Пед.мастерство и пед.творчество в деятельности учителя
Понятие педагогического мастерства. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.
Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать.
Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает.
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Компоненты педагогического мастерства. В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга
Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно-деятельностного подхода. Н. Н.Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий.
Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.
Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.
Владение основами педагогической техники - необходимое условие овладения технологией общения.
Необходимая в деятельности учителя культура речи - это правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции
А. С. Макаренко подчеркивал необходимость владения словом:
Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевые умения, умения мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Пед.творчество требует от учтеля умения наблюдать, анализировать и исследовать воспитательный процесс, вскрывать его противоречия и движущие силы.
21. реализация и защита прав детей в образовательном учреждении. Конвенция о правах ребенка
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно
Конвенция ООН о правах ребенка это единый документ, имеющий юридическую силу, касающийся детей. Состоит из 54 страниц, детализирующий индивидуальные права, когда ч-к в возрасте до 18 лет на полном развитии своих возможностей в условиях свободы от голода и нужды, жестокой эксплуатации и др форм злоупотреблений. Конвенция была принята 20 ноября 89 года и вступила в силу 2 сентября 1990 г.. К настоящему времени 139 стран либо подписали ее, либо стали участниками. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей, их развитие и защиту и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивает его настоящее и будущее. В числе наиболее остро стоящих проблем рассматриваются: обязательства по отношению к детям живущим в наиболее неблагоприятных условиях, защита от сексуальных и иных видов эксплуатации, наркомании, детской преступности, дети в вооруженных конфликтах. Образование является предметом, рассматриваемым в 2-х статьях 27 и 28. Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому, доступность высшего образования. Особый акцент делался на равенстве образования ♂и ♀. В некоторых школах существует попытка реализовать права детей, вводят предмет право, на котором им рассказывают об их правах и свободе. Права детей печатают на некоторых дневниках и тетрадях. Дети могут их знать, но понимать или использовать не правильно. Образовательные программы это реальный механизм реализации прав ребенка. Есть конвенция, но нет механизма полностью осуществлять права ребенка.
Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государств-участников обязанности:
— обеспечивать доступность среднего образования, общего и профессионального, на бесплатной основе;
— обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
— принимать меры к регулярному посещению детьми школ, к снижению числа детей, покидающих школы.
22. взаимодействие школы и семьи: задачи, содержание, формы совместной деятельности
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Координация д-ти семьи и школы осуществляется
1. координация планов воспит.работы пед.коллектива школы, родительского комитета с четким распределением ф-ций каждого
2. организация силами школы систематического обучения родителей наиболее эффективным работе с детьми
3. тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов выполненных работ
Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие разные названия: род. комитет, советы, конгресс, ассоциации. Во многих случаях составляется совместный план семьи и школы. Главное требование – обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности. Родители получают доступ к рассмотрению вопросов: выбор предметов, определение объема знаний, составление учебного плана. Совместная работа школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных , интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Современные семьи воспитываются в основном на принципе гуманистической педагогики – креативности – свободное развитие способностей детей., гуманизма, признание личности в качестве абсолютной ценности, демократизма – установление равноправия, ретроспективности – осущ воспитания на традициях народной педагогики, приоритета – нравственных общечеловеческих норм и ценностей, гражданственности – осознание своего я в обществе. Главную нагрузку по обеспечению связи школы и семьи ложится на классного руководителя. Свою д-ть он организовывает через классный родительский комитет,род.собрание, учителей, работающих в этом классе.
Важной частью явл личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизнина месте, согласованность и координация с родителями, совместных мер по усилению воспт воздействия. Традиционной явл просвещенческая ф-ция – многие семьи нуждаются в пед советах, прогрессивной поддержке. Однако, пытаться изменить отношения внутри семьи дело обреченное на провал. Надо стремиться советовать родителям как обращ-ся с детьми –бесперспективно. Утраченный интерес к школе у родителей можно возродить только через успехи у ребенка. Для налаживания связи школа ↔семья м.б. применены внеклассные и внешкольные мероприятия, кот проводятся с родителями. Показательные выступления детей для родителей. Совместная д-ть в классе (уборка)
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами: 1) знанием объективных закономерностей педагогического процесса; 2) четким представлением социальных функций школы в современных условиях; 3) пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи; 4) практической подготовленностью учителя к работе с родителями, общественностью по воспитанию подрастающего поколения.
Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, - научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.
Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.
Система работы руководства школы, классного руководителя с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов и должна отвечать ряду требований, таких как:
• целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные, насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, к семье;
• повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей; работа постоянного педагогического семинара "Семейная педагогика" или "Совершенствование семейного воспитания" и др.; учет особенностей микрорайона, села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и выявление педагогической запущенности детей; использование передового педагогического опыта, обобщение положительного опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы, проводимой с родителями;
• выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, правомерными, предъявляться в тактичной форме.
• формирование действенной общественной родительской организации