характер его по­литических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Об­разование как социальное явление — это относительно самостоя­тельная система, функцией которой является систематическое обу­чение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравствен­ными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содер­жание которых, в конечном счете, определяется социально-экономи­ческим и политическим строем данного общества и уровнем его ма­териально-технического развития.

Образование как социальное явление — это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных — технических, кибернетических, эко­номических и т.п. Система образования — это не замкнутая, же­стко централизованная и упорядоченная система. Она — открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количествен­ному и качественному обогащению, перманентному преобразо­ванию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная систе­ма превращается в дифференцированную и открытую для изме­нений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуаль­ную образовательную траекторию в соответствии со своими обра­зовательными потребностями и способностями.[10]

Педагогические ценности, как и любые другие духовные цен­ности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от соци­альных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образова­тельной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроиз­водства и развития культуры.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламен­тирующие педагогическую деятельность и выступающие как позна­вательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззре­нием в области образования и деятельностью педагога.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их клас­сификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классифика­ция, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценнос­тей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагоги­ческой деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.

Аксиологическое Я как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые ком­поненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-лич­ностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:

• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значи­мость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

• ценности, удовлетворяющие потребность в общении и рас­ширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтны­ми людьми, переживание детской любви и привязанности, об­мен духовными ценностями и др.);

• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой ин­дивидуальности (возможности развития профессионально-твор­ческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

• ценности, позволяющие осуществить самореализацию (твор­ческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помо­щи социально неблагополучным детям и др.);

• ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государ­ственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служеб­ный рост и др.).[11]

8. Национальная доктрина и модернизация образования в России

В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положений, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя признать научной, поскольку заложенные в ней положения противоречат объективным данным о природе человека и его развитии. Сильную и стабильную систему воспитания можно развивать только на объективном фундаменте установленных наукой и подтвержденных практикой положений.

Либерализация общественной жизни вызвала значительный интерес широких слоев населения к образованию как ценности. Впервые в истории российской школы предметом обсуждения становятся не внутрисистемные методики, а социально-ориентированные технологии модернизации общества средствами образования. Социально-экономические реформы, происходящие в последнее десятилетие в стране, влекут за собой необходимость пересмотра ценностных ориентиров, формирования нового мироощущения россиян, вносящих свой исторический опыт, культурное богатство в развитие всего человечества.

Приступая к осуществлению программы модернизации образования, мы спешим внедрить готовые решения, предполагая, что придание современного облика означает приближение к некоей идеальной институциональной организации как желаемой цели. Мы беремся изучать "передовой опыт" стран, где есть единый государственный экзамен, общеобразовательные системы государств, в которых срок обучения - 12 и более лет, стандарты образования, вживляемые в стремительно меняющуюся образовательную среду... При этом обнаруживаются глубокие различия выбираемых для подражания объектов. Это и понятно: лучшие образцы образовательной деятельности не подлежат копированию, они всегда уникальны. В их основе - свободное развитие личности, реализуемое в невероятном многообразии форм и условий социокультурной среды. Ценностью развития оказывается не соответствие кем-то прописанной норме, а, скорее, расхождение с традиционным, уже существующим образом когда-то воплощенной "модернизации"; несоответствие, возникающее в результате совмещения процессов воспроизводства ценностных ориентиров и рождения новых.

Образовательное пространство становится все более безликим, а также - тенденция последних лет - теневым. Задачей реформы является не только обновление содержания образования, а глубокие изменения образовательной среды и педагогической деятельности как таковой. Педагогическая наука должна взять на себя смелость исследовать негативные тенденции в образовании, обнажающие бедственное материальное положение образовательных учреждений, социальное бесправие и нищету участников образовательного процесса. В социальных науках еще не получил оценки феномен патриотизма рядового учителя, продолжающего вопреки невероятным трудностям "сеять разумное, доброе, вечное".

Освоение новой реальности меняет структуру внутреннего мира человека, вырабатывает новые отношения в системе образования и профессиональной деятельности. Реформирование образования - переход к новому мышлению, основанному на новом видении мира. Поэтому главной задачей становится не простое удовлетворение интересов личности, а формирование у человека как существа биосоциального новых потребностей, новых образовательных запросов. При этом личность придает направленность развитию социума, а общество стремится удовлетворить интересы государства - гаранта прав личности.

Недостаточно осознаны глубинные ресурсы гуманитаризации образования, скрытые в перспективах его реформирования. Глобальная коммуникация современного общества, характер отношений между участниками образовательного процесса вызывают потребность в особой, культурологической направленности образовательного процесса. Необходимо придание нового смысла процессу гуманитаризации за счет преодоления разобщенности естественнонаучного и гуманитарного образования. Содержание учебных дисциплин естественно-математического цикла должно включать в себя гуманитарные знания.

Укажем некоторые возможные пути преодоления кризиса с использованием оправдывающего себя зарубежного опыта образовательной деятельности. Необходим выбор студентами индивидуального учебного плана, преподавателя, темпа образования. Реальная возможность проходить часть образовательных программ в ведущих вузах страны и мира при условии согласования учебных планов российских и зарубежных университетов сделает наше образование открытым и привлекательным для сотрудничества. Выполнению этого условия мешает безнадежно неэффективная система обучения иностранным языкам в школе и вузе.

Вполне возможно снижение аудиторной нагрузки студентов за счет права свободного посещения занятий по: общественным дисциплинам (при расширении количества элективных курсов, отражающих интересы различных социальных групп); физвоспитанию (при широком выборе различных видов спортивной деятельности и доступности спортивных объектов); иностранному языку (английский язык должен быть освоен на высоком уровне уже в школе, а второй, также обязательный, может изучаться в вузе по программам дополнительного образования).

Следует разрешить беспрепятственный переход с одной специальности на другую, возникающий в результате свободного выбора индивидуального учебного плана. Ажиотажный спрос на "престижные" специальности будет регулироваться уровнем требований к обучению и рынком труда, определяющим спрос на специалиста.

Целесообразно сократить число учебных предметов. Вместо контроля знаний по отдельным предметам нужна интегративная проверка знаний, умение добывать их, управлять информационными потоками. Учебные предметы при этом приобретут столь желанную прикладную направленность.

Обновлению средней и высшей школы может способствовать введение единого государственного экзамена, который невозможен без комплексных мер по регионализации образования. Важны не только сами технологии его проведения (это проблема, несомненно, общефедеральная), а отношения конкуренции, которые впервые возникают между вузами. Обостряются противоречия между регионами и центром в "борьбе" за лучших выпускников школ. Возникающая при этом "утечка мозгов" из регионов может вызвать противостояние интересов регионов и центра.

Единый государственный экзамен - сложная проблема образования. В самый ответственный момент развития личности - в момент окончания школы - происходит глубокая переориентация всей учебной деятельности, все внимание сосредоточивается на подготовке к тестам, в которых востребована лишь малая толика потенциала образования.

Единый экзамен должен выступать в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения. При реальном отличии качества образования в городе и сельской местности, порожденном разным уровнем жизни, существуют и различия, вызванные ментальностью социальных групп и этносов. Вот почему регионализация образования есть не механическое дополнение основного образования краеведческим материалом, а включение в его фундаментальные основы культурологического фактора, отражающего жизнь реального человека в конкретных условиях. Новая миссия образования, и в первую очередь университетского, - создавать гармоничную целостность образовательного пространства за счет открытости глобальных образовательных процессов для любого индивида.

Вместе с тем, прогнозировать социальные последствия единого экзамена очень сложно: трудно представить себе, каким будет усиление активно

Наши рекомендации